Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/10
Дата публикации27.02.2014
Размер1.09 Mb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Психология > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Цель курса: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими от­клонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в общеобразователь­ных дошкольных и школьных учреждениях, учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения.

Задачи дисциплины:

  1. Сформировать у студентов представление о специальной педагогике как особой области знаний, о взаимосвязи ее с науками о человеке и практическим опытом образования и воспитания детей с отклонениями в развитии.

  2. Развить психолого-педагогическое сознание студентов на основе расширения понятийного аппарата, овладения базовой системой профессионально-педагогических знаний и умений.

  3. Раскрыть биологические, психолого-педагогические и со­циально-экономические аспекты проблемы нарушения раз­ вития;

  4. Познакомить будущих специалистов с основными видами нарушений физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного и школьного возраста;

  5. Показать единство закономерностей нормального и нарушенного развития детей и подростков с различными видами отклонений, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания;

  6. Познакомить с организацией в России системы помощи, специального образования и системой специальных учреждений для детей и подростков с нарушениями развития;

  7. Познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития, раскрыть некоторые пути преодоления данных нарушений;

  8. Познакомить с работой психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения;

  9. Повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с исключительными детьми.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Специальная пе­дагогика» студенты должны знать:

- научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические;

  • основные категории специальной педагогики (дефект, нарушения психофизического развития, дизонтогенез, аномальный ребенок, коррекция, компенсация, со­циальная адаптация, социальная реабилитация, специаль­ное (коррекционное) образование);

  • основные виды дефектов, психофизические особенности и категории детей с нарушениями развития;

  • законодательные акты, определяющие основные права де­тей и инвалидов;

- технологии, методы, формы, средства специального образования;

- современную систему специальных образовательных услуг;

  • организацию работы психолого-медико-педагогической кон­сультации (ПМПК).


Студенты должны уметь:

  • работать с личным делом и медицинской картой учащихся;

  • выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе детей с ограниченными возможностями здоровья, намечать пути их преодоления;

  • организовывать и осуществлять коррекционно-образовательный процесс.


Темы для самостоятельного изучения



№№

п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Коли-чество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

2.

3.

4.

5.
















I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)

24






Система помощи детям с нарушениями в развитии в России

История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект)

2

Аудиторная контрольная работа



Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики

Система работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы по социальной адаптации учащихся

2

Аудиторная контрольная работа



Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

2

Подготовка библиографического списка по проблеме
















II. Темы для самостоятельного изучения

12






Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики

Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии

2

Деловая игра



Профилактика нарушений психофизического развития

Сохранение и укрепление здоровья детей, проживающих в неблагоприятных эколого-гигиенических условиях

2

Лабораторное занятие в базовом (до- или школьном) учреждении системы специального образования
















III. Контрольные вопросы и задания

7,7






Объект, предмет, цели и основные категории специальной педагогики




0,5

Понятийный диктант



Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК)




0,5

Представить таблицу «Современная психолого-педагогическая классификация лиц с ограниченными возможностями»



Система помощи детям с нарушениями в развитии в России




0,5

Представить схему «Современная система специальных образовательных услуг»:

  • медико-социально-педагогический патронаж;

  • дошкольное–школьное-постшкольное специальное образование;

  • профессиональная подготовка и адаптация;

  • социальное сопровождение
















IV. Практическая работа студентов исследовательского характера

2

Подготовка и написание реферата.

Подготовка и написание курсовой работы.
















V. Зачетные тестовые задания по всему курсу

2






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект)
План

  1. Основные терминологические понятия в специальной педагогике и психологии.

  2. Понятия нарушений в развитии человека их причины.

  3. Статистические сведения о детях с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.

  4. Информационные сведения Мурманской области статистического управления о положении детей с отклонениями в развитии.

  5. Классификация детей с нарушениями развития.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Дайте определения понятий «аномалия», «нарушенное развитие», «физический и психический недостатки».

  2. Перечислите причины врожденных и приобретенных нарушений в развитии человека.

  3. Дайте определение понятиям специальной (коррекционной) педагогики.

  4. Проанализируйте классификации нарушений в развитии человека.

  5. Охарактеризуйте основные группы детей с нарушениями в развитии.


Рекомендуемая литература:

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.

  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.

  4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1999.

  5. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Б.П. Пузанова – М., 1998.

  6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П., Основы дефектологии: Учеб. пособие. – М., 1990.

  7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

  8. Проект Федерального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями в состоянии здоровья (специальном образовании)». – М., 1999.

  9. Специальная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

  10. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Психолого-педагогическая характеристика лиц с сенсорными нарушениями
План

    1. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями слуха

    1. Причины нарушения слухового анализатора.

    2. Классификация детей с нарушениями слуха.

    3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

    1. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями зрения.

    1. Причины нарушения зрения.

    2. Классификация детей с нарушениями зрения.

    3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.


Вопросы и задания для самостоятельной работы по 1 вопросу

  1. Представьте определения понятий «глухие», «слабослышащие», «позднооглохшие».

  2. Перечислите основные причины нарушения слуха.

  3. Какие критерии используют при определении степени нарушения слуха?

  4. Составьте таблицу «Особенности речи глухих и слабослышащих детей».

  5. Представьте схему, характеризующую систему обучения глухих.


Рекомендуемая литература:

  1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. – М., 1988.

  2. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. – М., 1992.

  3. Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. – М., 1987.

  4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие. – М., 1990.

  5. Специальная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

  6. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Книга для воспитателей. – М., 1995.


Вопросы и задания для самостоятельной работы по 2 вопросу

  1. Каковы причины нарушения зрительной функции?

  2. Проанализируйте классификацию лиц с нарушением зрения.

  3. Составьте таблицу психолого-педагогической характеристики слепых детей.

  4. Ставьте таблицу психолого-педагогической характеристики слабовидящих детей.

  5. Представьте схематично основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения.

Рекомендуемая литература:

  1. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

  2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.

  3. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.

  4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

  5. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Основные виды нарушений речи у детей и подростков
План

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.

  2. Биологические и социально-психологические факторы и причины, вызывающие речевые нарушения в детском возрасте.

  3. Современные действующие классификации нарушений речи.

  4. Основные виды логопедической помощи детям.

  5. Система обучения и воспитания лиц с речевыми нарушениями в Российской Федерации.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Составьте терминологический словарь, используя «Большую медицинскую энциклопедию», «Педагогический словарь», «Дефектологический словарь» и др.:

  • аглоссия; - прикус;

  • гнусавость (ринолалия); - псевдоголос;

  • ларингит; - уранопластика;

  • леворукость; - хитизм;

  • мутация голоса; - эхолалия.

  • абтураторы;

  1. Выполните графическую работу следующего содержания:

  • строение речевого анамулятора;

  • головной мозг с выделением речевых зон.

  1. Перечислите причины нарушения речи: органические и функциональные.

  2. Охарактеризуйте клинико-педагогический и психолого-педагогический подход к классификации нарушений речи.

  3. Нарушения чтения. Причины. Проявления. Коррекция.

  4. Нарушения голоса. Причины. Проявления. Коррекция.

  5. Нарушения темпа и ритма речи. Причины. Проявления. Коррекция.

  6. Мутизм. Профилактика и преодоление.

  7. Проанализируйте состав вверенного вам коллектива детей по имеющимся речевым нарушениям.




Наличие речевых нарушений

№№

п/п

Общее количество детей в классе

в устной речи

в письменной речи

чтение

письмо

дисла-лия

заика-ние

О Н Р

голос

др.

нар.

алексия

дисле-сия

агра-фия

дисгра-фия

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%


























































































































  1. Опишите и обоснуйте влияние речевых нарушений на ход развития ребенка.

  2. Чем отличаются дети с нарушениями речи от других известных вам категорий аномальных детей, у которых также могут отмечаться различные речевые дефекты?


Рекомендуемая литература:

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. Заикание. – М., 1998.

  2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.

  3. Расстройства речи у детей и подростков/ Под. ред.С.С. Ляпидевского. – М., 1969.

  4. Филичева Т.Б., Чебелева Н.А., Черкина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

  5. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1996.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск