Скачать 80.83 Kb.
|
Краевое государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Железногорская санаторная школа-интернат» Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено: Директор Зам. директора на заседании кафедры Железногорской по УВР Протокол №_______ санаторной школы-интернат ____________________ _________________ от «___»_______ _____г. «___»__________ ____ г. «___»_________ ____ г. Программа групповых коррекционно-развивающих занятий с учащимися седьмых и восьмых классов «Хочу-могу-буду» Составитель – педагог-психолог высшей категории Двирная О.В. 2012-2013 Пояснительная записка С наступлением пубертатного периода поведение некоторых детей обращает на себя внимание, прежде всего нарушением норм, несоответствием его получаемым советам и рекомендациям. Оно также не соответствует нормативным требованиям семьи, школы и общества. В этом возрасте у детей появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Основным моментом в подростковом возрасте является социальное взросление, в котором наиболее выражается зрелость личности:
Подростковый период по Д.Б.Эльконину (младшие подростки от 11 лет до 14 лет) характеризуется ведущей деятельностью – межличностное общение. Новообразования психики: чувство взрослости; овладение нормами коллективной жизни; критическое отношение к окружающим. Для работы с подростками я использую упражнения, которые направлены на саморазвитие личности детей, то есть на осознание ими собственных сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Данная программа рассчитана на учащихся среднего звена. Форма проведения: индивидуальные и групповые занятия. Содержание программы: Программа состоит из двух блоков: «Самопознание: Кто Я есть?», «Самопознание: Я и другие» Занятия первого блока «Самопознание: Кто Я есть?» посвящены самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем, знакомству с чертами личности, формированию возможностей распознавать личностные качества, умению принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Осознание своих способностей поможет более успешно и качественно выполнять различные задания, игры, ситуации, когда нет единого правильного ответа, а есть множество выборов. Это потребует от учащихся формирования собственной позиции. Кроме того, предусмотрены ситуации, когда ребёнок может использовать приобретенные навыки, умения и знания. Занятия второго блока «Самопознание: Я и другие» посвящены обучению взаимодействию с людьми и развитие социальных навыков общего плана. В данный раздел включены психотехнические приемы, позволяющие уверенно излагать свою позицию, аргументировать ее, проявлять настойчивость в отстаивании собственных прав, защищать свои интересы, противостоять давлению, обвинению, принимать критику, обращаться за помощью, делать шаги к применению. Данная программа предусматривает формирование ключевых компетенций, позволяющих быть адаптированным к условиям окружающего мира и социально значимым для взрослых и сверстников:
Цель: способствовать формированию психологической устойчивости личности подростка к различным социальным ситуациям Поставленная цель требует решения следующих задач:
Сроки реализации программы: данная программа рассчитана на 17 час (1 час в неделю). Прогнозируемый (ожидаемый) результат:
Принципы проведения: доверие, искренность в общении; активность учащихся; творческая позиция; диалогичность. Методы: ролевые игры, дискуссия, методы предъявления и отыгрывания психологической информации, практические упражнения, «рабочие листы», упражнения для "разогрева" группы. Приемы: оцени поступок, обсуждение притчи, «Неоконченные предложения», рассказ о себе и других, распределение ролей, «Активное слушание», «Я-высказывания», распределение инициативы, инструктирование. Содержание программы
Список используемой литературы: 1. Гущина Т.Н. Я и мои ценности…: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. – М.: АРКТИ, 2008. 2. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М.Ю.Михайлина, М.А.Павлова, - Волгоград, 2009. 3. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике отклоняющегося поведения/Авт.-сост. В.И.Екимова. – М.:АРКТИ, 2007. 4. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – М.,2001. 5. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб, 2007. 6. Шмидт. В.Р. Психологическая помощь родителям и детям, - М, 2007. 7. Юдина И.Г. «Когда не знаешь, как себя вести …». Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу: - М., 2007. |