Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации05.05.2014
Размер0.7 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6
Коррекционная программа по адаптации ребенка к начальной школе
Программа коррекционной работы

Цель: создание комплекса условий для повышения эффективности адаптации ребенка к начальной школе.
Задачи программы:

  • развитие позиции школьника

  • развитие конструктивного взаимодействия в системе «учитель – ученик»

  • развитие сплоченности детского коллектива

  • развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения друг к другу

  • осознание и принятие правил поведения в школе, на уроке, по отношению к различным людям;

  • обучение навыкам конструктивного общения: развитие навыков слушания собеседника, формиро­вание конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности друго­го человека, развитие рефлексивной позиции;

• формирование самоконтроля в процессе общения;

Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трёх подходов:

- нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

- комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребёнке;

- междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределённую деятельность специалистов, преподавателей, сопровождающих развитие ребенка.

Концептуальный модуль

Приступая к новому этапу в своей жизни, меняя привычную среду обитания, человек приспосабливается и к новым социаль­ным условиям. В самом общем виде можно говорить о том, что процесс адаптации происходит путем активного приспособления личности к условиям социальной среды через освоение и принятие ею существующих норм, традиций, правил и т.д. В ходе приспосо­бления происходит овладение индивидом различными социальны­ми ролями, благодаря которым он может успешно развиваться и социализироваться. С другой стороны, в ходе данного процесса, помимо усвоения и принятия социального опыта, личность про­являет собственную активность и развивает свою уникальную ин­дивидуальность, что находит свое выражение в определенном обо­соблении.

Одним из первых опытов взаимодействия личности и среды яв­ляется школа. Именно школа доводит до ребенка ценности и нормы общества, предлагая или предписывая ему определенные об­разцы поведения и деятельности, соответствующие общественным потребностям и целям. Школа, по сути, выступает для ребенка пер­вой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения). Таким образом, можно говорить о том, что именно на начальных ступенях образо­вания происходит активная адаптации ребенка к социуму, первое интенсивное знакомство с нормами.

Первоклассник, приходя в школу, сталкивается с качественно новой средой, и ему нужно время, чтобы адаптироваться к ней. Можно сказать, что основное изменение в жизни первоклассни­ка — это смена привычного образа жизни, как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Всякая новая ситуация является для ребенка неопределенной, незнакомой, даже при условии того, что он знает о ней и его специально готовят, информируют о пред­стоящих изменениях. Сталкиваясь с новой обстановкой, организм ребенка мобилизуется, приходит в состояние «боевой» готовности, происходит обострение во всех слабых и трудных местах, что часто приводит к повышенной тревоге и проявлению хронических за­болеваний. Именно поэтому важно не только знать об особен­ностях периода адаптации, но и о формах поддержки детей в этот период. Определенные трудности на пути ребенка будут всегда, и задача взрослых — не устранять их за него, не «подстелить со­ломку», а грамотно и аккуратно помочь ученику самому преодо­леть их.

Итак, что ожидает ребенка, поступившего в 1-й класс. В пер­вую очередь он сталкивается с необходимостью общения с боль­шим количеством детей и взрослых. Естественно, у него уже есть опыт общения со взрослыми людьми, но, как правило, отсутствует опыт формального общения с ними. Зачастую количество взрос­лых, с которыми ребенок плотно взаимодействует, небольшое (ро­дители, воспитатели детского сада). Таким образом, на мо­мент прихода в школу у младшего школьника может быть ограни­чена система общения со взрослыми. В то же время окружение ждет от ребенка, что он эту систему знает и должен быстро «влить­ся в струю».

С первых дней в школе ребенок знакомится с большим количе­ством норм, традиций и правил. Это знакомство происходит, как правило, спонтанно и требует оперативного овладения всей информацией. В силу того, что школьных норм довольно много, ученик может испытывать трудности в их усвоении. А взрослые, в частно­сти педагоги, часто забывают о том, что, помимо обязанностей, каждый ребенок имеет и свои права, которые зачастую грубо на­рушаются или просто игнорируются.

Обычно ребенок имеет определенное представление о том, что его ожидает в первом классе. Его к этому готовят, рассказывают, настраивают. Но, как правило, эти разговоры очень размыты и не­конкретны. Зачастую ребенок воспринимает школу, 1 сентября как большой праздник и идет туда с этой установкой. Позднее у него может наступить разочарование, так как реальность не соответству­ет ожиданиям, может возникнуть эмоциональный спад, чувство вины.

Проанализировав идеи и подходы различных авторов (О.В. Пан­феровой, Н.В. Вострокнутова, Л.С. Ивановой, О.А. Матвеевой, Е.А. Львова, М.Р. Битяновой, Н.Е. Шустовой, А.А. Реан и др.), Новикова Л.М. и Самойлова И.В. условно выделили те сферы и уровни в развитии ребенка, которые отражают характер его адаптации к среде.

1. Эмоциональный уровень, который включает в себя эмоцио­нальное самочувствие ребенка, переживание состояние равновесия или тревоги. Ф.Б. Березин, освещая процесс адаптации личности к среде, указывает на то, что тревога, эмоциональный стресс, излиш­нее эмоциональное возбуждение лежат в основе развития адапта­ционных нарушений, а превышение определенного уровня тревоги приводит к нарушению поведения и препятствует успешной адап­тации. Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональное благополучие ученика в первые месяцы его обучения в школе от­ражает характер его адаптации к среде.

2. Когнитивный уровень. Под когнитивным уровнем подразумевается уровень развития самосознания, а также наличие у ребенка определенных мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний. В процессе адаптации происходит принятие новых норм социального бытия на уровне сознания, что находит свое от­ражение в становлении образа «я», осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых социальных ролей, занимаемого статуса и т.д.

3. Поведенческий уровень адаптации отражает характер поведе­ния ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношений с другими людьми. А.А. Реан отмечает, что одним из критериев адаптированности является внешнее поведение, которое соответствует требованиям среды. По его мнению, адаптированность соответ­ствует не только реальному поведению личности согласно установ­кам общества, но и находит свое отражение в психоэмоциональной стабильности, личностной комфортности, состоянии удовлетво­ренности, отсутствии дистресса и т.д. Тем самым автор подчеркивает неразрывную связь между поведенческими проявлениями индивида и его эмоциональным состоянием. Н.Е. Шустова же, говоря о поведенческом аспекте, связывает его с когнитивным уровнем. Она пишет о том, что перестройка поведения, вызванная измене­ниями во внешней среде, зависит от перестройки сознания, кото­рая происходит в результате усвоения социального опыта. Таким образом. Можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообус­ловленности всех трех уровней адаптации, поэтому их диагностика тоже должна проводиться лишь в комплексе.

Таким образом, цель данной программы: создание комплекса условий для повышения эффективности адаптации ребенка к начальной школе.
Задачи:

  • развитие позиции школьника

  • развитие конструктивного взаимодействия в системе «учитель – ученик»

  • развитие сплоченности детского коллектива

  • развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения друг к другу

  • осознание и принятие правил поведения в школе, на уроке, по отношению к различным людям;

  • обучение навыкам конструктивного общения: развитие навыков слушания собеседника, формиро­вание конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности друго­го человека, развитие рефлексивной позиции;

• формирование самоконтроля в процессе общения;
В ходе построения коррекционной программы мы руководствовались следующими принципами:

  • принцип системности коррекционной и профилактических задач;

  • принцип единства диагностики и коррекции;

  • деятельностный принцип коррекции;

  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;

  • принцип комплексности методов психологического воздействия;

  • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения и участие в коррекционной программе;

  • принцип возрастания сложности;

  • принцип учета объёма и степени разнообразия материала.


Условия проведения

Для проведения занятий необходимо просторное помещение со столами и стульями по количеству участников. Каждому ребенку на первом занятии желательно выдать альбом или альбомные листы, в котором бы выполнялись все индивидуальные работы.
Оборудование:

  • Большое помещение, свободное от мебели, что обеспечит участникам безопасное и спонтанное передвижение.

  • Стол и стул для каждого участника.

  • Доска с мелом.

  • Цветные карандаши, ручки, фломастеры, краски, кисточки.

  • Листы бумаги, булавки, ручки для каждого участника.


Время проведения

Продолжительность каждого занятия — 40 минут. Всего занятий — 15, по два занятия в неделю.

Содержание коррекционно-развивающей программы


Этапы

Цель

Задачи

Время

Методика

Результат

Диагностический блок

Определить эмоциональное состояние детей, наличие страхов, учебной мотивации, изучение осознания детьми своих прав и обязанностей




Сентябрь

  1. Методика «Несуществующее животное».

  2. Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов (О.Н. Истратова)

  3. Социометрия

  4. Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреева).

  5. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (А.А. Андреева).




Выявить детей с повышенным уровнем страхов, тревожности, низким уровнем школьной мотивации. Определение статуса каждого ребенка

Установочный блок

Знакомство с группой,

формирования желания сотрудничать с психологом.


1. побудить желания взаимодействовать

2. Снятие излишнего эмоционального напряжения

3. Повышение уверенности в себе


Октябрь




Знакомство с детьми.

Снижение уровня эмоционального напряжения. Дети становятся более уверенными. Появляется желание сотрудничать психологом

Коррекционный блок

Создание комплекса условий для повышения эффективности адаптации ребенка к начальной школе.

1. формирование положительного отношения к правилам поведения в школе у младших школьни­ков;

2. развитие позиции школьника;

3. мотивация детей на внимательное отношение к словам собеседника;

4. развитие самоконтроля, рефлексивной позиции;

5. развитие у детей навыков конструктивного привлечения внимания.
6.осознание и принятие правил поведения в школе, на уроке, по отношению к различным людям;
7.обучение навыкам конструктивного общения: развитие навыков слушания собеседника,
8.формиро­вание конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности друго­го человека,


Октябрь




У ребенка формируется позиция школьника.

Ребенок научается правильно вести себя в школе, осознает и принимает правила поведения в школе.

Обучается навыкам конструктивного общения и обращения на себя внимания.

Развивается самоконтроль и рефлексивная позиция.

Снимается страх совершения ошибки

Блок оценки эффективности

Оценить эффективность проведенной коррекционной программы. Для этого были подобраны следующие методики:








Ноябрь

  1. Опросник для детей «Определение прав и обязанностей первоклассника (Л.М. Новикова, И.В. Самойлова).

  2. Опросник для учителя «Диагностика поведения и деятельности ребенка в 1-м классе» (Л.М. Новикова, И.В. Самойлова).;

  3. Метод социометрии (Морено);

  4. Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреева).;

  5. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (А.А. Андреева)..




Выявить эффективность коррекционной программы
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск