Рецепты избавления от гнева
( рекомендации психолога) Мы ежедневно встречаемся в школе с нашими любимыми учениками. Радуемся, когда они бодры и веселы. Огорчаемся, когда видим их расстроенными, а порой и агрессивными. Ищем способы отогреть такого ребенка, понять и настроить на позитивное сотрудничество, предлагая поучаствовать в коллективных играх, или разыграть проблемные ситуации и попытаться помочь принять правильное решение, выходя из нее. К счастью, это всегда помогает в школе. Но на следующий день ребенок опять приходит расстроенный …
Родители сами признаются, что частенько кричат на своих детей, так как либо считают их источником раздражения, либо находят в них, беззащитных, « козлов отпущения», а ребенок соответственно либо замыкается, либо сам вымещает накопившуюся от заведенных родителей агрессию на своих одноклассниках и даже учителях.
Увы, нередко приходится слышать фразы: « Я кричала на него до хрипоты, а он все равно меня не слушает», « Уроки начинает выполнять поздно вечером, в комнате грязь! Ругаемся каждый день – все бесполезно.»
Хочется сразу возразить: « Милые, хорошие наши папы и мамы! Зачем же ругаться! Мы учим детишек все конфликтные ситуации решать мирным путем, объясняем, что агрессия всегда порождает агрессию, огонь нельзя затушить огнем, лишь вода загасит пламя, а дома ребенок встречается совершенно с другим стилем отношений – и что же ему предпочесть? Ведь, согласитесь, мнение родителей до определенного возраста более значимо, чем слова учителя или одноклассников.
В данной ситуации мы все-таки призываем вас к сотрудничеству! Поэтому хотим дать несколько рекомендаций родителям, которые, надеемся, помогут вам совладать с собой и настроится на совершенно иной стиль детско – родительских отношений, когда ребенку самому захочется все выполнить правильно не потому, что надо бояться, а потому, что он станет уважать, ценить вас, и не выполнить обещанное задание просто станет стыдно.
|
| Рекомендации
|
| Ребенок должен увидеть в вас модель спокойствия и уверенности, которые помогут ему сформировать адекватный стиль поведения в настоящем и будущем, поэтому:
| Слушайте своего ребёнка
Проводите с ним как можно больше времени
Делитесь с ним своим опытом
Рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах и неудачах
Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделять внимание каждому из них в отдельности
|
| Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия:
| Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребёнком (если это, конечно, возможно)
Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения
|
| Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.
| Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:
«Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или:
«Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»
|
| В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
| Примите тёплую ванну, душ
Выпейте чаю
Позвоните друзьям
Сделайте «успокаивающую» маску для лица
Просто расслабьтесь, лёжа на диване
Послушайте любимую музыку
|
| Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.
| Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите
Не позволяёте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чём-то приятном) и ситуацией.
|
| К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям.
| Изучайте силы и возможности вашего ребёнка
Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу и т.д.), отрепетируйте всё загодя.
Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.
|
Что бы мы ни делали, все должно быть освящено любовью! Ребенок – наше отражение. Посмотрите на себя гневного в зеркало – как вы себе нравитесь? Теперь представьте, что ваш ребенок через какое – то время будет отвечать вам тем же? Лучше сегодня нам с вами поработать над своим неумением сдерживаться, чем в будущем разводить руками и расписываться в своем бессилии что-либо изменить.
Искренне желаем вам удачи в работе над собой!
С любовью, ваш школьный психолог. |