Цель курса: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях, учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения.
Задачи дисциплины:
Сформировать у студентов представление о специальной педагогике как особой области знаний, о взаимосвязи ее с науками о человеке и практическим опытом образования и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Развить психолого-педагогическое сознание студентов на основе расширения понятийного аппарата, овладения базовой системой профессионально-педагогических знаний и умений.
Раскрыть биологические, психолого-педагогические и социально-экономические аспекты проблемы нарушения раз вития;
Познакомить будущих специалистов с основными видами нарушений физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного и школьного возраста;
Показать единство закономерностей нормального и нарушенного развития детей и подростков с различными видами отклонений, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания;
Познакомить с организацией в России системы помощи, специального образования и системой специальных учреждений для детей и подростков с нарушениями развития;
Познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития, раскрыть некоторые пути преодоления данных нарушений;
Познакомить с работой психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения;
Повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с исключительными детьми.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Специальная педагогика» студенты должны знать:
- научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические;
основные категории специальной педагогики (дефект, нарушения психофизического развития, дизонтогенез, аномальный ребенок, коррекция, компенсация, социальная адаптация, социальная реабилитация, специальное (коррекционное) образование);
основные виды дефектов, психофизические особенности и категории детей с нарушениями развития;
законодательные акты, определяющие основные права детей и инвалидов;
- технологии, методы, формы, средства специального образования;
- современную систему специальных образовательных услуг;
организацию работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).
Студенты должны уметь:
работать с личным делом и медицинской картой учащихся;
выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе детей с ограниченными возможностями здоровья, намечать пути их преодоления;
организовывать и осуществлять коррекционно-образовательный процесс.
Темы для самостоятельного изучения
№№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Тема
| Коли-чество часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
|
|
|
|
|
| I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)
| 24
|
|
| Система помощи детям с нарушениями в развитии в России
| История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект)
| 2
| Аудиторная контрольная работа
|
| Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики
| Система работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы по социальной адаптации учащихся
| 2
| Аудиторная контрольная работа
|
| Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики
| Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии
| 2
| Подготовка библиографического списка по проблеме
|
|
|
|
|
| II. Темы для самостоятельного изучения
| 12
|
|
| Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики
| Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии
| 2
| Деловая игра
|
| Профилактика нарушений психофизического развития
| Сохранение и укрепление здоровья детей, проживающих в неблагоприятных эколого-гигиенических условиях
| 2
| Лабораторное занятие в базовом (до- или школьном) учреждении системы специального образования
|
|
|
|
|
| III. Контрольные вопросы и задания
| 7,7
|
|
| Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики
|
| 0,5
| Понятийный диктант
|
| Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК)
|
| 0,5
| Представить таблицу «Современная психолого-педагогическая классификация лиц с ограниченными возможностями»
|
| Система помощи детям с нарушениями в развитии в России
|
| 0,5
| Представить схему «Современная система специальных образовательных услуг»:
медико-социально-педагогический патронаж;
дошкольное–школьное-постшкольное специальное образование;
профессиональная подготовка и адаптация;
социальное сопровождение
|
|
|
|
|
| IV. Практическая работа студентов исследовательского характера
| 2
| Подготовка и написание реферата.
Подготовка и написание курсовой работы.
|
|
|
|
|
| V. Зачетные тестовые задания по всему курсу
| 2
|
|
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект) План
Основные терминологические понятия в специальной педагогике и психологии.
Понятия нарушений в развитии человека их причины.
Статистические сведения о детях с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.
Информационные сведения Мурманской области статистического управления о положении детей с отклонениями в развитии.
Классификация детей с нарушениями развития.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Дайте определения понятий «аномалия», «нарушенное развитие», «физический и психический недостатки».
Перечислите причины врожденных и приобретенных нарушений в развитии человека.
Дайте определение понятиям специальной (коррекционной) педагогики.
Проанализируйте классификации нарушений в развитии человека.
Охарактеризуйте основные группы детей с нарушениями в развитии.
Рекомендуемая литература:
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1999.
Коррекционная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Б.П. Пузанова – М., 1998.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П., Основы дефектологии: Учеб. пособие. – М., 1990.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
Проект Федерального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями в состоянии здоровья (специальном образовании)». – М., 1999.
Специальная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.
Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Психолого-педагогическая характеристика лиц с сенсорными нарушениями План
Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями слуха
Причины нарушения слухового анализатора.
Классификация детей с нарушениями слуха.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.
Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями зрения.
Причины нарушения зрения.
Классификация детей с нарушениями зрения.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по 1 вопросу
Представьте определения понятий «глухие», «слабослышащие», «позднооглохшие».
Перечислите основные причины нарушения слуха.
Какие критерии используют при определении степени нарушения слуха?
Составьте таблицу «Особенности речи глухих и слабослышащих детей».
Представьте схему, характеризующую систему обучения глухих.
Рекомендуемая литература:
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. – М., 1988.
Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. – М., 1992.
Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. – М., 1987.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие. – М., 1990.
Специальная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.
Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Книга для воспитателей. – М., 1995.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по 2 вопросу
Каковы причины нарушения зрительной функции?
Проанализируйте классификацию лиц с нарушением зрения.
Составьте таблицу психолого-педагогической характеристики слепых детей.
Ставьте таблицу психолого-педагогической характеристики слабовидящих детей.
Представьте схематично основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения.
Рекомендуемая литература:
Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.
Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Основные виды нарушений речи у детей и подростков План
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
Биологические и социально-психологические факторы и причины, вызывающие речевые нарушения в детском возрасте.
Современные действующие классификации нарушений речи.
Основные виды логопедической помощи детям.
Система обучения и воспитания лиц с речевыми нарушениями в Российской Федерации.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Составьте терминологический словарь, используя «Большую медицинскую энциклопедию», «Педагогический словарь», «Дефектологический словарь» и др.:
аглоссия; - прикус;
гнусавость (ринолалия); - псевдоголос;
ларингит; - уранопластика;
леворукость; - хитизм;
мутация голоса; - эхолалия.
абтураторы;
Выполните графическую работу следующего содержания:
строение речевого анамулятора;
головной мозг с выделением речевых зон.
Перечислите причины нарушения речи: органические и функциональные.
Охарактеризуйте клинико-педагогический и психолого-педагогический подход к классификации нарушений речи.
Нарушения чтения. Причины. Проявления. Коррекция.
Нарушения голоса. Причины. Проявления. Коррекция.
Нарушения темпа и ритма речи. Причины. Проявления. Коррекция.
Мутизм. Профилактика и преодоление.
Проанализируйте состав вверенного вам коллектива детей по имеющимся речевым нарушениям.
Наличие речевых нарушений
| №№
п/п
| Общее количество детей в классе
| в устной речи
| в письменной речи
| чтение
| письмо
| дисла-лия
| заика-ние
| О Н Р
| голос
| др.
нар.
| алексия
| дисле-сия
| агра-фия
| дисгра-фия
| кол-во
| %
| кол-во
| %
| кол-во
| %
| кол-во
| %
| кол-во
| %
| кол-во
| %
| кол-во
| %
| кол-во
| %
| кол-во
| %
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опишите и обоснуйте влияние речевых нарушений на ход развития ребенка.
Чем отличаются дети с нарушениями речи от других известных вам категорий аномальных детей, у которых также могут отмечаться различные речевые дефекты?
Рекомендуемая литература:
Беккер К.П., Совак М. Логопедия. Заикание. – М., 1998.
Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.
Расстройства речи у детей и подростков/ Под. ред.С.С. Ляпидевского. – М., 1969.
Филичева Т.Б., Чебелева Н.А., Черкина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1996.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
|