Скачать 0.56 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА по учебной дисциплине ОП.02. Психология основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 050144 Дошкольное образование Автор-составитель: Осипова И.А., преподаватель Санкт-Петербург 2013 Пояснительная записка. Данный материал рекомендован к применению по специальности СПО 050144 «Дошкольное образование» реализующихся по образовательным стандартам ФГОС СПО НП. Материал представляет собой методическое обоснование итоговой аттестации по предмету «Психология». Итоговая контрольно-оценочная деятельность – тремя вариантами экзамена по дисциплине, вопросами и практическими задачами, примерным содержанием портфолио студента, структурой теоретического исследования. Итоговой формой контроля по данной дисциплине является экзамен. Экзамен строится на основе компетенций в рамках стандартов нового поколения. Экзамен может проходить в следующих формах (часть форм студент выбирает самостоятельно):
Для каждой формы работы предлагаются критерии оценки в содержательной части рекомендаций. Цели и задачи учебной дисциплины (Психология) – требования к результатам освоения учебной дисциплины: С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен: Иметь практический опыт: Определять психические свойства, состояния и процессы, определять и анализировать психологические характеристики личности, использовать психологические знания в практической деятельности уметь: применять знания по психологии при решении педагогических задач; выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся; знать: особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; основы психологии личности; закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; возрастную периодизацию; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую динамику;понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; основы психологии творчества
Содержание. Экзамен Экзамен проводится в форме устного собеседования. Студент в течение 15-20 минут готовит ответ на два вопроса в билете и практическую задачу. Круг вопросов по дисциплине:
Задачи: 1.Различия между детьми по темпераменту требуют и различной педагогической тактики. 1. Детей с .., темпераментом приходится удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию. 2. У детей с ... темпераментом приходится поддерживать веру в свои силы, поощрять их активность. 3. Ученику с ... темпераментом труднее, чем другим, выработать у себя быстроту и энергичность действий. 4. Ученика с ... темпераментом приходится чаще, чем других, приучать быть более сосредоточенным, не разбрасываться, бороться с неустойчивостью своих влечений. С учетом различий назовите тип темпераментов в пропусках. Известно, что темперамент определяет динамические проявления многих личностных свойств. Но каждый тип темперамента определяет эти проявления по-разному. Укажите, какая существует зависимость между темпераментом, с одной стороны, и развитием, например, общения, способностей, а также формированием характера — с другой. 2. Назовите приемы создания образов воображения. 1. «... за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот». (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны.) 2. Кентавры, русалки. 3. «... старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышем из красного сукна. Нос клювом как у ястреба, усы седые, длинные. И разные глаза ...» (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».) 4. «Еще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машет» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны.) 5. Сфинксы, драконы. 3. Можно ли основании приведенных примеров говорить о разумности поведения животных? Объясните, что обусловливает столь сложные и гибкие формы поведения животных А Н Северцов описывает факты индивидуального научения у диких животных: так, соколы, обнаруживая в засаде у гнезда охотника, научились бросать пищу птенцам с высоты, недоступной выстрелу: песцы, на которых охотились, протягивая на пути к приманке шнурок и привязывая его к нацеленному ружью, стали прорывать ход к приманке под снегом. Известны случаи, когда крысы, для того чтобы достать мед со дна бидона свешивались в него, держа друг друга за хвосты, и по очереди ели. Чтобы полакомиться подсолнечным маслом они прогрызали у стеклянных бутылок пробки и. опуская хвосты в дырочку, потом их облизывали. Кражи яиц происходят по методу конвейера крысы ложатся на спину и передают яйца по цепочке. Если же переносить яйца нужно на большое расстояние, то одна крыса ложится на спину, крепко зажав всеми четырьмя лапами яйцо а другие тащат ее за хвост к месту транспортировки 4. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор 1. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде 2. Уже у растении можно обнаружить примитивные формы психической организации. 3. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации 4 Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики 5. У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций. 5. Согласны ли вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки и неточности, если они есть. 1.Сознание есть отражение действительности — истинное или превратное 2.При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы нажать сознанием. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить в замаскированной правда, форме старое религиозное понятие 3.Сознание в качестве информации выполняет лак отображающую, так и управляющую функцию. 4.Сознание — это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания 5.Сознание способно отражать и самое себя, явления субъективной реальности. Это особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражения 6. Мое отношение к моей среде есть мое сознание. 7. Если психика связана с рефлексами, значит психика и сознание и есть рефлекс. 8. Сознание — это коллективное идеальное. 9. Бессознательное немыслимо без осознаваемого. 6. Прочитайте следующие поэтические строки. Почему философы, психологи и литераторы поют такой гимн слову? Поясните роль слова в культуре и исторической памяти человечества. Молчат гробницы, мыши и кости, — Лишь слову жизнь дана Из древней тьмы, на мировом погосте. Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь. Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья Наш дар бессмертный — речь (И. А. Бунин) 2. Когда исчезнут вещи и дела, и даже след цивилизации, вдруг прорастут из Времени — Слова, осмыслив жадное Пространство Все, что копили миллионы лет. Слова вдруг явят, запахи свои, и цвет, и форму, без которой слова — нет Ведь только Человек, сам вырвавший Слова из немоты, как джина — из бутылки тесной. Внушил себе, что слово — бестелесно, что можно им распоряжаться кое-как, бросать на ветер, как пустяк и ставить запросто — на место, лишь Человек наивный, так уж вышло, бесстрашно их лишает смысла. Слова — повремени — дают с собой играть, свою скрывая власть, но расщепленный атом содрогнется — от зависти,.— когда терпенье это оборвется. |