Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 388.62 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации12.04.2014
Размер388.62 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Психология > Исследование
  1   2   3   4
Цель данного курса - сформировать у студентов представление о специальных методах и приемах развития слухового восприятия, которые позволяют создать слухозрительную основу, где слуховое восприятие будет выступать примерно в равных условиях со зрительным в ходе восприятия речи у детей с нарушениями слуха.

Задачи:

1. Раскрытие методологических основ формирования речевого слуха.

2. Определение сущности содержания процесса РСВ речи. Развитие слухового восприятия дошкольников рассматривается как один из компонентов системы формирования словесной речи и включается во все звенья пед. процесса.

3. Овладение методами, приемами и средствами развития речевого слуха будущими учителями - дефектологами.

Студенты должны знать:

  • значение РСВ для глухих и слабослышащих дошкольников;

  • основные принципиальные положения современной системы работы по РСВ дошкольников с нарушением слуха.

Студенты должны уметь:

  • владеть основными формами работы по РСВ, используемыми в дошкольных учреждениях;

  • анализировать содержание работы по РСВ в программах для глухих и для слабослышащих дошкольников;

  • определять различия в их содержании;

  • использовать практический материал при проведении работы по РСВ.

-ритмическая структура), два типа передаваемой информации – лингвистическая, экстралингвистическая.

Факторы риска возникновения нарушений слуха.

Объективные и психоакустические (субъектные) методы исследования слуха.

Исследование слуха речью. Критерий оценки состояния органа слуха – способность слышать и понимать речь. Количественная оценка результатов исследования.

Речевая аудиометрия: возможности и ограничения метода.

Пороговая тональная аудиометрия: характеристика, требования к процедуре обследования. Аудиограммы. Характеристика и интерпретация аудиограмм.
Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1вар.

2вар.

3 вар.

01.03.13

Роль слуха в общем развитии детей и развитии речи. МРСВ, предмет, задачи.

- вопросы для самостоятельного изучения «Методы исследования слуха у детей с его нарушениями», «Исследование слуха у глухих по методике Е.П.Кузьмичевой».

- рефераты,

- контрольные работы

6

6

6

-защита рефератов,

-проверка контрольных работ

2


Психологические основы формирования речевого слуха

Вопросы для самост. изучения: «Классификация детей Р.М.Боскис», «Международная классификация нарушений слуховой функции».

6

6

6

- защита проектов

3.

Система работы по развитию слухового восприятия речи

Вопросы для самост.изучения: Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи.М,1969

8

8

8

- круглый стол

4.

Обучение различению на слух речевых и неречевых сигналов

Вопросы для самост. изучения: «Выработка условной двигательной реакции на звук», «Знакомство со звуками окружающего мира» Рефераты по данным темам.

8

8

8

- защита рефератов

5.

Планирование работы по развитию слухового восприятия

Вопросы для самост. изучения: «Слуховой кабинет, его роль и функции», « Индивидуальныем занятия, их задачи и требования к ним».

8

8

8

- защита проектов

6

Условия эффективности работы по развитию слухового восприятия.

Вопросы для самост. изучения: «Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями» Реферат по данной теме.

8

8

8

- защита рефератов

Итого

44

44

44





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Тема 1.Роль слуха в общем развитии детей и развитии речи. МРСВ, предмет, задачи.

План:

1.Объективные и субъективные методы исследования слуха речью:

2.Исследование слуха речью:

- преимущества исследования слуха речью;

  • организация и методика исследования слуха речью;

  • речевой материал, используемый для исследования слуха речью;

3.Исследование слуха методом пороговой тональной аудиометрии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Охарактеризуйте методы исследования слуха, применяемые в ДОУ, школах для глухих и слабослышащих.

2. Назовите различные точки зрения ученых на проблему восприятия речи на слух.

3. Раскройте особенности формирования слуховых представлений у детей с нарушением слуха.

4.Дайте характеристику методических принципов.
Задания для самостоятельного изучения.

1.Выписать в словарь основные понятия темы: аудиология, аудиометрия, аудиограмма, слуховой анализатор.

2. Составить схему методов исследования слуха.
Литература:

Основная:

  1. Боскис, Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха / Р. М. Боскис// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 64-72.

  2. Васина, Л. Г. Перспективы направления инновационной комплексной профильной общеобразовательной подготовки учащихся с нарушениями слуха / Л. Г. Васина, К. И. Туджанова // Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 116-120.

  3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

  4. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.,2001


Дополнительная:
1.Нейман Л.В.,Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.,2001.

2. Речитская Е.Г. Сурдопедагогика.-М.,2004.
Тема 2. Психологические основы формирования речевого слуха.

План:

1.Классификация глухих и слабослышащих;

2.Формы поражения слуховой функции;

3.Определение степени снижения и формы поражения слуховой функции по аудиограммам;

4.Соотнесение речевого и аудиометрического исследования.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие дети относится к категории глухих, слабослышащих, позднооглохших?

  2. Охарактеризуйте общие и специфические закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха.

  3. Назовите критерии оценки состояния слуха по международной классификации.

  4. Дайте характеристику детей с точки зрения состояния их слуха, времени его снижения, уровня владения речью и наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии.


Задания для самостоятельного изучения.

    1. познакомиться с методами исследования слуховой функции;

    2. учиться анализировать достоинства и ограничения их применения;

    3. уточнить значение клинических данных о состоянии слуховой функции для деятельности учителя-сурдопедагога.


Литература:
Основная:

    1. Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" и др.] / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. - М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 399 с. : ил. - Библиогр.: с. 388-394.

    2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

    3. Сурдопедагогика / Под ред Речитской Е.Г.-М.,2004.

    4. Специальная дошкольная педагогика /Под ред.. Стребелевой Е.А. – М., 2001.


Дополнительная:

  1. Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с

  2. Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22.

  3. Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.


Тема 3. Система работы по развитию слухового восприятия речи.

План:

1. Роль Т.А. Власовой, Е.П. Кузьмичевой, И.Г. Багровой, Н.Д. Шматко в создании современной системы работы по развитию слухового восприятия

2. Последовательность работы по развитию восприятия и воспроизведение речи.

3. Условно-рефлекторная связь: слушаю – говорю.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Раскройте основные характеристики звуковых колебаний (звук, длина, волны, частота колебания, амплитуда колебания; дифракция, реверберация, интерференция, резонанс; громкость, частота, сила, спектр звука; характеристика речевых сигналов).

  2. Охарактеризуйте условия проведения обследования слуха и его основные этапы.

  3. Раскройте методы скринингового исследования слуха у детей с младенческого возраста.

  4. Охарактеризуйте методы исследования слуха без применения технических средств.

Задания для самостоятельного изучения.

.

1. познакомиться с методами исследования слуховой функции;

2. учиться анализировать достоинства и ограничения их применения;

3. уточнить значение клинических данных о состоянии слуховой функции для деятельности учителя-сурдопедагога.
Литература:
Основная:

    1. Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" и др.] / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. - М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 399 с. : ил. - Библиогр.: с. 388-394.

    2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

    3. Сурдопедагогика / Под ред Речитской Е.Г.-М.,2004.

    4. Специальная дошкольная педагогика /Под ред.. Стребелевой Е.А. – М., 2001.


Дополнительная:

  1. Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с

  2. Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22.

  3. Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.

Тема 4. Обучение различению на слух речевых и неречевых сигналов

План:


  1. Раскройте организацию работы по РСВ на занятиях и во внережимное время.

  2. Охарактеризуйте требования и порядок предъявления речевого материала на занятиях.

  3. Раскройте методику предъявления речевого материала на занятиях во внережимные моменты.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Раскройте значение восприятия звуков окружающего мира для психического и речевого развития ребенка.

  2. Охарактеризуйте содержание работы по знакомству детей с нарушенным слухом со звуками окружающего мира.

  3. Охарактеризуйте приемы ознакомления детей с нарушенным слухом со звуками окружающего мира.

  4. Раскройте условия ознакомления детей с нарушенным слухом со звуками окружающего мира (эмоциональность, организация слухо-речевой и предметной среды, обучение родителей).

Задания для самостоятельного изучения.

1. составить картотеку игр и упражнений по знакомству детей со звуками окружающего мира.

    1. составить конспект прогулки или другого режимного момента (по выбору студента) с включением задач, направленных на знакомство детей со звуками окружающего мира.

Литература

Основная:

1. Боскис, Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха / Р. М. Боскис// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 64-72.

  1. Васина, Л. Г. Перспективы направления инновационной комплексной профильной общеобразовательной подготовки учащихся с нарушениями слуха / Л. Г. Васина, К. И. Туджанова // Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 116-120.

  2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

  3. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.,2001

Дополнительная:
1.Нейман Л.В.,Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.,2001.

2. Речитская Е.Г. Сурдопедагогика.-М.,2004.
Тема 5. Планирование работы по развитию слухового восприяти

План:
1. Планирование, его цели и сроки.

2. Основа планирования. Перспективные планы (на месяц или квартал).

3. Содержание индивидуального планирования: данные тонального слуха; режим усиления на аппаратуре индивидуального и коллективного пользования, на индивидуальных аппаратах, тип аппарата;
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дайте общую характеристику планирования содержания раздела «Развитие слухового восприятия».

  2. Охарактеризуйте виды и содержание планов по разделу: перспективные планы специальных фронтальных занятий; перспективные планы индивидуальных занятий.

  3. Раскройте содержание и организацию учета умений и навыков детей по разделу. Дайте характеристику текущего учета.

  4. Охарактеризуйте требования и содержание периодического учета по разделу.

  5. Раскройте методику оценки состояния слуховой функции у глухих и слабослышащих детей.

Задания для самостоятельного изучения.

    1. познакомиться с особенностями планирования раздела «Развитие слухового восприятия»;

    2. учиться проектировать содержание коррекционно-педагогического процесса.


Литература

Основная:

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

2. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.,2001

3. Уфимцева, Л. П. Организационно-педагогические условия интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе / Л. П. Уфимцева, О. Л. Беляева// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 5. - С. 11-16.

Дополнительная:

  1. Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с

  2. Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22.

  3. Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск