П С И Х О Д И А Г Н ОС Т И К А
Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения; определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, в общении и психоэмоциональных состояниях.
|
№
| Задачи
| Направление
| Формы работы
| Сроки
| Выход
| Результат
|
1.
| Исследование вновь прибывших обучающихся
| Познавательная сфера: память, внимание, мышление. Эмоционально-волевая сфера: уровень тревожности. Учебная мотивация.
| Индивидуальное тестирование
| В течение года
| Заключение уровня развития школьника
| Рекомендации
по
выбору
образовательной
программы
|
2.
| Диагностика обучающихся
1,5-ых классов на предмет психологической адаптации к младшему, среднему школьным звеньям
| Эмоционально-волевая, мотивационная, личностная сферы.
| Индивидуальное, групповое тестирование
| конец сентября - октябрь
| Карта психолого-медико-педагогической помощи ребенку.
Карта индивидуального развития.
Комплектование групп.
Составление расписания.
|
3.
| Углубленное изучение обучающихся школы, имеющих рекомендации ПМПк (дети с ОВЗ, слабоуспевающие обучающиеся и дети с проблемами в поведении).
| Познавательная сфера: внимание, мышление, память, работоспособность. Эмоционально-волевая и мотивационная сферы; определение психических состояний младших школьников.
| Индивидуальное тестирование
| Октябрь;
Март-апрель
|
4.
| Психологическое обследование учащихся 1-5-х классов с целью выявления одаренных детей
| Творческое мышление
| Групповое тестирование
| Октябрь-ноябрь
| Информационно-аналитическая справка
| Составление банка данных
|
5.
| Углубленное психологическое обследование слабоуспевающих учащихся 2-5-х классов для определения уровня психического развития (подготовка к ПМПК)
| Познавательная, мотивационная, эмоционально-волевая сфера
| Групповое, индивидуальное тестирование
| Январь
| Создание банка данных, написание характеристик Информационно-аналитическая справка
| Разработка программ психолого-педагогической работы со слабоуспевающими обучающимися.
|
6.
| Определение дошкольной зрелости детей, посещающих «Субботнюю школу будущего первоклассника»
| Познавательная, эмоциональная сфера
| Индивидуальное, групповое тестирование
| Январь-май
| Заключение уровня развития дошкольника
| Отслеживание динамики развития учащихся. Создание банка данных.
Прогноз адаптации к УВП
|
7.
| Диагностика 4-х классов – готовность к переходу в среднее звено
| Познавательная, эмоционально-волевая, мотивационная сферы.
| Групповое тестирование
| Апрель-май
| Информационно-аналитическая справка
| Рекомендации
|
II. П С И Х О К О Р Р Е К Ц И О Н Н А Я И Р А З В И В А Ю Щ А Я Р А Б О Т А
Цель: разработка и внедрение коррекционных и развивающих мероприятий, форм и методов работы как условие успешного обучения и развития школьников.
|
№
| Задачи
| Направление
| Формы работы
| Сроки
| Выход
| Результат
|
1.
| Поддержка в период адаптации: коррекция и развитие эмоционально-волевой и поведенческой сфер
(1-5-е классы)
| Занятия с учащимися
1-х и 5-х классов
| Групповые развивающие занятия
| 3 раза в неделю: Сентябрь-декабрь
| Адаптационная программа «Путешествие в страну понимания» О.Силина.) (1 кл)
«Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе» Коблик Е.Г.(5кл)
| Повышение уровня адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу
|
2.
| Развитие эмоциональной «грамотности», умения конструктивного общения у обучающихся 2-х классов.
| Психологические занятия с группой учащихся 2-х классов
| Групповые развивающие занятия
| 1 раз в неделю октябрь-май
| Развивающая программа
«Психологическая программа «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» (Хухлаев О.В)»
| Повышение уровня развития мышления, обучение навыкам конструктивного общения
|
3.
| Подготовка учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено
| Коррекционная работа с обучающимися, показавшими высокую тревожность
| Индивидуальная работа
| С ноября
| Развивающие занятия «Я учусь учиться» (Т.Н.Князева)
| Понижение уровня тревожности учащихся при переходе в среднее звено
|
II. П С И Х О Л О Г И Ч Е С К О Е К О Н С У Л Ь Т И Р О В А Н И Е
Цель: оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении или психологическом самочувствии; оказание психологической помощи и поддержки участникам образовательного процесса, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
|
№
| Задачи
| Направление
| Формы работы
| Сроки
| Выход
| Результат
|
1.
| Ознакомление учителей 1-5-ых классов с индивидуальными особенностями учащихся. Выявление негативных факторов препятствующих успешной адаптации учащихся к УВП.
| Анализ результатов, рекомендации.
Анализ посещенных уроков.
Психологическая характеристика класса. Работа с детьми с трудностями адаптации
| Индивидуальное консультирование
| Сентябрь, октябрь, январь
| Аналитическая справка
| Рекомендации по формированию классов
Повышение уровня адаптации к УВП
|
2.
| Консультирование учителей начальных классов, классных руководителей и учителей-предметников по вопросам: проведенных диагностик, взаимодействию с обучающимися и их родителями и т.д. | Обсуждение результатов с учащимися, учителями, родителями
| Индивидуальные и групповые консультации
| В течение года
| Совместный поиск в решении проблем
|
3.
| Консультирование и ознакомление родителей дошкольников с итогами диагностики дошкольной зрелости, а также родителей уже обучающихся детей.
| Работа по результатам углубленной диагностики.
Поиск причин и решения возникших проблем
| Индивидуальные и групповые консультации
| Повышение уровня адаптации к УВП
|
5.
| Консультирование обучающихся по вопросам личного характера, ориентации в школьном пространстве, семейном взаимодействии, профессиональном определении.
| Определение проблемы обучающегося, поиск ее решения. Работа по результатам углубленной диагностики
| Индивидуальные консультации
| Рекомендации обучающимся по эффективному разрешению возникших трудностей.
|
IV. П С И Х О П Р О Ф И Л А К Т И К А
Цель: информационная поддержка учащихся, педагогов, родителей, касающаяся основных вопросов эффективного осуществления жизнедеятельности, проведение мероприятий, направленных на предупреждение и профилактику девиаций, зависимостей.
|
№
| Задачи
| Направление
| Формы работы
| Сроки
| Выход
| Результат
|
1.
| Предупреждение дезадаптации обучающихся 1-5-ых классов
| Работа с группой обучающихся 1 классов с трудностями адаптации
| Групповые занятия
| Сентябрь-декабрь
| Аналитическая справка
| Снижение количества дезадаптированных учеников
|
2.
| Выявление неблагоприятных факторов способствующих снижению учебной мотивации и нарушению коммуникативных отношений «Учитель-ученик»
| Психогигиена урока.
Стиль педагогического общения на уроке
| Посещение уроков, ГПД, внеклассных мероприятий
| 1 раз в месяц
| Аналитическая справка
| Эмоционально-социальное благополучие обучающихся
|
3.
| Профилактика употребления ПАВ. Коррекция и профилактика вредных привычек
|
| Лекции, беседы, тренинги
| В течение года
| Разработка лекций, бесед
|
|
V. П С И Х О П Р О С В Е Щ Е Н И Е П Е Д А Г О Г О В
Цель: информационная психологическая поддержка педагогов, касающаяся основных вопросов эффективного осуществления жизнедеятельности, проведение мероприятий, направленных на предупреждение и профилактику девиаций, зависимостей; повышение психолого-педагогической грамотности педагогов.
|
Задачи
| Направление
| Сроки
| Результат
|
Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов
| Практикум-семинар
«Рецепт хорошего урока».
Профессиональная деформация в педагогической деятельности.
Игра как средство развития двигательной активности детей.
"Застенчивый ребенок"
| По 1 занятию во время зимних, весенних, летних, осенних каникул
| Повышение уровня психологической компетентности педагогов
|
2. Памятки
1. Симптомы профессионального выгорания педагога
2. Что такое агрессивность?
3. Тревожный ребенок: что это значит и как быть?
4. Виды одаренности
| В течение года (по запросу, по необходимости)
|
VI. П С И Х О П Р О С В Е Щ Е Н И Е Р О Д И Т Е Л Е Й
Цель: информационная психологическая поддержка родителей, касающаяся основных вопросов эффективного осуществления жизнедеятельности, проведение мероприятий, направленных на предупреждение и профилактику девиаций, зависимостей.
|
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
| 1. Родительский лекторий:
-Что такое адаптация? Какие трудности ожидают первоклассников и их родителей на первом году обучения? (1 кл., 5 кл.)
- Наиболее распространенные ошибки, которые допускают родители при воспитании детей (2,3 кл.)
-Психологическая готовность учащихся к обучению в среднем звене школы (4 кл.)
2. Памятки
1. Памятка родителям учеников 2-3 кл.
2. Рекомендации для родителей по воспитанию и сохранению здоровья детей (4 кл.)
| Октябрь
Ноябрь
Апрель
Февраль
Март- май
| Повышение уровня
психологической компетентности
родителей
|
VII. Э К С П Е Р Т Н А Я И О Р ГА Н И З А Ц И О Н Н О – М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь
Цель: совместный анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которая она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которая она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников.
|
1.
| 1. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
2. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в поведении и группы риска.
3. Формирование 1-х классов.
| Заседания ПМПк.
Предоставление аналитической информации о результатах диагностики, коллегиальное заключение участников консилиума.
| Сентябрь-октябрь
| Рекомендации по выбору образовательной программы для обучающихся,
создание банка данных обучающихся,
прогноз дезадаптации
Эффективный годовой план работы.
|
2.
| 1. Уровень подготовленности учеников 1-х классов к обучению в школе. Психологическое и логопедическое сопровождение первоклассников.
| Октябрь
| Разработка рекомендаций по
дальнейшему сопровождению адаптации детей, формирование коррекционных групп
|
3.
| Адаптация к школе обучающихся 1-х классов.
| Декабрь
| Разработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению в адаптации первоклассников.
|
4.
| 1. Подготовка документов на муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
2. Эффективность социально-психологического сопровождения детей группы риска.
| Март
| Разработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению детей группы риска. Психологическое сопровождение детей на ПМПк.
|
5.
| 1. Итоги работы мПМПК.
2. Итоги успеваемости обучающихся, прошедших школьный ПМПк в 2013/2014 учебном году.
3. Предварительное комплектование 5-х классов
|
| Май
| Подведение итогов работы.
Разработка плана дальнейших действий в следующем учебном году.
|