Скачать 102.23 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) ТРАДИЦИОННОЕ И КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Направление— 050400.68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма подготовки (очная) Название школы ДВФУ: Школа педагогики Название кафедры: Теория и методика профессионального образования курс 1 семестр 1,2 лекции - 6 (час.) практические занятия - 24 (час.) лабораторные работы - 12 ( час.) всего часов аудиторной нагрузки - 42 (час.) самостоятельная работа - 66 (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет - 1 семестр экзамен - 2 семестр Рабочая программ составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.). Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования: протокол № 12 от «13» июня 2012 г. Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н _____________2012г. Составители: Косолапова Ю.В., Шемилина Е.М. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Данный учебный курс разработан для студентов направления 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерской программы «Тьюторское сопровождение в образовании», 1 курс. Данный курс входит в вариативную часть профессионального цикла и логически и содержательно связан с такими дисциплинами, как: «Психологические процессы и состояния человека», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Когнитивная психология». Цель: обеспечение научно-методологической и практико-методической основы педагогической деятельности в контексте креативного образования Задачи:
Знает:
Умеет:
Владеет:
Компетенция: - способность использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа (ПКСПП-5). I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА Раздел 1. Образование постиндустриальной парадигмы (6 час.) Тема 1.1. Образование XXI века: смена парадигм, ценности, проблемы (4 час.) Сравнительный анализ образования индустриального и постиндустриального общества. Специфика постиндустриального образования. Парадигмальные изменения. Кен Робинсон о современном образовании. Осмысление феноменов: педагогика творчества, креативная педагогика, педагогическая инноватика. Составление сравнительная таблица в контексте парадигмальных изменений образования. Тема 1.2. Философские основы креативного образования (2 час.) Гершунский Б.С. о философии образования для XXI века: специфика, проблемы, перспективы. Вагин Ю. об особенностях креативной личности. Составление интеллект-карты по содержанию темы. II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА Практические занятия (24 час.) Занятие 1-4. Современная дидактика: содержание, процесс обучения, учебное сообщество (8 час.) Проблемы современной дидактики. Раскрытие содержания и особенностей традиционного и креативного процесса обучения через сопоставление по ключевым параметрам: целеполагание, ведущий подход и метод, ведущие принципы и характер процесса обучения, функции обучающего и обучаемого, стиль организации образовательного процесса, результаты. Сильные и слабые стороны каждого. Многоуровневое непрерывное креативное образование. Занятие 5-8. Креативная образовательная среда: сущность, характеристики (8 час.) Раскрытие сущности понятий «среда», «креативная среда», «образовательная среда», «креативная образовательная среда». Основные требования к креативной образовательной среде: высокая степень неопределённости и проблемности, непрерывность, преемственность, принятие обучающегося, включение его в активную образовательную деятельность (по К.Г. Кречетникову). Педагогические условия формирования креативной образовательной среды. Занятие 9-12. Дидактическая эвристика (8 час.) Дидактическая эвристика как теория эвристического обучения (по А.В. Хутороскому). Истоки дидактической эвристики. Ключевые понятия: эвристическое обучение, эвристический метод, эвристическое задание, индивидуальная образовательная траектория, эвристическая ситуация, образовательный продукт, рефлексия, креативная компетенция, портфолио. Специфика эвристического обучения. Семь принципов дидактической эвристики. Формы дидактической эвристики: индивидуальные, коллективно-групповые, индивидуально-коллективные. Методы дидактической эвристики: когнитивные, креативные, оргдеятельностные. Лабораторные работы (12 час.) Занятие 1, 2, 3. Педагог креативной школы: миссия, цели, ценности (6 час.) Специфика современного этапа развития системы образования. Ценностно-смысловое отношение педагога к профессиональной деятельности. Интегральные характеристики труда педагога (по Л. М. Митиной): педагогическая направленность, педагогическая компетентность и эмоциональная гибкость. Две модели поведения педагога (по Л.М. Митиной): адаптивное поведение (модель 1) и профессиональное развитие (модель 2). Значимость профессиональной педагогической рефлексии. Занятие 4, 5, 6. Профессиональная педагогическая деятельность: специфика и обновление (6 час.) Участие в учебной конференции в рамках интернет-форума по содержанию раздела. Тема интернет-форума «Обновление профессиональной деятельности педагога: проблемы и пути решения». Возможное место расположение интернет-форума – виртуальная среда ПримВики. III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА Вопросы к экзамену 1. Характеристика образования постиндустриальной парадигмы. 2. Философские основы креативного образования. 3. Содержание современной дидактики. 4. Новые цели и задачи современного образования. 5. Предпосылки возникновения креативного образования. 6. Креативное образование: основные принципы и подходы. 7. Сущность креативного образовательного процесса. 8. Содержательный компонент креативного обучения. 9. Специфика креативной образовательной среды. 10. Актуальные проблемы креативного образования. 11. Специфика креативных педагогических технологий. 12. Триада Учитель-Ученик-Деятельность в креативном образовании. 13. Педагогика творчества, креативная педагогика, педагогическая инноватика: черты сходства и различие. 14. Дидактическая эвристика: принципы, методы, формы. 15. Инновационные идеи дидактических систем (по А.В. Хуторскому). 16. Методы и средства активизации творческого мышления в процессе обучения. 17. Научные исследования в области креативной образования: обзор ключевых источников. 18. Современный педагог: миссия, цели, ценности. 19. Педагогическая рефлексия в инновационной деятельности педагога. 20. Условия готовности педагога к обновлению профессиональной деятельности. IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ Курсовые и реферативные работы не предусмотрены учебным планом. V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы
|