Скачать 73.35 Kb.
|
Дидактические материалы к анализу урока Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Типы анализа урока
Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный. Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.). Общие критерии анализа урока Результативность. Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений. Уровни самоанализа урока
Самоанализ урока Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. Основные требования к анализу урока
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА 1. Общая оценка урока: а) урок достиг цели, б) достиг частично, в) не достиг цели. При необходимости дается оценка реализации принципов обучения. 2. На основе самоанализа урока учителем руководитель оценивает знание учителем своего класса, видение им места урока в системе других уроков. 3. Анализ и оценка правильности выбора триединой дидактической цели. 4. Оценка типа урока, его структуры, выделения главного этапа, на котором в основном определялся успех (неудача) в достижении цели урока. 5. Оценка каждого этапа урока, исходя из уровня решения задачи на каждом этапе через анализ ее взаимосвязи с содержанием, методами и формами организации деятельности учащихся. Цель - соотнести запланированный учителем результат с реальным и определить причины успеха или неудачи. 6. Оценка правильности выбора методов обучения и, прежде всего, доминирующего характера деятельности учащихся (репродуктивного, частично-поискового, исследовательского), определение соответствия метода обучения этому характеру деятельности, а значит, содержанию и задаче этапа, реализация основных функций методов обучения. 7. Оценка выбора форм организации учебно-познавательной деятельности, их адекватности методам обучения, учебному содержанию и задач этапа. 8. Вскрытие и оценка взаимосвязи решения дидактических задач на каждом этапе с дидактическими задачами других этапов и выяснение влияния каждого этапа на достижение дидактической цели урока. 9. Логическое обобщение и ответ на вопрос, что способствовало достижению цели урока или тормозило: желательно, по возможности, показать, как развивалось внимание учащихся, интерес к содержанию и процессу обучения, чувство долга и ответственности. 10. Формулировка конкретных предложений (что прочитать, над чем работать и т.д.), определение (в случае необходимости) срока повторной встречи для беседы или времени посещения урока. Системный анализ - один из путей выявления резервов урока, преодоления формализма в оценке труда учителя. (по Конаржевскому Ю.А.) ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНАЛИЗА УРОКА Цель анализа сформулирована четко и осмысленно. Программа наблюдения поставлена путем расчленения цели. В ходе анализа имеет место движение к поставленной цели в соответствии с программой. В процессе анализа выделяются составные части урока - этапы или дидактические моменты, определяются, какой из них в зависимости от цели урока является типообразующим, а какие будут условиями его эффективного осуществления. Дается характеристика микроструктуры каждого этапа, а выполнение дидактической его задачи рассматривается через взаимодействие задач составляющих каждого типа: СУМ-МО-ФОПД. Выполнение задач данного этапа связывается с выполнением задач последующих этапов и достижением цели урока. Анализируются системообразующие связи урока: ТДЦ-ТДЗ этапа, ТДЗ одного этапа - ТДЗ другого этапа. Определяется, как в силу воздействия этапов друг на друга образуется конечный результат урока и по нему оценивается эффективность. Рассматривается на основе изучения последовательной связи этапов путь развития урока. Определяется место и роль урока в разделе и теме. Морфология, структура, функционирование урока, его конечный результат исследуются в связи с целью посещения урока и программой наблюдения. Выводы и оценка качества проведения урока осуществляются, исходя из его конечного результата. Формируются конкретные предложения по устранению педагогом обнаруженных в ходе анализа недостатков, указывающих пути и время их исправления, а также повторной проверки. ПРИМЕРНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА УРОКА УЧИТЕЛЕМ Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся по данным педконсилиума? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип? Какие задачи решались на уроке: а) образовательные, б) воспитательные, в) задачи развития? Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников? 4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока? 5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное? 6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения. 7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так? 8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему? 9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему? 10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока? 11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя? 12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников? 13. Запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации. 14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то как и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного? САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников. Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке. Показать, как другие этапы работали на главный этап. Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата). Наметить перспективы совершенствования своей деятельности. САМОАНАЛИЗ УРОКА Примерные вопросы для самоанализа Была ли достигнута цель урока? Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося? Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали? Как использовалось время урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной? Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили? Какие были недостатки в ходе урока и почему? Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить? |