Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/29
Дата публикации05.04.2014
Размер5.32 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Макаров В.В., Макарова Г.А.

Транзактный анализ — восточная версия.— М: Академический Проект, ОППЛ, 2002. — 496 с. — (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии).

ISBN 5-8291-0281-1 (Академический Проект) ISBN 5-94250-014-2 (ОППЛ)

Пособие посвящено восточной версии транзактного анализа — совре­менному направлению, дополняющему классический вариант этого уче­ния. Даются сведения о главных составляющих анализа: фиксированных жизненных позициях, структуре личности, анализе взаимодействий, пси­хологических играх, жизненных сценариях. Впервые описываются психо­логические игры большого города. Подробно излагаются изменения сце­нариев жизни постсоветского человека; те выборы, которые мы делаем каждый день. Книга содержит ряд примеров. В ней отражены технологии работы авторов с клиентами и пациентами, а также с успешными людьми, обратившимися за анализом. Книга написана в увлекательной и доступ­ной форме и имеет практическую, теоретическую и мотивирующую на­правленность.

Книга предназначается психотерапевтам, психологам, социальным ра­ботникам, психиатрам, студентам. А еще всем, кто делает важные выборы в своей жизни, своей судьбе, А также тем, кто хочет максимально использо­вать ресурсы собственной личности, полноценно и плодотворно общаться с другими людьми и добиться личного и профессионального успеха.

Содержание

Предисловие авторов................................-.........................

ВВЕДЕНИЕ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ.............................................................................

ВВЕДЕНИЕ В ВОСТОЧНУЮ ВЕРСИЮ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА..........................................

ГЛАВА L ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ............

Структура метода.............................................................,

Основная цель..................................................................,

Транзактный анализ в советском обществе................

Основные мифы советского человека.........................,

Новые реальности постсоветского общества..............

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ....................

Выбор жизненной позиции человеком........................,

Характеристики основных жизненных позиций.......,

«Я не благополучен — Вы благополучны».....................

«Я не благополучен — Вы не благополучны»..................

«Я благополучен — Вы не благополучны»......................

«Я благополучен — Вы благополучны»...........................

Новейшие представления об экзистенциальных жизненных позициях 8 восточной версии

транзактного анализа.......................................................

Стресс и жизненные позиции.........................................

Три подхода к основным жизненным позициям.........

Неудачники..........................................................................

Середняки ...........................................................................

Удачники ...............................................................................

Терапевтические опросники по выявлению уровня

фиксированной эмоциональной установки.................

Скрининг..............................................................................

Основной вариант опросника.............................................

Поглаживания....................................................................

Поглаживания, пинки, взаимодействия без чувств...........

Пять правил поглаживаний.................................................

Запреты на поглаживания....................................................

Сказка о теплых Поглаживаниях ........................................

Банк поглаживаний..............................................................

ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ...........................................

Понятие структуры личности.....................................

Концепция психической энергии...............................

Структурные аспекты эго-состояний ........................

Родительское состояние...................................................

Взрослое состояние..........................................................

Детское состояние.............................................................

Функциональные характеристики

эго-состояний..................................................................

Понятие о функциональных характеристиках

эго-состояний....................................................................

Родитель: функциональная модель.................................

Ребенок: функциональная модель...................................

Опросники структуры личности.................................

Измеряемые компоненты личности.................................

Варианты опросников Р-Д*В...........................................

Применение шкалы Р-Д-В ...............................................

Границы и патология эго-состояний..........................

Понятие о границах эго-состояний.................................,

Постоянный Родитель......................................................

Постоянный Взрослый.....................................................

Постоянный Ребенок........................................................

Контаминация ....................................................................

Активизация и укрепление Взрослого

эго-состояния.................................................................■

Эго-состояния и структурирование времени............

Понятие о структурировании времени в транзактном

анализе ..............................................................................

Уход в себя .......................................................................

Ритуал...............................................................................

Времяпрепровождение, или развлечение......................

Деятельность....................................................................

Близость ...........................................................................

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ....................................................

Транзакция — единица общения..............................

Четыре правила коммуникации................................

Виды транзакций..........................................................

Параллельные транзакции..............................................

Пересекающиеся транзакции..........................................

Скрытые транзакции...................................................

ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ...................................

Игры большого города..................................................

Значение игр..................................................................

Определение игр..........................................................

Антитезисы....................................................................

Степени игр...................................................................

Классы игр.....................................................................

Игры первого класса......................................................

Игры второго класса...........................„.......................

Сравнение игр двух классов.......................................

Группы игр.....................................................................

Игры маленьких детей...............................................

Игры нищих....................................................................

Семейные игры...............................................................

Игры финансовых пирамид...........................................

Административные игры...............................................

Суицидные игры.............................................................

Игры с самим собой........................................................

Человек открытый и человек-игрок.......................

Награды за игры...........................................................

Система вознаграждений за игру..................................

Психотерапия игр.........................................................

ГЛАВА 6. ИСКАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ..................................

Рэкетные чувства и система рэкета.........................

Игнорирование и обесценивание /преувеличение

Понятие о способах искажения реальности..................

Четыре типа пассивного поведения..............................

Другие признаки игнорирования.................................

Игнорирование и игры..................................................

ГЛАВА 7. УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ...........................

Введение в сценарии....................................................

Сценарный процесс.....................................................,

Формула сценария...........................................................

Образцы сценарного процесса....................................

«Никогда».........................................................................

«Пока не».........................................................................

«Всегда»............................................................................

«После»............................................................................

«Снова и снова» (Почти).................................................

«Открытый конец»..........................................................

Психотерапия сценарных паттернов........................

Родительские приказания, или предписания.........

«Не будь» (Сгинь, Умри)................................................

«Не делай»........................................................................

«Не расти»........................................................................

«Не будь ребенком»........................................................

«Не будь самим собой»...................................................

«Не будь значимым».......................................................

«Не принадлежи»..............................................................

«Не будь близким»...........................................................

«Не достигай успеха» .......................................................

«Не думай»........................................................................

«Не чувствуй»..................................................................

«Не будь здоровым»........................................................

Драйверы и сценарные паттерны...............................

Понятие о драйверах........................................................

Драйвер «Будь совершенным» и сценарный паттерн

«Пока не»..........................................................................

Драйвер «Радуй других» и сценарный паттерн «После» ... Драйвер «Будь сильным» и сценарный паттерн «Никогда»

Драйвер «Пытайся», сценарный паттерн «Всегда».......

Драйвер «Спеши».............................................................

Функции драйверов.........................................................

Мини-сценарий и драйвфное поведение......................

Работа с мини-сценарием.................................................

Сценарии семьи.............................................................

Родовые сценарии.........................................................

Сказки и детские игры в формировании сценариев Значение ролевых игр в формировании сценариев

Необходимые персонажи сценария...........................

«Качели жизни»............................................................

Старые и новые сценарии жизни...............................

Сценарный анализ в психотерапии..........................

Метафора дерева.............................................................

Сказкотерапия..................................................................

Четыре сферы жизни....................................................

Понятие о сферах жизни.................................................

Терапевтическая работа со сферами жизни ..................

Сценарная история жизни постсоветского человека

ГЛАВА 8. МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ СЦЕНАРИИ....................

О существовании мужских и женских сценариев —

Женский сценарий........................................................

Мужской сценарий........................................................

Банальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной.......................................................................

ГЛАВА 9. КОНТРАКТЫ.................................................................

Контракты в психотерапии и консультировании ..

Определения контракта...................................................

Деловой и лечебный контракты......................................

Виды лечебных контрактов.............................................

Работа по предупреждению трагических действий клиента Контракты в работе с зависимостями ............................

Контракты в повседневной жизни............................

Контракты с самим собой...............................................

Контрактные аспекты супружеских отношений...........

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА.....................................

ПРИЛОЖЕНИЕ I. К ОПРОСНИКУ «ИЗМЕРЕНИЯ

ФИКСИРОВАННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ»..............................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ

СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.......................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЦЕНАРНЫЙ СТАТУС И ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРАПИИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ИЛИ САМОАНАЛИЗА ПОСТСОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА.........................

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА — ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ..........................................................................

ЦИТИРОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................................................

Предисловие авторов

Наша страна сегодня снова на рубеже. Снова ме­няет свой облик, выбирает дорогу в будущее. Вели­кая Революция, потрясшая Россию в начале минув­шего XX века, в корне изменила ее жизненный уклад. Новая власть уделяла огромное внимание иде­ологии, не жалея сил и средств для пропаганды и агитации, для внедрения нового мировоззрения, новой системы приоритетов и ценностей, формиро­вания новой гражданской позиции людей — борцов и тружеников— передового отряда человечества. И мощный технологический рывок, который совер­шила страна, и Победа в Великой Отечественной войне, и развитые на мировом уровне культурная, на­учная и образовательная сферы — во многом плоды той интенсивной идеологической работы. Однако, ставя во главу угла интересы государства, система иг­норировала или подавляла многие естественные по­требности человека, что стало одной из главных при­чин деградации и развала СССР.

Революция конца XX века привела к не менее глубоким социальным изменениям, однако ее лиде­ры не смогли разработать и предложить народу до­стойной и действенной замены советской идеоло-

гической доктрины. И только тот, кто смог это сде­лать для себя сам, стал успешным и богатым. К со­жалению, поступаясь подчас при этом интересами собственной страны. Большинство же граждан ос­тались пассивными. Так из «передового отряда чело­вечества» мы стали очень бедными жителями стра­ны «третьего мира».

И смириться с этим невозможно! Мы проиграли гонку за мировое лидерство! Наша страна сегодня поверженный колосс. Только, даже поверженный колосс все равно продолжает оставаться колоссом!

Сейчас перед Россией два пути. Первый — разба­зарить свой интеллектуальный потенциал и бесслав­но прозябать на задворках истории и цивилизации. И второй — осознав интеллект нации в качестве глав­ного ресурса страны, работать и развиваться как Великая Интеллектуальная Держава!

Наша страна сегодня — огромное учебное заведе­ние. Мы учимся жить по-новому, постигая правила, которые диктует бурно изменяющаяся реальность вокруг нас. Это сложный процесс, порой причиня­ющий человеку немало душевных страданий. Может быть, именно в этом причина того, что психологи­ческое консультирование и психотерапия в после­дние годы все активнее входят в нашу повседневную жизнь. Их востребованность растет буквально с каж­дым месяцем. Уже не хватает профессиональных спе­циалистов, и многие полупрофессионалы в смежных областях и вовсе не профессионалы вьщают себя за психотерапевтов. Начинает выше цениться качество психотерапевтической помощи и поддержки.

Конечно, подготовка высокопрофессиональных психотерапевтов— процесс трудоемкий и длитель­ный. В странах Запада психотерапия — вторая про­фессия, которую можно приобрести, пройдя много­летнюю подготовку, состоящую из теории, практики,

познания границ собственной личности и персональ­ной терапии. После завершения образования прошед­шие полный его курс получают престижные нацио­нальные и международные дипломы. Среди них почетное место занимает Европейский сертификат психотерапевта. Единственный международный про­фессиональный сертификат, признающийся в 42 странах Европы, Японии и Китае. Получившие его специалисты еще называются психотерапевтами Европейского регистра. Отрадно, что в России, как и в других странах, таких профессионалов становит­ся все больше.

Кроме того, бурно развивается психологическое консультирование. Это направление психологии имеет много общего с психотерапией. Различают их по достаточно условным признакам. Считается, что при консультировании взаимодействия происходят на осознаваемом уровне и число встреч консультан­та и клиента невелико, обычно не более 15. Тогда как психотерапия занимается глубинным бессознатель­ным. И число встреч терапевта и пациента зачастую далеко превышает таковое при консультировании. Подготовка консультанта также менее трудоемка, нежели психотерапевта. Объем учебных часов в ней примерно в три раза меньше. И очень важно, что такое образование с вручением национального и Европейского сертификатов консультанта можно по­лучить в нашей стране.

Итак, сегодня в России складывается целая сис­тема психологической и психотерапевтической кон­сультативной помощи и рынок соответствующих услуг. И, что особенно важно, начинается новая волна подъема в психотерапии. Наряду с развитием отдельных методов и школ психотерапии складыва­ется интегративная система, объединяющая в себе достижения нескольких методов и школ, знаменуя

собой переход всей этой области знаний и практи­ки на более высокий уровень, в новое качество. Она вышла за рамки медицины и психологии и стала важной и неотъемлемой частью культуры, самосто­ятельной профессией. Компетентность специалис­тов подтверждается специальными национальными и международными дипломами и внесением в Евро­пейский реестр профессиональных психотерапевтов. Складывается мировое сообщество профессионалов в области психотерапии.

Наша работа и данная книга оказалось бы невоз­можной без влияния ряда людей. Я, Макаров В.В., благодарен моему другу, Г.П. Алференко, в то вре­мя аспиранту-геофизику, за то, что в 1974 году он, рискуя многим, под большим секретом дал мне на одну ночь самиздатовскую копию книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди». Я благодарен изве­стному математику и диссиденту А.И. Фету (псевдо­ним— А.И. Федоров) за блестящие переводы книг по транзактному анализу. Я благодарен диссиденту и стихийному психотерапевту Б.Ю. Найдорфу (псев­доним— Б.Ю. Сапожников), а также моему другу, в то время врачу-психотерапевту В.Ю. Завьялову, за мою двухлетнюю личную терапию в 1982-1984 годах. Я благодарен известному американскому транзактно­му аналитику B.C. Гиплину, который в начале девя­ностых годов показал мне выдающиеся возможнос­ти и ограничения транзактного анализа. Я благодарен моей супруге, ученице, котерапевту и соавтору, Г.А. Макаровой за ее достижения в практике и тео­рии транзактного анализа, за ее терпимость и пони­мание.

Я, Галина Анатольевна Макарова, признательна своему мужу — учителю и другу — за создание усло­вий для реализации моей мечты. Я благодарна сво­им родителям и детям за терпение и любовь. Я бла-

годарна друзьям за бесценный опыт общения, кото­рый они подарили мне.

Авторы выражают благодарность своим пациентам и клиентам, своим студентам и аспирантам. Отдель­ную благодарность важно выразить И.А. Чегловой за блестящую литературную редакцию рукописи и жи­вое участие в обсуждении важных разделов транзак-тного анализа.

Реализуемый нами подход сформировался из те­рапевтической и консультативной практики под влиянием гуманистической и экзистенциально-гума­нистической психологии и психотерапии. И мы на­деемся, что наша работа=поможет читателю в его профессиональном образовании и личностном совер­шенствовании и станет нашим вкладом в развитие психотерапии— этой уникальной и увлекательной области культуры и жизни человечества.

Москва, Россия август 2002 года

ВВЕДЕНИЕ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Транзактный анализ сегодня — одна из наиболее популярных современных разновидностей психоана­лиза, результат творческого развития психоанализа в сочетании с гуманистической концепцией. Его идеология впервые описывается в литературе в 1957 году, причем исходно метод предназначается исклю­чительно для групповой терапии. С тех пор, стреми­тельно развиваясь, транзактный анализ превратил­ся в мощную научную отрасль, сочетающую в себе ставшую уже классической теорию личности и ком­муникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития и теорию психопатологии.

В практическом применении он представляет собой систему психотерапии, используемую при коррекции всех видов психических расстройств: от обыденных жизненных затруднений до психозов. Метод консультирования и лечения отдельных лю­дей, супружеских пар, семей и групп.

Международная ассоциация транзактного анализа определяет его как теорию личности и системную пси­хотерапию с целью развития и изменения личности.

Aivy Б., Aivy В., Saimak-Donning L. (1987) писали об анализе следующее: «Транзактный анализ мож-

но определить как динамическую психотерапию Фрейда в сочетании с более гуманистическим фи­лософским подходом, особым вниманием к изме­нению поведения и мышления в сочетании с хоро­шей подачей материала. Это отличный пример терапии, базирующейся на прекрасной теории, от­крыто раскрывающей перед обществом свои воззре­ния. Это важная часть образования хорошего тера­певта».

Одной из важных позитивных характеристик дан­ного направления психотерапии является его способ­ность и готовность инкорпорировать в себя идеи и техники других направлений, даже соперничающих с теоретическими основами анализа.

Специалисты по классическому анализу работа­ют с психологическим материалом, находящимся на уровне сознания или ближайшего бессознательного человека, содержимое которого при помощи опре­деленных техник может быть выведено на поверх­ность сознания. Его можно исследовать. Только важ­но помнить, что вскоре оно вновь погрузится на бессознательный уровень. Поэтому результаты такого исследования важно зафиксировать не только, да и не столько в памяти, но и записать или наговорить на диктофон.

Данный метод психотерапии дает инструмент достижения изменений и терапевту, и клиенту. При­чем пациенту — на первых же встречах.

Анализ в нашей стране проделал значительный путь самостоятельного развития. Многие годы клас­сические работы в этой области нам были уже дос­тупны. А вот обучение у зарубежных профессиона­лов было невозможно. И когда в начале девяностых годов состоялись встречи российских специалистов с американскими и европейскими профессионалами в этой области, то мы убедились в том, что на базе

классического западного у нас сформировался свой оригинальный подход.

Открытая коммуникация — одно из важных пре­имуществ транзактного анализа.

В этом методе психотерапии широко использует­ся принцип открытой коммуникации, согласно ко­торому, терапевт и пациент говорят на простом языке, обычными словами. Это значит, что клиент может читать литературу по анализу. И более того, чем он больше информирован в теории, тем боль­ший результат может быть достигнут в терапии. Когда терапевт использует излишне много термино­логии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неувереннос­ти, собственных проблем.

Впрочем, понимание своих проблем вызывает стресс и у пациента. Их осознание — одна из техно­логий работы. Важно после осознания провести процедуры, приводящие к изменению. В том числе принятие решений и воплощение данных решений в жизнь.

Пациент — его Детское состояние — выдает свои мысли, опасения, страхи, проблемы в закодирован­ной форме. Терапевт помогает раскодировать и пере­группировать опыт клиента. Причем терапевт с доми­нирующим Родительским состоянием часто увещевает и оказывает поддержку. С развитым Взрослым состо­янием — часто интерпретирует. А с развитым Детским состоянием — активно работает в терапевтических группах. Структуру личности человека, его Родитель­ское, Взрослое и Детское состояние мы будем подроб­но описывать ниже.

ВВЕДЕНИЕ В ВОСТОЧНУЮ ВЕРСИЮ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА

Как вы думаете, о чем идет речь:

«Кислотные телепузики!»

«Мне еще было интересно узнать пикантные под­робности жизни сельской России. Я и понятия не имел, что перед знакомством с потенциальным му­жем русские девушки делают клоунский макияж и надевают корону, как в закусочной Burger King!»

«Да, этот фильм кажется ужасным. Но заметьте, в нем присутствует нездешний сюрреализм...»

«Самый странный фильм в истории кино! Вероят­но, группа русских сценаристов наелась наркотиков...»

«Хуже всего, что этот фильм показывают детям. ...Это шизофреническая, ужасающая, психопатская мешанина. Если бы я посмотрел этот фильм в дет­стве, я бы сошел с ума».

Мы процитировали часть отзывов американцев, посмотревших фильм, снятый в 1964 году по русской народной сказке «Морозко» (режиссер: Александр Роу, в ролях: Александр Хвыля, Инна Чурикова и др.). В конце 90-х он был выпущен в США на видео­кассетах, вызвал бурю эмоций и сразу вошел в спи­сок 100 худших фильмов всех времен на крупнейшем киносайте Интернета.

Вот как выглядит этот сюжет в пересказе еще од­ного зрителя: «Какая-то придурковатая фантазия, сказка про хвастливого парня, превратившегося в медведя, одиннадцатилетнюю аутистку, которую он хочет соблазнить, идиотский дом с ногами, неблаго­получную семью русофилов, длиннобородого уродли­вого парня, который замораживает деревья и убива­ет птиц, санки, похожие на свинью, грибообразного гнома...»

Мы привели эти высказывания, опубликованные в газете «Комсомольская Правда» от 28 декабря 2001 г., чтобы проиллюстрировать, с каким негодо­ванием может быть воспринята русская сказка аме­риканцами со средним культурным и образователь­ным уровнем — то есть такими, которые составляют большинство населения любой страны — представи­телями «народных масс», как раньше у нас говори­ли. И как на самом деле глубоки различия между людьми, которые родились и выросли в странах с разным климатом, историей, культурой, жизненным укладом.

Мы живем и работаем в России. И мы использу­ем транзактный анализ— метод, который появил­ся в США, в работе с людьми, чей менталитет очень далек от американского, и используем успешно. Ведь теоретические основы этого метода, разработанные его основоположником Эриком Берном, универсаль­ны. Однако специфика транзактного анализа состо­ит в его направленности на достижение клиентом в ходе терапии конкретных результатов, которые ясно оговариваются и закрепляются контрактом. Это предполагает необходимость обучения клиента тео­рии, в особенности в той части, которая касается предпочтительного качества жизни — автономии. А чтобы достичь автономии, нужно: 1) освободить или развить три главные способности — к воспри-

имчивости, спонтанности и близости; 2) пересмот­реть и выстроить иерархию целей и ценностей; 3) сформировать эффективную систему координации и коррекции деятельности в соответствии с представ­лениями об успешности, благополучии и счастье. И затем интегрировать эти три группы ресурсов в единое целое. Этого трудно достичь, если не при­нимать во внимание так называемые культуральные особенности— этические, эстетические, духовные истоки личности, обусловленные принадлежностью к определенной нации. Отсюда необходимость адап­тировать базовую концепцию к конкретным услови­ям, потребность в изучении и описании действую­щих там закономерностей, в разработке специальных методик терапии. И даже особого перевода первоис­точников. Это связано с тем, что Э. Берн избегал громоздкой терминологии, используя в работе мак­симально емкие обиходные, подчас сленговые сло­ва, которые можно адекватно перевести, только по­добрав психологически точные эквиваленты. Мы решаем эти задачи, разрабатывая восточную версию транзактного анализа в рамках его классической школы, основанной Э. Берном. Отметим здесь, что Э. Берн работы значительно ближе нашему мента­литету, нежели работы его западных последователей, вероятно, вследствие того, что предки Берна были выходцами из Российской империи.

История этого учения в нашей стране очень при­мечательна.

Первыми центрами распространения транзактно­го анализа в СССР стали Новосибирск, Москва и Ленинград. 28 лет назад в диссидентских кругах Новосибирска впервые появились две работы Э. Бер­на: «Введение в психиатрию и психоанализ для не­посвященных» и «Игры, в которые играют люди». Они были очень точно и качественно переведены

доктором математических наук А.И. Фетом (псевдо­ним— А.И. Федоров). За этими двумя последовали и другие книги по анализу, которые переводились, распространялись, передавались из рук в руки и обсуждались сначала в научной среде, а затем сре­ди практикующих врачей и психологов.

В начале восьмидесятых годов в Новосибирске уже проводилась групповая терапия для врачей и психо­логов. Первая такая группа работала в течение двух лет. Организатором и ведущим групп был Б.Ю. Най-дорф (псевдоним— Б.Ю. Сапожников). Проводи­лись также семинары, посвященные изучению тео­ретических работ.

В Москве книга «Игры, в которые играют люди» активно обсуждалась с середины семидесятых годов. В то время казалось, что ее официальное издание «перевернет мир». В 1979 году благодаря декану пси­хологического факультета МГУ А.А. Бодалеву была открыта лаборатория, изучавшая транзактный ана­лиз, известная по адресу своего местонахождения — «Погодинка, 20». Ее руководителем был назначен В.В. Столин. В ней устраивались семинары, посещав­шиеся известными психологами, врачами и просто людьми, интересующимися современной психотера­пией.

Развитие транзактного анализа в Ленинграде нача­лось в 1986 году, когда в этот город нанес визит со­стоятельный энтузиаст из США Г. Вестен, который затем долгое время финансировал преподавание там начального (так называемого сто первого курса транз­актного анализа) супругами Д. и Т. Фрейзерами (США). В 1992 году было сформировано сообщество, получившее название Санкт-Петербургский инсти­тут транзактного анализа. В 1996 году в издательстве «Социально-психологический центр» Санкт-Петер­бурга вышла фундаментальная книга Я. Стюарта и

В. Джонса «Современный транзактный анализ» в прекрасном переводе психолога и переводчика Д. Ка­сьянова. И можно сказать, что таким образом Санкт-Петербург еще раз подтвердил свою роль западных ворот страны.

С самого начала транзактным анализом стали за­ниматься многие профессионалы, да и просто умные люди. Они были изолированы от международного профессионального сообщества и часто даже не зна­ли о существовании друг друга не только внутри стра­ны, по даже одного города. И, конечно же, в их ра­боте было много своеобразия, много блестящих находок, которые в последующем и легли в основу восточной версии транзактного анализа. И только в начале девяностых, имея за плечами уже почти двад­цатилетний опыт изучения литературы, тренингов под руководством талантливых самоучек и собствен­ной практической работы, мы встретились с ведущи­ми аналитиками из Международной ассоциации транзактного анализа и получили возможность не­посредственно познакомиться с их работой в тренин­ге и терапии. Эта встреча состоялась в октябре 1990 года на большой международной конференции по анализу на озере Байкал. Она ясно показала нам, насколько профессиональны западные специалисты, и насколько мы отличаемся от них. Тогда же в г. Ир­кутске была создана Всесоюзная ассоциация транзак­тного анализа. Ее сопредседателями были избраны: В.В. Макаров— заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, возрастной и медицинской психологии Красноярской медицинской академии и П.И. Белен-ко — психолог из Новосибирска. Ассоциация продол­жала объединять профессионалов даже после распада Советского Союза.

Сегодня, когда в нашей стране развивается клас­сический транзактный анализ из Международной

Ассоциации Транзактного Анализа (штаб-квартира в США), когда обучающие семинары ведут коллеги из Европейской Ассоциации Транзактного Анализа, мы имеем возможность еще раз осознать своеобразие нашего варианта, который развивается самостоятель­но скоро уже 30 лет. Он основан на опыте профес­сионалов нашей страны, на своеобразии менталитета наших граждан. На нашем народном фольклоре, сказках и традициях. На нашей общей истории, судь­бах семей и отдельных людей.

Работая над анализом сценариев — неосознавае­мых планов жизни, мы обнаружили феномен, кото­рый еще не был описан в литературе — зависимость сценария человека от его основной жизненной по­зиции.

Более того, оказывается, что у каждого человека активно представлены все четыре жизненные пози­ции одновременно. Следовательно, человек имеет не один жизненный сценарий, а как минимум четыре. И, в отличие от людей на Западе, жизнь которых часто расписана на годы вперед, мы каждый день принимаем решения, совершаем поступки, которые могут в корне изменить нашу жизнь и жизнь наших потомков. У наших сограждан зачастую обнаружива­ется не один действующий сценарий, а несколько — сразу 3-4 и более, и они больше живут переходя из одного сценария в другой, чем в пространстве авто­номных решений, которое позволило бы им ясно определить свои цели и потребности и выстроить единый, осознанный план жизни.

Важной особенностью наших соотечественников является специфическое соотношение функций пер­вой и второй сигнальной систем.

Человеческое сознание является моделью окружа­ющего мира, которая составляется нами из чувствен­ных образов— картин— впечатлений прошлого,

настоящего и ожидаемого будущего. И, чтобы пользо­ваться этой моделью и решать с ее помощью свои задачи, нам нужно обеспечить для себя удобный и эффективный способ доступа к образам мира, нашего опыта, настоящего или будущего состояния. И об­мена ими с другими людьми. Для этого мы помеча­ем каждый из этих образов двумя способами.

Первый способ — это наши эмоции и чувства. И выражаем мы их — каждый по-своему — с помо­щью первой сигнальной системы. То есть — харак­теристик голоса: интонации, тембра, высоты, а так­же с помощью жестов, мимики, позы, дыхания, вегетативных реакций. И с помощью почерка, музы­ки и живописи, цветов и украшений, духов и кос­метики, фасонов и расцветок одежды, обстановки и атмосферы нашего дома... И мы чувствуем...— мы воспринимаем и понимаем эмоциональное состоя­ние и эмоциональный строй, настроение и чувства других людей. Причем разные люди — с различной полнотой и тонкостью. И каждый— по-своему. Субъективно.

Второй способ, которым мы помечаем образы в нашем сознании и обмениваемся ими— это слова, то есть имена, которые мы даем людям, предметам и отношениям реального мира, для того чтобы по­нимать друг друга. Понимать без разночтений. Оди­наково. Объективно. Это наша вторая сигнальная си­стема.

Характерной особенностью российской менталь-ности является одновременное задействование в мышлении обеих знаковых систем, часто с преобла­данием первой — системы эмоций и чувств, что при­водит к формированию так называемого магическо­го (или мифологического) мышления, которое наряду с реальными фактами оперирует также возникающи­ми по ассоциации фантазиями и домыслами, чув-

ствами и мнениями, что приводит к алогизмам и затруднениям при обработке эмоционально окрашен­ной информации и трудностям при операциональ­ном взаимодействии. Ведь очень большая часть зна­чимой информации оказывается просто невербали-зованной. То есть один человек считает, что другой понял то, что он хотел сказать, и оба они не потру­дились детально обговорить все условия и задачи вза­имодействия. Хотя при этом великолепно понимали эмоциональное состояние друг друга. И вот, работа сделана. Но как? «Хотели как лучше, а получилось — как всегда» (B.C. Черномырдин).

Характерной чертой такого мышления является также тенденция ставить нестандартные задачи и находить нетривиальные решения. Достигать постав­ленных целей при недостатке информации и ресур­сов. Выживать в нечеловеческих условиях. Бороть­ся до полной победы, какой бы ни была цена. Мыслить объемно, представляя предмет одновремен­но с нескольких сторон. Развитая интуиция и вооб­ражение. Вместе с тем, эффективность мышления и деятельности сильно зависит от эмоционального со­стояния и субъективного смысла, вкладываемого в общие понятия.

Исследование особенностей российской менталь-ности, разработка и применение специальных диаг­ностических, аналитических и терапевтических ме­тодов на основе этих особенностей — вот важнейшая задача, которую призвана решать восточная версия транзактного анализа. С нашей точки зрения, вер­сия, дополняющая и обогащающая мировой транзак-тный анализ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск