Скачать 38.64 Kb.
|
Примерная схема психолого-педагогического анализа урока Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами Тема, цели и задачи урока. Структура урока и его психологическая целесообразность. Психологическая оценка содержания урока
Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке Организация внимания: Пути организации внимания на всех этапах урока (обращение к учащимся с призывами быть внимательными, подчеркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т. д.) Виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их проявления у отдельных школьников. Способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую. В каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся, и как они с этим справились? Организация восприятия и его характер: Что является объектом восприятия учащихся (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства)? Качество материала восприятия. Использование наглядных средств, их функция на уроке. Осмысленность восприятия материала. Активизация памяти и ее развитие: Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах урока? Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, механическая, логическая)? Какие приемы лучшего запоминания материала использовал учитель на уроке (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.)? Как проявились у отдельных учеников на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)? Активизация мыслительной деятельности учащихся: Как учитель формировал научные понятия у школьников? Как при этом использовал наглядные средства? Какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения формировал? Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учащихся к усвоению тех или иных понятий и суждений? Насколько преподаватель вызвал потребность у учеников в усвоении данных понятий (раскрыл теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т. д.)? Уровни усвоения понятий, проявление на уроке. Ошибки при определении понятий. Активизация самостоятельного творческого мышления школьников. Имела ли место проблемная направленность построения урока, проблемные ситуации и пути их создания? Уровень проблемности. Степень заинтересованности учащихся в поиске ответа. Какие конкретные мыслительные действия должен самостоятельно произвести ученик для того, чтобы найти решение поставленной проблемы? (Проанализировать один пример.) В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимых знаний и умений, количество учащихся, активно проявляющих себя в поиске ответа на вопрос)? Изучал ли учитель школьников уже готовым приемам рационального мышления, давал ли «предписания алгоритмического типа» и как он вводил их? Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом? Логика рассуждений учащихся, ошибки в рассуждениях. Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение? Как осуществлял преподаватель учет индивидуальных особенностей учеников? Организация учителем обратной связи На каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью? Уроки усвоения знаний учащимися, которые были выявлены на уроке. Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось? Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т.е. как перестраивалась его деятельность в зависимости от информации? Воспитательное воздействие личности на уроке Воспитательное воздействие личности учителя: его внешность, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение их к учителю, в чем оно проявилось? Эмоциональный климат урока. Требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (требования к ответу, поведению, речи, дисциплине и т. д.) Отношение ребят к этим требованиям. Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке. Как преподаватель учит учиться, владеть техникой учебной работы (слушать объяснение, делать записи, работать с книгой, контролировать самого себя и т. д.)? Результаты урока Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимания, интерес, проявление эмоций)? В чем конкретно это проявилось? Что дал урок для общего развития учащихся? |