Скачать 60.72 Kb.
|
Вы стали выпускником психолого-педагогического факультета, Вы - молодой специалист. Вы полны энтузиазма, но постепенно Вас начинают терзать вопросы: "С чего начать? Как все успеть?» Но не следует паниковать, вспомните пословицу: "нельзя объять необъятное", составьте план своей деятельности и удачи Вам. Помощь и поддержку Вы можете получить у сотрудников психологической службы нашего вуза. Пока у Вас нет собственного опыта, можете воспользоваться следующими рекомендациями: У Вас еще нет возможности работать на всю школу, начните с учащихся начального звена. В октябре следует посмотреть уровень адаптации первоклассников. Для диагностики можно использовать такие методики: Проективные: - рисунок семьи; - моя школа; - моя учительница. Методика: графический диктант позволяет определить очень важное умение школьника: следовать правилам. С помощью "корректирующей таблицы" исследуется сосредоточенность внимания. Метод наблюдения за ребенком на уроке и перемене всегда дает очень много информации. Затем все полученные данные обрабатываются и делается сводная таблица. В эту таблицу включаются и результаты первичной диагностики по определению уровня школьной готовности. Данная диагностика проводится в мае - июне - августе, когда детей записывают в школу. Получается достаточно полная информация о каждом ребенке. По итогам диагностики в осенние каникулы проводится консилиум, где говорится об особенностях каждого ребенка и о детях-дезадаптантах. Совместно с учителями и завучем принимаются решения и вырабатываются рекомендации. В начале второй четверти можно провести родительские собрания по теме: "Возрастные особенности первоклассников. Адаптация учащихся к школьной жизни". Родители детей-дезадаптантов приглашаются на индивидуальную консультацию с психологом. И, конечно, обязательно проводится индивидуально-коррекционная работа с детьми, которые попали в "группу риска". В конце второй или в начале третьей четверти проводится второй этап диагностики уровня адаптации. А в конце года - заключительный. На этом этапе можно предложить детям выполнить - методику на изучение самооценки; - социометрическую методику; - анкету такого содержания: 1. С каким настроением ты идешь в школу? А. это моя обязанность. Б. не хочу идти в школу. В. с радостью. 2. Что тебе дает школа? А. знания. Б. общение. В. ничего. 3. Что больше всего тебе не нравится в школе? А. плохая оценка. Б. замечания по поведению. В. домашнее задание. Г. какой-то урок. Д. учитель. 4. Хорошо ли тебе в школе? А. Да. Б. Нет. Проводится методика на изучение уровня сформированности мыслительных операций. Конечно, кроме диагностической и консультативной работы, психологическая деятельность идет по все другим направлениям: профилактика, просвещение, коррекция. Здесь Вы исходите из целей и задач Вашей школы. Таким образом, Вы, как молодой специалист, расставляете акценты и работаете в первую очередь с начальной школой. В поле Вашего зрения должны быть и выпускники начальной школы. По крайней мере, во второй половине года. Учащихся 4-х классов следует посмотреть на уровень готовности к переходу в среднее звено. Чтобы не оставлять без внимания II и III ступень школы, Вы с ними можете работать по запросам со стороны учителей, учащихся и родителей. Искренне желаем Вам творческих успехов! Примерные темы рисунков: "Что мне нравится в школе". "Что мне нравится дома". "Моя семья". "Мое любимое занятие". "Мои желания". "Мои друзья и я". "Что такое хорошо и что такое плохо". "Добро и зло". "Самое красивое". "Самое интересное". "Как я провел каникулы". "Какой мне хотелось бы видеть школу". "Что мне нравится в школе". Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета. Вопросы анкеты: 1. Тебе нравится в школе или не очень? - не очень (1); - нравится (3); - не нравится (0). 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома (0); - бывает по-разному (1); - иду радостью (3). 3. Если бы учитель сказал, что завтра не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома: - не знаю (1); - остался бы дома (0); - пошел бы в школу (3). 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки: - не нравится (3); - бывает по-разному; - нравится (0). 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел бы (0); - не хотел бы (3); - не знаю (1). 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? - не знаю (1); - не хотел бы (3); - хотел бы (0). 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? - часто (3); - редко (1); - не рассказываю. 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? - точно не знаю (1); - хотел бы (0); - не хотел бы (3). 9. У тебя в классе много друзей? - мало (1); - много (3); - нет (0). 10. Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятся (3); - не очень (1); - не нравятся (0). Недостаточная сформированность компонента готовности к школьному обучению - «внутренняя позиция школьника». Что это такое? Часто учителя жалуются, что первоклашки инфантильны, у них преобладают игровые, а не учебные мотивы. Дети приносят в школу игрушки, играют на уроках и расстариваются, что их заставляют расставаться с любимыми куклами, машинками. Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности; их поведение носит импульсивный характер. Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе. Мотивация Одно из важных условий благополучного начала учебы в школе, показатель готовности малыша к обучению - его сознательное стремление к школе, наличие интереса к школьно-учебной деятельности, т.е. сформированность школьной мотивации. Она включает в себя: • Наличие познавательных интересов (ребенку нравится читать книги, решать задачи, выполнять другие интеллектуальные задания); • Понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности; • Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным элементам деятельности; • Эмоционально-благополучное отношение к школе. Если вы сталкиваетесь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать. Как же это сделать? 1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает открытия сам, не спешите преподносить ему знания в открытом виде. 2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. 3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. 4. Задание не должно быть не слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным. 5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. 6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание. 7. оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование. Следующий тест позволит определить, сформирована ли у вашего ребенка школьная мотивация, или внутренняя позиция школьника. Тест школьной мотивации Задайте ребенку вопросы и попросите его дать ответы. 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)? 3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? 4. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали? 6. Какие у тебя любимые книжки? 7. Почему ты хочешь идти в школу? 8. Пытаешься ли ты бросить дело, которое у тебя не получается? 9. Тебе нравятся школьные принадлежности? 10. Если тебе дома разрешат пользоваться школьными принадлежностями, а в школу не ходить, тебя это устроит? Почему? 11. Если мы сейчас будем играть в школу, кем ты хочешь быть: учеником или учителем? 12. В игре в школу, что у нас будет длиннее – урок или перемена? Результаты теста Учитываются ответы на вопросы № 1,2,3,4,5,10,11,12. При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы звучат следующим образом: № 1 – Хочу идти в школу. №2 – Не хочу еще на год остаться в детском саду. №3 – Те занятия, на которых учили. №4 – Люблю, когда мне читают книги. №5 – Сам прошу, чтобы мне почитали. №10 – Нет, не устроит, хочу ходить в школу. №11 – Хочу быть учеником. №12 – Пусть будет длиннее урок. |