Скачать 84.14 Kb.
|
Консультационно-методический центр «Развитие» Консультация для родителей: «Отдых детей и подростков в загородных лагерях. Часть 3». Какие факторы свидетельствуют о том, что ребенок действительно готов к своей первой поездке в лагерь? Ребенок может быть готовым к непродолжительной разлуке с родителями примерно с 5-6 лет. Оптимальным возрастом, когда его можно отправить в летний лагерь, психологи считают 8-9 лет, хотя для многих и это рано. Поэтому, прежде чем планировать лето, внимательно присмотритесь к ребенку и оцените его возможности.
С чем же придется столкнуться ребенку, впервые попавшему в оздоровительный лагерь? Пребывание в лагере требует определенного уровня самостоятельности и психологической зрелости. Объясните сыну или дочери, что:
Как выбирать смену? Смены принято делить на оздоровительные, тематические и профильные. Оздоровительные смены предполагают спортивные мероприятия, медицинские процедуры и игры на свежем воздухе. Тематические от оздоровительных отличаются тем, что мероприятия на смену выбираются не случайно, а в соответствии с какой-нибудь темой, эти темы меняются от заезда к заезду. Профильные смены принципиально другие: здесь есть профиль, то есть направление работы, которое в отличие от темы является постоянным. Например, темой может быть «Путешествие по планетам» или «Книга Здоровья», профилем же могут выступать такие направления, как военно-патриотическое, культурологическое, художественно-эстетическое и другие. Профиль требует интенсивного режима, насыщенной и углубленной программы, наличие специалистов данного профиля (журналистскую смену должны делать профессиональные журналисты, театральную – актеры и режиссеры). Профильные смены различных направленностей специально разрабатываются опытными методистами с учетом разнообразия интересов и увлечений участников. При выборе смены важно это учитывать. Программы профильных смен культурологической направленности способствуют развитию творческой активности, эстетического восприятия мира, формированию общей культуры. Программы профильных смен художественно-эстетической направленности развивают образное мышление, непосредственные навыки и умения в области декоративно-прикладного и художественного искусств. Программы смен физкультурно-спортивной направленности способствуют развитию физических способностей, учат работать в команде, формируют представления о здоровом образе жизни. Программы смен социально-педагогической направленности помогают расставлять жизненные приоритеты, узнавать свой внутренний мир, формировать собственную стратегию жизненного успеха для участников всех возрастов. Программы смен военно-патриотической направленности формируют устойчивые гражданские и патриотические ценности, развивают морально-волевые качества участников. Программы смен туристско-краеведческой направленности расширяют знания в области краеведения и природоведения, дают навыки пешего и водного туризма, предполагают практическую исследовательскую деятельность. При выборе смены важно учитывать её соответствие интересам и желаниям ребенка. С одной стороны, ребенок может проявить имеющиеся спортивные, вокальные, танцевальные, художественные, артистические и другие способности, отправляясь на соответствующую увлечениям смену, продолжая заниматься тем, что успешно удавалось и дома. С другой стороны, выбирая профильную смену, не соответствующую наклонностям, можно попробовать развить в себе те качества, которыми, как может показаться, ребенок вовсе не наделен. Глядишь, благодаря работе специалистов, профессионалов своего дела, ребенок совершенно неожиданно для себя, для друзей и родителей станет «звездой сцены», сотворит настоящий «шедевр искусства», покорит свой «спортивный олимп» или раскроет в себе лидерский потенциал, приведя команду к победе. В любом случае, выбор остается за вами, уважаемые родители, и за вашим ребенком. Но, прежде чем отправлять его на смену и покупать путевку, обязательно поговорите с ним о том, чего он ждет от этого отдыха, расскажите ему о мероприятиях смены, разделите с ним, хоть немного, ответственность. Даже, если вы не получите от него конкретного ответа, сам процесс его соучастия в выборе в какой-то степени подготовит его к поездке на смену, создаст нужный психологический настрой. Как реагировать на просьбы ребенка забрать его домой? В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из лагеря. Даже находясь вдали от ребенка можно попытаться помочь ему, попробовав воспользоваться простыми советами.
В большинстве случаев то, что поначалу вызывало тревогу, обернется преимуществом. Обстановка непривычная, но сколько всего увлекательного! Коллектив незнакомый, но зато можно решиться и показать себя по-новому, более смелым и интересным! Нужно принимать самостоятельные решения, ведь это же здорово! Да, родители не подсказывают, но нет ни повышенного контроля, ни излишней опеки. Дети, преодолевшие трудности адаптации, радуются, что не уехали домой, а остались отдыхать. Еще один «острый», но короткий период, — когда смена переваливает за середину. На несколько дней возвращаются тоска по дому, по родителям, усталость от общения в новом коллективе. Снова вы можете услышать жалобы ребенка и просьбы забрать его домой. Но это лишь на 2-3 дня. Затем открывается «второе дыхание»: дети понимают, что смена движется к концу, и спешат успеть то, что не смогут сделать дома. Ближе к концу смены многие дети говорят, что им жалко уезжать из лагеря. Если вы слышите от ребенка такие слова, если он просит вас в следующем году еще раз отправить его в лагерь, значит, он получил от отдыха то, что ему было нужно! Даже если первое знакомство вашего ребенка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, «выучив этот урок», в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием. Как помочь ребенку обрести самостоятельность? Есть несколько простых советов по развитию самостоятельности, если до поездки в лагерь остается месяц. Приучайте ребенка ухаживать за собой и своими вещами. Он должен помнить о том, что ему самому нужно чистить зубы, мыть голову, стирать мелкие вещи, уметь подобрать одежду по погоде.
Первый опыт отдыха без родителей, так или иначе, отразится на развитии детской самостоятельности, как правило, в хорошем смысле. Важно и по возвращении ребенка домой поддерживать его инициативность, целеустремленность и ответственность. Тогда, вне всякого сомнения, самостоятельность ребенка поможет ему и во взрослой жизни. Как реагировать на конфликты ребенка со сверстниками? Один из страхов родителей надолго расставаться с ребенком связан с невозможностью защитить его от ссор, драк и конфликтов со сверстниками, вмешаться в ситуацию и предотвратить её. Такая позиция характерна для родителей, страдающих гиперопекой. Причины детских конфликтов разные, но задача взрослых не только их разрешить, но и научить правильно предотвращать. Можно выделить три основные стратегии по взаимодействию с детскими конфликтами:
Овладев этими простыми правилами, ребенок сможет не только самостоятельно предотвращать личные конфликты со сверстниками, но и способствовать нахождению компромисса враждующих сторон, получив таким образом заслуженный авторитет «миротворца» и «грамотного дипломата» среди сверстников. |