Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 84.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.04.2014
Размер84.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
Методическое сообщение на тему:

«Технологии, используемые на уроках

фортепиано в ДМШ»

Преп. Биокомбинатовской

ДМШ Лисенкова Л.В.

2013-2014 уч. г.

Введение


В сфере становления новой системы образования в нашей стране, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство, содержание образования обогащается новым творческим решением. Важнейшей составляющей педагогического процесса становятся личностно-ориентированные аспекты.

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы образования и очень важно – что и как формировать у него для её достижения.

Что входит в понятие личность? Человек-индивид представляет совокупность физического и психического содержания. Психика, в свою очередь, делится на эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью.

Существуя в определённой материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, человек проявляет себя как сложная самоуправляющая система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность.

Объективное проявление личности выражается во всяческих взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознание человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных.

Мы рассматриваем учебно-воспитательный процесс, где педагогика включает в себя субъекты и объекты процесса. В традиционной педагогике ( Я.А. Коменский, И. Гербарт) ребёнку отводится роль объекта, которому учитель передаёт опыт. Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку как к субъекту учебного процесса, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.

Педагогические технологии.
Что такое педагогическая технология? Педагогическая технология – это совокупность форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.

Те технологии, которые ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, относятся к разряду личностно-ориентированных; они обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития, реализацию природных потенциалов ребёнка. Личность ребёнка в этих технологиях не только субъект. Но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.

В своей работе с детьми педагоги нашей школы на уроках фортепиано строят свой учебно-воспитательный процесс, комбинируя его из элементов нескольких педагогических технологий. В центре обучения - личностно-ориентированные: дифференцированные, индивидуальные (вид дифференциации), здоровьесберегающие.

В рамках личностно-ориентированных технологий различают гуманно-личностные технологии, которые отличаются гуманистической сущностью, психологической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они

« исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Личностный подход – одна из важнейших задач формирования у ребёнка положительной Я-концепции. Я-концепция – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которого она строит своё поведение.

В школьные годы Я-концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция( Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху. Отрицательная Я-концепция ухудшает результат, мешает успеху, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для формирования у ребёнка положительной Я-концепции необходимо:

  • Уважать личность ученика, понимать и принимать её, верить в неё («Все дети талантливы»)

  • Создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учёба приносила ребёнку радость.

  • Исключить принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребёнка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству (« Ребёнок хорош, плох его поступок»).

  • Предоставлять возможность и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности («В каждом ребёнке чудо, ожидай его!»)

Такой подход к детям в полной мере осуществим в рамках дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение (разделение, расслоение) – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение, где при занятиях с ребёнком учитываются индивидуально-психологические особенности детей, их умственное развитие, достижения.

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход, поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является проникающей технологией.

В музыкальной школе учащихся условно можно разделить на две группы. В силу различных способностей и возможностей уровни и цели их обучения будут разными.

  1. Учащиеся, которые, получив музыкальное образование, приобретают навыки владения музыкальным инструментом и осваивают игру достаточно основательно, но при этом остаются хорошо подготовленными музыкантами любителями.

  2. Учащиеся, которые продолжат в будущем профессиональное образование в средних специальных и высших учебных заведениях.

В образовательной программе не существует различий в части требований к тем, кто занимается музыкой «для себя» и к тем, кто собирается заниматься ею профессионально. Меняется только объём проходимого материала и степень его сложности, при этом сохраняется широта охвата музыкальных форм, жанров, стилей.

То есть законы музыкального искусства постигаются всеми учениками класса по единому плану и программе, но с учётом индивидуальных возможностей каждого.

Главным достоинством дифференцированного и, в частности, индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка к его особенностям, вносить необходимые коррекции, приспосабливать их к постоянно меняющейся ситуации. Это позволяет вести работу экономно, контролировать затрату своих сил (и ученика, и учителя), позволяет достигать высоких результатов обученности. Кроме того, индивидуальное обучение позволяет учитывать личностные, индивидуальные особенности ребёнка, способствует созданию психолого-педагогических условий для развития ребёнка. Техника индивидуализации обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Особенности дифференцированного обучения:

  • Дифференцированное обучение позволяет более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.

  • Повышается уровень Я-концепции: сильный утверждается в своих возможностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

  • Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить всё, что даёт ему учитель» меняется на новую: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного»

  • Ученик должен испытывать учебный успех.

Оценка знаний происходит путём тематического контроля, досдачи (а не пересдачи), возможных «дробных» зачётов.

Здоровьесберегающие технологии. Уровень современной жизни предъявляет к человеку высокие требования и только здоровый человек может добиться успехов в жизни. В связи с этим выросло внимание и к здоровью детей. Забота о здоровье учащихся возложена на школу и на учителя. Объясняется это тем, что взрослые всегда несут ответственность за здоровье ребёнка находящимся под их опекой. В школе дети проводят значительную часть своего времени и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Задача учителя – по возможности защитить тело и психику ребёнка от травмирующих факторов, поэтому мною изучается опыт использования здоровьесберегающих технологий применительно к практике преподавания игре на фортепиано.

Применение здоровьесберегающих технологий помогает сделать обучение эффективным с точки зрения сохранности здоровья.

Программа предполагает применение таких методов и приёмов, как:

  • Забота о достаточном уровне освещения, чистоте и свежести помещения

  • Применение эмоциональных разрядок на занятиях

  • Проявление уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности ребёнка

  • Помощь в разработке режима дня

  • Проведение отдельных здоровьесберегающих воздействий (физкультминутка)

  • Внедрение отдельных технологий, направленных на предупреждение переутомления

Одна из функций педагога, психотерапевта, состоит в снятии неблагоприятных факторов, характеризующих состояние ребёнка, таких как раздражительность, апатия и т.д..

Психологический комфорт ученика на уроке – важное условие для сохранения здоровья ученика: доброжелательный тон, физкультминутка и паузы (на уроке мы используем игру в мяч, прохлопывание ритмических рисунков), снятие напряжения (возможность откинуться на спинку стула, когда учитель просто беседует с учеником и настроиться на исполнение, когда начинается работа над произведением).

Благоприятный психологический климат на уроке заряжает ученика позитивными эмоциями, создаёт атмосферу творчества и взаимопонимания, что говорит об успешном проведении урока. На уроке надо всегда найти возможность поощрить ученика за прилежание, отметить улучшения и недоработки в домашних занятиях. Оценки выставлять с учётом индивидуальных способностей.

Объём максимально допустимой учебной нагрузки учащегося должен соответствовать нормам. Удобное расписание ещё одна важная составляющая, т.к. предупреждает переутомление. С целью исключения перегрузки детей расписание составляем таким образом. Чтобы ребёнок мог отдохнуть после школы и прийти на урок.

Сама музыкальная школа может быть отнесена к здоровьесберегающим педагогическим системам. Дополнительное образование даёт возможность ребёнку удовлетворить свои индивидуальные эстетические, творческие, познавательные запросы, способствует формированию культуры здоровья.

Польза от занятий музыкой очень высока. У ребёнка совершенствуется физическое развитие – чувство ритма и музыкальный слух, мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, развивается внимание и память. Он учится организовывать свой день так, чтобы всё успеть. Но самое главное – общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после школьных занятий, познакомит с сокровищами мировой культуры, с духовным наследием прошлого, что благотворно скажется на его здоровье.

Педагоги в ДМШ следят за соблюдением режима школьных занятий: урок строят с учётом работоспособности детей, чередуя различные виды деятельности (чередуют словесный, наглядный вид учебной деятельности, повторение уже выученных пьес, разбор новых, подбор знакомых мелодий, игра в ансамбле, самостоятельная работа), выполняют гигиенические требования, т.к. утомляемость ребёнка во многом зависит от соблюдения этих условий.

Таким образом здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить ребёнку высокий уровень реального здоровья, воспитав у него культуру здоровья. Учить так, чтоб не нанести вреда здоровью ребёнка.

Задача-минимум отвечает главному принципу медицины и педагогики: « Не навреди» и заключается в обеспечении таких условий обучения, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащегося.

Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть, что сама система обучения в ДМШ, предполагающая индивидуальные занятия, кроет в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности, личностно-ориентированных аспектах.

Список используемой литературы:

  1. Колесникова Л.В. « Применение здоровьесберегающих технологий, как метод инновационного подхода на уроках фортепиано в ДМШ».

  2. Селевко Г. К. « Современные образовательные технологии»

  3. Селевко Г. К. «Дифференциация обучения»

  4. Сократов Н.В. «Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей»

5.Фирсов В.В. «Дифференциация обучения»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск