Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.07 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.02.2014
Размер95.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ УРОКОВ РАЗЛИЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Заместитель директора МБОУСОШ № 68 Перцевая Л.В.
(Слайд) Основной целью обновления системы образования и целью внедрения стандартов как инструмента осуществления обновлений является достижение нового качества образовательных результатов, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется в практической жизни. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации.
Эти цели не являются новыми для системы образования, их формулировали и обосновывали великие деятели российской и мировой культуры на протяжении нескольких последних веков. Однако отличительной особенностью нынешней ситуации является то, что сегодня эти цели нормативно закреплены Законом РФ «Об образовании» (статья 14) Главной целью образования становится «обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации».
Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации процесса обучения, новых типов урока, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, метода работы, который реализует поставленные цели. Современной психолого – педагогической наукой накоплен богатый опыт в решении целого ряда новых образовательных задач. Сегодня трудами многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности, но наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», которая развивает не только учебную деятельность учащихся, но и повышает качество образования.

(Слайд) Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.

Обучать деятельности – это, значит,

-делать учение мотивированным,

-учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути,

в том числе средства, ее достижения

(т.е. оптимально организовывать свою деятельность),

- помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и

самоконтроля, оценки и самооценки.

При этом данная новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей, позволяет оптимизировать учебный процесс, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Таким образом, в настоящее время достаточно чётко выделены основные отличия современного традиционного урока от современного урока системно-деятельностной направленности. Они следующие:

(слайд)

1. Цели обучения. Если традиционная модель обучения ставит перед собой цель формирование знаний, умений и навыков, то системно-деятельностная модель - выращивание функционально грамотной личности, т.е. личности, способной и готовой с помощью ЗУН решать различные задачи.
2. Участники процесса обучения. В традиционной модели учитель – субъект с функцией транслятора, ученик – объект с качествами хорошего исполнителя, а родители – объекты воздействия учителя, классного руководителя, администрации школы. В деятельностной модели - учитель – организатор процесса познания, ученик – субъект поисково-исследовательской деятельности, а родители – активные помощники учителя.
3. Способы работы. Заучивание, запоминание и традиционные методы обучения – это в традиционной модели. «Открытие» нового знания, поисково-исследовательская деятельность, образовательные технологии (проблемно – диалоговые, проектные, информационно – коммуникативные) – это при использовании системно-деятельностного метода обучения.
4. Система оценивания. В традиционной модели требования предъявляются к результату, оценка и отметка практически не разводятся и оценка дается только учителем на основе его знаний и опыта. В развивающей образовательной системе наблюдается трехуровневый подход к оцениванию: обязательный минимум – программные требования – индивидуальный максимум. При оценивании процесса и результата отметка ставится только за результат решения задачи, объект оценивания – предметные ЗУНы, общеучебные умения, ключевые компетенции.
5. Общение учителя и учащихся. В традиционной модели – это формальное, основанное на подчинение учеников учителю, в развивающей системе – сотрудничество, в котором ценится собственное мнение ребенка.
6. Организационные формы обучения. Фронтальная работа – в традиционной модели, фронтальная и коллективная (пары и группы) – в развивающей деятельностной модели.
Уроки с применением системно-деятельностного метода несмотря на достаточно большую подготовку со стороны учителя, являются наиболее интересными и для учителя, и для детей. Дети на этих уроках не просто получают знания или тренируются в решении задач – они самостоятельно находят свои способы решения или ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно их исправить и убедиться в правильности их исправления, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, т.к. от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Всё это доказывает как за последние десятилетия обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования, подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. (слайд)
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Исходя из этого в последние годы в работах многих педагогов-ученых и практиков сформировались новые дидактические требования, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

(слайд)

Основные из них:

1. Принцип деятельности.

Он заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Таким образом, основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. А обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире.

Еще Я.А.Коменский отмечал, что явления нужно изучать во взаимной связи, а не разрозненно (не как «кучу дров»). В наше время этот тезис приобретает еще большую значимость. Он означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но гораздо глубже его. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности.

Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

4. Принцип минимакса.

Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем обучение в массовой школе сориентировано на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых. Чтобы учесть индивидуальные особенности учащихся, часто выделяют 2, 3, 4 уровня. Однако реальных уровней в классе ровно столько, сколько детей! Возможно ли их точно определить? Не говоря уже о том, что практически трудно учесть даже четыре - ведь для учителя это означает 20 подготовок в день!

Выход прост: выделить всего лишь два уровня - максимум, определяемый зоной ближайшего развития детей, и необходимый минимум. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

Система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмет все и пойдет дальше. Все остальные будут в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.

Работа ведется на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный результат и успех. Это позволит сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от «двойки», что гораздо важнее для развития мотивационной сферы.
5. Принцип психологической комфортности.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

Однако психологическая комфортность необходима не только для усвоения знаний - от этого зависит физиологическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, создание атмосферы доброжелательности позволит снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
6. Принцип вариативности.

Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

С другой стороны, принцип вариативности обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности - качество обучения.
7. Принцип творчества (креативности).

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на

творческое начало в учебной деятельности школьников, приоб-

ретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Речь здесь идет не о простом «придумывании» заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего имеется в виду формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное «открытие» ими новых способов действия.

Таким образом, перечисленные дидактические принципы в определенной мере необходимы и достаточны для реализации современных целей образования и смогут обеспечить тройной эффект:

  • более качественное усвоение знаний

  • мощное развитие интеллекта, творческих способностей

  • воспитание активной личности.

« Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И.Гёте. Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях. Такие уроки – развивающие уроки.

(слайд)

В соответствии с целями их можно распределить в четыре группы:

  • уроки открытия новых знаний;

  • уроки рефлексии;

  • уроки-тренинги;

  • уроки контроля.


Сегодня вашему вниманию мы предлагаем из перечисленных 4-ёх типов – два: урок «открытия» нового знания по математике в 4 классе (тема: «Площадь прямоугольного треугольника») – учитель –тьютор Зайцева О.Н. и мастер-класс урока рефлексии по русскому языку в 3 классе (тема: «Написание предлогов и приставок») – учитель-тьютор Гусева М.Е.


Свое выступление мне хочется закончить притчей.
Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Все в наших руках, уважаемые коллеги. Мы в пути, приглашаем и вас присоединиться к нам и вместе с нами осваивать специфику уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного метода.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск