Скачать 0.89 Mb.
|
УДК 159.922+374 ББК 74.2 Л73 Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006. Содержание Предисловие автора к третьему изданию Предисловие автора ко второму изданию Раздел I О развивающей программе для младших школьников «Уроки психологического развития» Психологическое развитие школьников как путь гуманизации современного образовательного процесса Краткая характеристика развивающей программы «Уроки психологического развития» Формирование когнитивных предпосылок начальных форм мировоззрения у младших школьников на уроках психологического развития Уроки психологического развития как элемент развивающей среды школьного образования Содержание уроков психологического развития Отличия уроков психологического развития от других школьных уроков. Структура уроков психологического развития Общие рекомендации по проведению уроков психологического развития Кто проводит уроки психологического развития? Как оценить эффективность уроков психологического развития? Результаты апробирования развивающей программы «Уроки психологического развития» в начальной школе Учителя об уроках психологического развития Заключение Раздел II Уроки психологического развития в I классе (1-30) Содержание занятий в I классе Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов (I класс) Предисловие автора к третьему изданию В настоящее время уже сами учителя понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в школе становится невозможным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Они все чаще обращаются к психологам с вопросом: *Что вы конкретно можете дать практике образования, чтобы повысить качество обучения, помочь детям учиться?» Именно в ответ на этот запрос и была разработана нами психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития», цель которой - последовательно и планомерно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития. В названии «Уроки психологического развития» -суть нашей принципиальной позиции. Мы считаем, что если говорить о психологии в школе, то речь прежде всего нужно вести о психологии не как о предметном уроке, а как о метауроке. Его основной целью является познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках. Уроки психологического развития - это один из необходимых школьных уроков. Предлагая проводить развивающую работу в наиболее привычной и традиционной для учителя форме - форме урока, мы стремились к ее максимально органичному включению в дидактико-воспитательный школьный процесс. Предложенная нами программа направлена на развитие познавательной сферы школьников. Мы выбрали именно это направление психологического развития, так как, с нашей точки зрения, именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения. Однако его результатом является не только развитие самих познавательных процессов учащихся. Как сверхзадачу проводимой работы мы рассматриваем появление позитивных сдвигов в их мотивационно-личностной сфере. Именно поэтому для оценки эффективности нашей программы мы, кроме прямых показателей, дополнительно ввели и косвенные показатели, отражающие сдвиги в этой сфере учащихся. Их анализ и осмысление составили неотъемлемую сторону нашей работы по апробированию данной развивающей программы. Кроме того, мы видим внутреннюю связь между совершенствованием на уроках психологического развития интеллектуальных процессов и формированием у младших школьников когнитивных предпосылок начальных форм мировоззрения. Усвоение обобщенных когнитивных знаний, умений и навыков (ОЗУН), рассматриваемое как один из результатов развивающей работы по данной программе, для нас является не целью, а средством формирования у школьников психологических познавательно-личностных структур. И это очень важно, так как смещает акцент в школьном обучении с широко распространенного в настоящее время «интеллектуального натаскивания» учащихся на их познавательно-личностное развитие. Уроки психологического развития, являясь метауроками, стоят вне какой-либо дидактико-методической системы (традиционной, развивающей) и в то же время, как показали полученные нами результаты, хорошо сочетаются с любой из них, так как, продвигая учащихся в психологическом, в частности умственном, развитии, они обеспечивают повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам. Особенно это относится к детям, наиболее нуждающимся в психологической помощи, - учащимся коррекционных классов. Экспериментальный материал по развивающей работе с учащимися этих классов у нас только накапливается, но уже на основании имеющихся данных можно с уверенностью говорить о высокой эффективности подобной развивающей работы, обеспечивающей продвижение школьников в умственном развитии в целом, формировании положительного отношения к учению и, как следствие, повышение качества усвоения ими учебного материала. Особо важное значение работа по психологическому развитию младших школьников приобретает в свете полученных в последнее время в психогенетике и психофизиологии данных о роли именно в данный период онтогенеза (младший школьный возраст) индивидуальной среды, условий жизни ребенка в развитии и совершенствовании нейрофизиологических и психологических процессов, составляющих психофизиологическую основу его умственного развития. Мы на практике убедились в том, что работа по психологическому развитию школьников востребована школой и наша развивающая программа для начальной школы уже достаточно широко «стихийно» используется учителями лишь потому, что они сами видят необходимость такой работы. Учитывая замечания и пожелания учителей, третье издание данной развивающей программы усилено рядом дополнительных психологических заданий, приведенных в III разделе книги, и соответствующим наглядным материалом. Выражаю надежду на дальнейшее успешное использование данной развивающей программы в работе учителей начальных классов и желаю всем успеха в этом нелегком, но чрезвычайно важном деле, НЛ. Локалова Психологический институт Российской академии образования Москва, ноябрь 2005 г Предисловие автора ко второму изданию. Книга для учителя начальных классов под названием «90 уроков психологического развития младших школьников» была опубликована нами в 1995 году (издательство «Луч»). Ее замысел - предоставить учителю систематизированный поурочный подбор заданий для проведения работы по психологическому развитию учащихся с I по III классы. Идея целенаправленного систематического развития младших школьников на специальных уроках сразу же была очень активно поддержана многими учителями начальных классов. В 1995/96 учебном году началось апробирование предложенной нами развивающей программы 29 учителями начальных классов, работающими в разных видах общеобразовательных учреждений в различных регионах страны. С каждым новым учебным годом количество учителей-экспериментаторов увеличивается. Изданная небольшим пробным тиражом книга быстро разошлась среди учителей и школьных психологов. Продолжающийся спрос на нее вызвал необходимость ее новой публикации. При подготовке второго издания мы учли, что с 2000 года обучение в начальной школе будет вестись четыре года, поэтому второй вариант книги, названный нами «120 уроков психологического развития младших школьников», рассчитан на четырехлетнее начальное обучение. Кроме того, учитывая пожелания учителей, в новом издании книги увеличено количество заданий на развитие пространственных представлений учащихся, добавлены задания на развитие звуко-буквенного анализа, произвольного внимания, вербально-смыслового мышления. Успешное трехлетнее апробирование программы «Уроки психологического развития», закладывающей в.школьниках психологическую основу обучения, позволяет надеяться на широкое массовое внедрение ее в практику начальной школы с целью оказания эффективной психологической помощи всем учащимся. Н.П. Локалова Психологический институт РАО Москва, сентябрь 1999 г. РАЗДЕЛ I О развивающей программе для младших школьников «Уроки психологического развития» Психологическое развитие школьников как путь гуманизации современного образовательного процесса Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся. Реформирование системы школьного образования в свете гуманистических тенденций должно начинаться с переосмысления его цели и основной задачи. Основываясь на современных теоретико-психологических представлениях о когнитивных репрезентативных структурах как носителях умственного развития, конечную цель школьного образования можно представить следующим образом: формирование учащихся как высокоразвитой открытой когнитивно-личностной системы, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. Средством же ее развития выступает усвоение знаний об обобщенных способах и формах интеллектуальной деятельности, являющихся, таким образом, залогом дальнейшего развития и самостоятельного приобретения в будущем новых знаний. В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний. Обобщенные знания о выполнении интеллектуальных операций формируются в работе с реальным конкретным содержанием, отвечающим не только требованиям школьного обучения на данной ступени, но и актуальным потребностям самих учащихся. В последнее время учителя начальных классов отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей. В определенной мере задача психологического развития учащихся решается в рамках развивающих систем обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Но, согласно опубликованным данным, классы, в которых обучение ведется по развивающей системе начального обучения Л.В. Занкова, имеются в 30% школ, а по развивающей системе обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова - в 10% школ. Таким образом, по меньшей мере в 60% школ дети учатся по традиционным учебным программам, развивающий эффект которых, как известно, крайне низок. Широкому распространению развивающих систем обучения препятствует прежде всего необходимость специальной достаточно длительной психолого-педагогической подготовки учителя. Но школа, особенно традиционная, не может ждать. Ей психологическая помощь нужна уже сейчас. Принципиально важным здесь является то, что психологическая помощь ученикам, прежде всего в виде коррекционно-развивающей работы, должна осуществляться в первую очередь самим учителем. При этом в центре внимания должны оказаться дети, психологически слабо подготовленные к обучению, те, которые в большей мере в такой развивающей работе нуждаются. Условия эффективности психологической помощи состоят, с нашей точки зрения, в следующем:
Привычной формой учебной работы для учителя является традиционная классно-урочная форма организации учебного процесса. Именно поэтому предложенная нами развивающая программа получила название «Уроки психологического развития». Краткая характеристика развивающей программы «Уроки психологического развития» Наш подход к разработке основных принципов и содержания развивающей программы обусловлен двумя обстоятельствами. 1. Применительно к развитию детской психики четко сформулировано положение состоящее в том, что естественный ход развития познавательной деятельности детей начинается с глобально-диффузного отражения действительности и постепенно переходит ко все более расчлененным и дифференцированным ее формам (Я.А. Ко-менский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Н.И. Чуприкова, Н.Н. Поддьяков). Эффективное преодоление глобальности и недифференцированное™ детской психики рассматривается как фактор психического и, в частности, умственного развития детей. Способом же расчленения их чувственных впечатлений выступает всестороннее развитие процессов анализа, под которым мы понимаем выделение в объекте различных сторон, свойств, связей и отношений, и соответствующих им форм синтеза. 2. Изучая психологические причины трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, мы нашли, что около 70% трудностей по этим предметам обусловлено недостатками в развитии различных видов и форм процесса анализа и синтеза (Н.П. Локалова, 1997, 2001). Поскольку в усвоении знаний процессы анализа и синтеза играют ведущую роль (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, 1959, 2003), их целенаправленное развитие позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения знаний. Внутренняя логика нашей программы построена на реализации принципа системной дифференциации, определяющего ведущий механизм психического развития (Н.И. Чуприкова, 1997, 2003). Целью развивающей работы является формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний. Это принципиально отличается от часто имеющего место при традиционном школьном обучении «интеллектуального натаскивания», при котором формируемые когнитивные умения имеют конкретный характер и могут поэтому применяться лишь в достаточно ограниченных условиях. Такой подход позволяет перейти от старой парадигмы школьного обучения - «усвоение ЗУН (знаний, умений и навыков)» к новой парадигме - «когнитивно-личностное развитие средствами ОЗУН (обобщенных знаний, умений и навыков)». Складывающиеся в результате целенаправленного развития системы процессов анализа и синтеза на основе принципа системной дифференциации когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: 1) имеют разноуровневую и иерархическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно-абстрактных (Н.И. Чуприкова, 2003); 2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полученные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождает потребность в новых конкретных впечатлениях. Приобретаемые на уроках психологического развития конкретные знания об интеллектуальных действиях, вариативные по форме и содержанию, но инвариантные по основным выделяемым анализом свойствам и отношениям объектов, должны привести по мере их отработки в течение ряда занятий к обобщению и закреплению в когнитивных структурах. Это обеспечивает возрастание их дифференцированности и усложнение организации, т.е. развитие. Так, с нашей точки зрения, проявляется цикличная самостимуляция (Н.Н. Поддьяков, 1997) как механизм саморазвития, потенциально содержащийся в когнитивных структурах. Характеризуя данную программу, следует отметить ее существенное отличие от работ, выполненных в рамках когнитивного обучения. Последние придают значение развитию самих когнитивных процедур, при этом отстраняются от самого знания и становятся таким образом «бессодержательными»: предлагается учить учиться, по при обучении чему-нибудь, уча что-нибудь (Когнитивное обучение, 1997). С когнитивным обучением связан такой важный вопрос: могут ли спонтанно быть использованы когнитивные умения, формируемые в специально организованном процессе, в реальных ситуациях школьной практики по отношению к учебному материалу, отличающемуся от того, который послужил основой обучения? Сторонники когнитивного подхода отвечают на него отрицательно, во всяком случае ограничивая те условия, при которых этот перенос может быть осуществлен, тем самым делая весь процесс когнитив-ного обучения весьма мало полезным. В развивающей программе «Уроки психологического развития» одинаково важное значение придается формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью npHo6pefaioTca, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как «сплав» взаимосвязанных и одновременно протекающих разноуровневых процессов анализа и синтеза при усвоении содержательного знаниевого материала. Именно поэтому когнитивные умения, сформированные на конкретном содержательном материале в рамках данной развивающей программы и представляющие собой по сути психологическую основу обучения, достаточно эффективно применяются учащимися по отношению к различному учебному материалу, обобщенным показателем чего является повышение среднего балла школьной успеваемости. Обучение школьников различным когнитивным умениям на основе всестороннего развития системы аналитико - синтетических процессов позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал учащихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности как составляющую общей направленности деятельности и поведения человека, т.е. его мировоззрения. |