Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации26.04.2014
Размер0.89 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
  1   2   3   4   5   6   7


УДК 159.922+374 ББК 74.2 Л73

Локалова Н.П.

Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

Содержание

Предисловие автора к третьему изданию

Предисловие автора ко второму изданию

Раздел I

О развивающей программе для младших школьников

«Уроки психологического развития»

Психологическое развитие школьников как путь гуманизации современного образовательного процесса

Краткая характеристика развивающей программы «Уроки психологического

развития»

Формирование когнитивных предпосылок начальных форм мировоззрения у младших школьников на уроках психологического развития

Уроки психологического развития как элемент развивающей среды школьного образования

Содержание уроков психологического развития

Отличия уроков психологического развития от других школьных уроков.

Структура уроков психологического развития

Общие рекомендации по проведению уроков психологического развития

Кто проводит уроки психологического развития?

Как оценить эффективность уроков психологического развития?

Результаты апробирования развивающей программы «Уроки психологического развития» в начальной школе

Учителя об уроках психологического развития

Заключение

Раздел II

Уроки психологического развития в I классе (1-30)

Содержание занятий в I классе

Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов (I класс)

Предисловие автора к третьему изданию

В настоящее время уже сами учителя понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достиже­ния современной психологической науки успешно осу­ществлять учебный процесс в школе становится невоз­можным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Они все чаще обращаются к психологам с во­просом: *Что вы конкретно можете дать практике обра­зования, чтобы повысить качество обучения, помочь де­тям учиться?»

Именно в ответ на этот запрос и была разработана на­ми психологическая развивающая программа для млад­ших школьников «Уроки психологического развития», цель которой - последовательно и планомерно сформи­ровать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в ча­стности умственного, развития.

В названии «Уроки психологического развития» -суть нашей принципиальной позиции. Мы считаем, что если говорить о психологии в школе, то речь прежде всего нужно вести о психологии не как о предметном уроке, а как о метауроке. Его основной целью является познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умствен­ные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологиче­ские качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предмет­ных уроках.

Уроки психологического развития - это один из не­обходимых школьных уроков. Предлагая проводить раз­вивающую работу в наиболее привычной и традицион­ной для учителя форме - форме урока, мы стремились к ее максимально органичному включению в дидактико-воспитательный школьный процесс.

Предложенная нами программа направлена на разви­тие познавательной сферы школьников. Мы выбрали именно это направление психологического развития, так как, с нашей точки зрения, именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения. Однако его результатом является не только развитие самих познавательных процессов учащихся. Как сверхзадачу проводимой работы мы рассматриваем появление позитивных сдвигов в их мотивационно-личностной сфере. Именно поэтому для оценки эффектив­ности нашей программы мы, кроме прямых показате­лей, дополнительно ввели и косвенные показатели, от­ражающие сдвиги в этой сфере учащихся. Их анализ и осмысление составили неотъемлемую сторону нашей ра­боты по апробированию данной развивающей програм­мы. Кроме того, мы видим внутреннюю связь между со­вершенствованием на уроках психологического развития интеллектуальных процессов и формированием у млад­ших школьников когнитивных предпосылок начальных форм мировоззрения.

Усвоение обобщенных когнитивных знаний, умений и навыков (ОЗУН), рассматриваемое как один из ре­зультатов развивающей работы по данной программе, для нас является не целью, а средством формирования у школьников психологических познавательно-лично­стных структур. И это очень важно, так как смещает акцент в школьном обучении с широко распространен­ного в настоящее время «интеллектуального натаскива­ния» учащихся на их познавательно-личностное раз­витие.

Уроки психологического развития, являясь метауроками, стоят вне какой-либо дидактико-методической системы (традиционной, развивающей) и в то же время, как показали полученные нами результаты, хорошо со­четаются с любой из них, так как, продвигая учащихся в психологическом, в частности умственном, развитии, они обеспечивают повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам.

Особенно это относится к детям, наиболее нуждаю­щимся в психологической помощи, - учащимся коррекционных классов. Экспериментальный материал по развивающей работе с учащимися этих классов у нас только накапливается, но уже на основании имеющихся данных можно с уверенностью говорить о высокой эф­фективности подобной развивающей работы, обеспечи­вающей продвижение школьников в умственном разви­тии в целом, формировании положительного отношения к учению и, как следствие, повышение качества усвое­ния ими учебного материала.

Особо важное значение работа по психологическому развитию младших школьников приобретает в свете по­лученных в последнее время в психогенетике и психо­физиологии данных о роли именно в данный период он­тогенеза (младший школьный возраст) индивидуальной среды, условий жизни ребенка в развитии и совершен­ствовании нейрофизиологических и психологических процессов, составляющих психофизиологическую осно­ву его умственного развития.

Мы на практике убедились в том, что работа по пси­хологическому развитию школьников востребована шко­лой и наша развивающая программа для начальной школы уже достаточно широко «стихийно» использует­ся учителями лишь потому, что они сами видят необхо­димость такой работы.

Учитывая замечания и пожелания учителей, третье издание данной развивающей программы усилено рядом дополнительных психологических заданий, приведен­ных в III разделе книги, и соответствующим наглядным материалом.

Выражаю надежду на дальнейшее успешное исполь­зование данной развивающей программы в работе учи­телей начальных классов и желаю всем успеха в этом нелегком, но чрезвычайно важном деле,

НЛ. Локалова

Психологический институт

Российской академии образования

Москва, ноябрь 2005 г
Предисловие автора ко второму изданию.

Книга для учителя начальных классов под названием «90 уроков психологического развития младших школь­ников» была опубликована нами в 1995 году (издательст­во «Луч»). Ее замысел - предоставить учителю системати­зированный поурочный подбор заданий для проведения работы по психологическому развитию учащихся с I по III классы. Идея целенаправленного систематического разви­тия младших школьников на специальных уроках сразу же была очень активно поддержана многими учителями начальных классов. В 1995/96 учебном году началось ап­робирование предложенной нами развивающей програм­мы 29 учителями начальных классов, работающими в раз­ных видах общеобразовательных учреждений в различ­ных регионах страны. С каждым новым учебным годом количество учителей-экспериментаторов увеличивается.

Изданная небольшим пробным тиражом книга быст­ро разошлась среди учителей и школьных психологов. Продолжающийся спрос на нее вызвал необходимость ее новой публикации. При подготовке второго издания мы учли, что с 2000 года обучение в начальной школе будет вестись четыре года, поэтому второй вариант книги, на­званный нами «120 уроков психологического развития младших школьников», рассчитан на четырехлетнее начальное обучение. Кроме того, учитывая пожелания учителей, в новом издании книги увеличено количество заданий на развитие пространственных представлений учащихся, добавлены задания на развитие звуко-буквенного анализа, произвольного внимания, вербально-смыслового мышления.

Успешное трехлетнее апробирование программы «Уро­ки психологического развития», закладывающей в.школь­никах психологическую основу обучения, позволяет на­деяться на широкое массовое внедрение ее в практику начальной школы с целью оказания эффективной психо­логической помощи всем учащимся.

Н.П. Локалова

Психологический институт РАО Москва, сентябрь 1999 г.

РАЗДЕЛ I

О развивающей программе для младших школьников

«Уроки психологического развития»

Психологическое развитие школьников как путь гуманизации современного

образовательного процесса

Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся. Реформирова­ние системы школьного образования в свете гуманисти­ческих тенденций должно начинаться с переосмысления его цели и основной задачи.

Основываясь на современных теоретико-психологиче­ских представлениях о когнитивных репрезентативных структурах как носителях умственного развития, ко­нечную цель школьного образования можно представить следующим образом: формирование учащихся как высо­коразвитой открытой когнитивно-личностной систе­мы, способной к саморазвитию, самоорганизации и са­моопределению. Средством же ее развития выступает ус­воение знаний об обобщенных способах и формах ин­теллектуальной деятельности, являющихся, таким об­разом, залогом дальнейшего развития и самостоятель­ного приобретения в будущем новых знаний.

В связи с этим комплексная психолого-педагогиче­ская задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкрет­ных знаний по школьным дисциплинам, но и сформи­ровать у учащихся представления об обобщенных при­емах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного разви­тия, а с другой стороны - это путь формирования пси­хологической основы обучения, обладающей внутрен­ним потенциалом развития, который позволит в буду­щем осуществляться не только саморазвитию и саморе­гуляции личности, но и эффективному самостоятель­ному приобретению знаний. Обобщенные знания о вы­полнении интеллектуальных операций формируются в работе с реальным конкретным содержанием, отвеча­ющим не только требованиям школьного обучения на данной ступени, но и актуальным потребностям самих учащихся.

В последнее время учителя начальных классов отме­чают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уров­нем их когнитивно - личностного развития. Поэтому ока­зание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время стано­вится особенно актуальной задачей.

В определенной мере задача психологического разви­тия учащихся решается в рамках развивающих систем обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давы­дова). Но, согласно опубликованным данным, классы, в которых обучение ведется по развивающей системе на­чального обучения Л.В. Занкова, имеются в 30% школ, а по развивающей системе обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова - в 10% школ. Таким образом, по мень­шей мере в 60% школ дети учатся по традиционным учебным программам, развивающий эффект которых, как известно, крайне низок.

Широкому распространению развивающих систем обу­чения препятствует прежде всего необходимость специ­альной достаточно длительной психолого-педагогиче­ской подготовки учителя. Но школа, особенно традици­онная, не может ждать. Ей психологическая помощь нужна уже сейчас. Принципиально важным здесь явля­ется то, что психологическая помощь ученикам, прежде всего в виде коррекционно-развивающей работы, должна осуществляться в первую очередь самим учителем. При этом в центре внимания должны оказаться дети, психологически слабо подготовленные к обучению, те, которые в большей мере в такой развивающей работе нуждаются.

Условия эффективности психологической помощи сос­тоят, с нашей точки зрения, в следующем:

  • органичное включение в традиционную организа­цию учебного процесса в массовой общеобразова­тельной школе;

  • проведение психологической развивающей работы учителем в привычной для него форме;

  • отсутствие необходимости для ее реализации в пе­реучивании учителя либо в его длительной специ­альной подготовке;

  • простота материального обеспечения работы.

Привычной формой учебной работы для учителя яв­ляется традиционная классно-урочная форма организа­ции учебного процесса. Именно поэтому предложенная нами развивающая программа получила название «Уро­ки психологического развития».

Краткая характеристика развивающей программы

«Уроки психологического развития»

Наш подход к разработке основных принципов и со­держания развивающей программы обусловлен двумя обстоятельствами.

1. Применительно к развитию детской психики четко сформулировано положение состоящее в том, что естест­венный ход развития познавательной деятельности детей начинается с глобально-диффузного отражения действи­тельности и постепенно переходит ко все более расчле­ненным и дифференцированным ее формам (Я.А. Ко-менский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Н.И. Чуприкова, Н.Н. Поддьяков). Эффективное преодоление глобально­сти и недифференцированное™ детской психики рас­сматривается как фактор психического и, в частности, умственного развития детей. Способом же расчленения их чувственных впечатлений выступает всестороннее развитие процессов анализа, под которым мы понимаем выделение в объекте различных сторон, свойств, связей и отношений, и соответствующих им форм синтеза.

2. Изучая психологические причины трудностей млад­ших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, мы нашли, что около 70% трудностей по этим предметам обусловлено недостатками в развитии различных видов и форм про­цесса анализа и синтеза (Н.П. Локалова, 1997, 2001). Поскольку в усвоении знаний процессы анализа и син­теза играют ведущую роль (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Бо­гоявленский, Н.А. Менчинская, 1959, 2003), их целе­направленное развитие позволит устранить значитель­ное число трудностей в обучении и существенно повы­сить в связи с этим качество процесса усвоения знаний.

Внутренняя логика нашей программы построена на реализации принципа системной дифференциации, оп­ределяющего ведущий механизм психического развития (Н.И. Чуприкова, 1997, 2003). Целью развивающей ра­боты является формирование у учащихся психологиче­ских когнитивно-личностных структур путем целена­правленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирова­ния приобретаемых школьниками учебных знаний. Это принципиально отличается от часто имеющего место при традиционном школьном обучении «интеллекту­ального натаскивания», при котором формируемые ког­нитивные умения имеют конкретный характер и могут поэтому применяться лишь в достаточно ограниченных условиях. Такой подход позволяет перейти от старой парадигмы школьного обучения - «усвоение ЗУН (зна­ний, умений и навыков)» к новой парадигме - «когнитивно-личностное развитие средствами ОЗУН (обобщен­ных знаний, умений и навыков)».

Складывающиеся в результате целенаправленного раз­вития системы процессов анализа и синтеза на основе принципа системной дифференциации когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: 1) имеют разноуровневую и иерар­хическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно-абстрактных (Н.И. Чуприкова, 2003); 2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стиму­лирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полу­ченные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождает по­требность в новых конкретных впечатлениях. Приобре­таемые на уроках психологического развития конкрет­ные знания об интеллектуальных действиях, вариатив­ные по форме и содержанию, но инвариантные по ос­новным выделяемым анализом свойствам и отношениям объектов, должны привести по мере их отработки в те­чение ряда занятий к обобщению и закреплению в ког­нитивных структурах. Это обеспечивает возрастание их дифференцированности и усложнение организации, т.е. развитие. Так, с нашей точки зрения, проявляется цик­личная самостимуляция (Н.Н. Поддьяков, 1997) как механизм саморазвития, потенциально содержащийся в когнитивных структурах.

Характеризуя данную программу, следует отметить ее существенное отличие от работ, выполненных в рам­ках когнитивного обучения. Последние придают значе­ние развитию самих когнитивных процедур, при этом отстраняются от самого знания и становятся таким об­разом «бессодержательными»: предлагается учить учить­ся, по при обучении чему-нибудь, уча что-нибудь (Ког­нитивное обучение, 1997). С когнитивным обучением связан такой важный вопрос: могут ли спонтанно быть использованы когнитивные умения, формируемые в спе­циально организованном процессе, в реальных ситуаци­ях школьной практики по отношению к учебному мате­риалу, отличающемуся от того, который послужил ос­новой обучения? Сторонники когнитивного подхода от­вечают на него отрицательно, во всяком случае ограни­чивая те условия, при которых этот перенос может быть осуществлен, тем самым делая весь процесс когнитив-ного обучения весьма мало полезным. В развивающей программе «Уроки психологического развития» одина­ково важное значение придается формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их по­мощью npHo6pefaioTca, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как «сплав» взаи­мосвязанных и одновременно протекающих разноуров­невых процессов анализа и синтеза при усвоении со­держательного знаниевого материала.

Именно поэтому когнитивные умения, сформирован­ные на конкретном содержательном материале в рамках данной развивающей программы и представляющие со­бой по сути психологическую основу обучения, доста­точно эффективно применяются учащимися по отноше­нию к различному учебному материалу, обобщенным показателем чего является повышение среднего балла школьной успеваемости.

Обучение школьников различным когнитивным уме­ниям на основе всестороннего развития системы анали­тико - синтетических процессов позволяет не только раз­вивать интеллектуальный потенциал учащихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности как составляющую общей направлен­ности деятельности и поведения человека, т.е. его ми­ровоззрения.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск