Пояснение по некоторым пунктам протокола посещения открытого урока в школе и областного открытого урока. Задание и урок.
Рабочая программа по тому или иному предмету состоит из набора последовательно организованных заданий.
Задание в свою очередь раскрывается через систему уроков.
Тема задания – это общая суть определенных уроков
У каждого урока есть своя тема, цель и задачи, поэтому важно разделять тему задания и тему урока.
Преподаватель для проведения открытого урока может выбрать первый, центральный или последний урок из задания – это его право, но в любом варианте он должен показать итоговый результат учащихся.
Например, возьмём первый урок задания по программе кого-либо предмета. И допустим , что главный момент здесь компоновка и построение. Преподаватель весь свой методический труд показывает только на этом примере, но во вступительном слове или в заключительном, коротко обозначает логику всех уроков, составляющих данное задание и представляет итог в работе учащихся. Это необходимо для того, чтобы комиссия представляла смысл урока в цепочке всех уроков задания. Цель и задачи.
Цель – это достигнутый результат.
Задача – это путь для достижения результата. Обычно для урока выделяют одну цель и несколько задач.
Образовательные задачи – это собственно методика образовательного процесса, которая формулирует ЗУНы (знание, умение, навыки), по сути, образовательные задачи это ответ на вопрос: «Как научиться тому или другому делу?»
Воспитательные задачи – это грани эстетики и этики в нашей жизни (воспитание чувства прекрасного, патриотическое воспитание….)
Развивающие задачи – это прежде всего вопросы психологии, т.е. психики (души) человека.
Психика – это совокупность, целостность психических явлений.
В психологии выделяют три составляющих психики:
- психические процессы;
- психические состояния;
- психические свойства.
Психические процессы – это динамическое отражение действительности - ощущения, восприятие, память, воображение, чувства, мышление и т.д.
Психические состояния – это относительно устойчивый уровень психической деятельности – внимание, настроение, вдохновение и т.д.
Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие качественный уровень деятельности и поведения для данного человека (характер, способности, темперамент, жизненная позиция и т.д.)
Данный раздел является уровнем профессиональной подготовки и может быть более подробно изучен в учебниках для ВУЗов по общей и возрастной психологии. Содержание урока – описание структуры урока по факту его проведения.
Характеристика работы преподавателя и рекомендации – рассматривается личность преподавателя и его профессиональные качества; высказываются замечания рекомендательного характера.
Анализ урока и выводы – план урока, ход урока и его методической составляющей. |