Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/22
Дата публикации13.05.2014
Размер3.46 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ «КАРЬЕРА»»

И.Г. Вахрушева, Л.Ф. Блинова

ПУТЬ К УСПЕХУ

Пособие по работе с родителями для ДОУ

Казань 2007 г.

УДК

ББК
Рекомендовано решением Экспертно-консультативного совета при Кабинете Министров Республики Татарстан (протокол № от 19.10.2007 г.)
Рецензенты:

Боговарова В.А., профессор, декан психологического факультета КСЮИ, доктор педагогических наук

Корниенко А.Ф., профессор, зав. кафедрой общей психологии ТГГПУ, кандидат психологических наук

Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для ДОУ /под общ.ред. И.Г. Вахрушевой.- Казань:
В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей ДОУ. Содержит две профилактические программы для работы с родителями. Одна программа предназначена для реализации воспитателями, одна - педагогами-психологами. К каждой программе имеются рекомендации по адаптации программы к дошкольному учреждению, проведению и организации занятий с родителями. В книге прилагается методический материал для подготовки к занятиям, памятки для родителей, анкеты, методический инструментарий по определению эффективности работы с родителями.

Издание предназначено для специалистов, работающих в области профилактики наркомании, педагогов, психологов, родителей.

© Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф., 2007г.

©Вахрушева И.Г., общая редакция, 2007г.

© Оформление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1. Концепция позитивной профилактики для работы с родителями

1.1. Введение в проблему

1.2. Основные положения Концепции

1.3. Наркоситуация в Республике Татарстан

1.4. Анализ профилактической работы с родителями в республике Татарстан

1.5. Научно теоретические аспекты Концепции

1.6. Система работы с родителями

2. Программа антинаркотической работы с родителями детей ДОУ

2.1. Общие рекомендации по адаптации программ и ведению занятий с родителями

2.2. Пояснительная записка

2.3. Программа работы с родителями детей 5-6 лет для воспитателей

2.3.1. Основные положения программы

2.3.2. Тематический план и содержание программы

2.3.3. Рекомендации по ведению занятий

2.4. Программа работы с родителями детей 5-6 лет для педагогов-психологов

2.4.1. Основные положения программы

2.4.2. Тематический план и содержание программы

2.4.3. Рекомендации по ведению занятий

2.5. Программа повышения квалификации работников ДОУ

2.5.1. Программа для педагогов (I уровень 1 этап)

2.5.2. Программа для педагогов (I уровень 2 этап)

2.5.3. Программа для педагогов-психологов (II уровень 2 этап)

ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1. Методический материал к психолого-педагогическому блоку

Приложение 2. Методический материал к профилактическому блоку

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое Вашему вниманию пособие «Путь к успеху» предназначено для реализации первого этапа профилактической работы с родителями детей дошкольных образовательных учреждений. Оно направлено на формирование психолого-педагогической компетентности и выработке личностной и социальной позиции родителей в отношении употребления детьми психоактивных веществ и на решение круга проблем, с которыми сталкиваются ДОУ при работе с родителями. К ним относятся:

Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий. Большинство родителей заинтересовано в судьбе своих детей и хотели бы видеть их успешными во всех сферах жизнедеятельности. Неадекватность методов работы с взрослыми объясняет нежелание некоторой части родителей посещать подобные мероприятия и отказываться от своего просвещения. Это, в свою очередь, может способствовать тому, что родитель может узнать об употреблении ребенком ПАВ только на поздней стадии, что существенно усложнит коррекционную работу с ребенком. Другими словами, уверенность родителя в том, что «с его ребенком не случится ничего подобного» является слишком рискованной, а отказ от профилактической работы повышает риск вовлечения его ребенка к употреблению ПАВ.

Во-вторых, проблемы, к которым можно отнести мифы и легенды о психоактивных веществах – это проблема фрагментарности или отсутствия знаний родителей о реальных последствиях злоупотребления ПАВ.

Третья проблема связана с вопросами компетентности родителей в воспитании ребенка. Среди них можно обнаружить достаточно обширный спектр пробелов в знаниях, относящихся к стилям, методам и приемам воспитания и влияние их на поведение ребенка.

Четвертый блок проблем – это проблемы воспитания у ребенка деятельностной позиции растущего человека. Это инициация и формирование условий в семье для проявления инициативы ребенка в учебной, семейной и досуговой деятельности.

Пятый блок проблем - это вопросы среды и социального окружения ребенка вне семьи и образовательного учреждения. Эти проблемы связаны с развитием у родителей ответственности за свободное бесконтрольное времяпровождение ребенка, минимизацию этого времени и знание окружения ребенка.

Направления проработки данного круга проблем определяют специфику представленных в Концепции. Так, решение первых двух проблем опирается на нахождение путей привлечения родителей к активной профилактической деятельности со своими детьми. Решение третьей проблемы связано с развитием компетентности родителя в воспитании ребенка. Решение четвертой проблемы дает возможность акцентировать внимание родителей на формы активности детей, формирующих их интересы и потребности. Решение пятого круга проблем опирается на развитие у родителей активности в организации свободного времени ребенка, увеличении времени совместного досуга, привлечении к делам образовательного учреждения.

Переход от ситуации, в которой представлены вышеуказанные типы проблем, к ситуации их разрешения – все это составляет общие контуры пособия.

Новизна предложенных программ заключается в следующих положениях:

Опережение, превентивный характер тематики занятий с родителями. Программы каждого образовательного уровня (ДОУ, начальная школа, среднее и старшее звено школы, УНПО) предусматривают стратегию формирования протекторных (защищающих) ресурсов семьи и повышения психолого-педагогической грамотности родителей с возрастом детей.

Преемственность программ по уровням образования обеспечивается единством обучающих модулей, единой стратегией профилактики и едиными критериями эффективности.

Позитивность, выраженная в стратегии содействия родителям в воспитании успешного, конкурентоспособного ребенка, ориентированного на ЗОЖ и не нуждающегося в приеме ПАВ;

Открытость, связанная с возможностью дальнейшего углубления работы с родителями через «Родительские университеты» по линии всеобуча и разнообразные клубные формы работы с родителями.

Системность, позволяющая построить взаимодействие различных специалистов образовательного учреждения на основе единой стратегии работы с родителями.

Многоаспектность, выраженная в отходе от узкой профилактической работы, являющейся по сути просветительской к реальной действенной помощи родителям в воспитании успешного человека общества посредством развития личности, социального мышления на основе активных методов обучения с применением технологии критического мышления.

Базовые программы для работы с родителями ориентированы на реализацию их специалистами образовательных учреждений – специалистами по профилактической работе, воспитателями, педагогами-психологами.

Адаптация программ конкретным образовательным учреждением будет заключаться в корректировке методов работы с родителями и наполняемостью модулей, в зависимости от следующих особенностей:

  • наркоситуации в районе и образовательном учреждении;

  • контингента родителей (уровень образования, профессиональный состав и т.д.)

  • наличием специалистов о ДОУ (педагогов-психологов).



1. КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
1.1. Введение в проблему
Актуальность. Состояние семьи в современной российской действительности можно охарактеризовать как кризисное. Во всех сферах общественной жизни можно наблюдать явления, направленные не на укрепление семьи, а препятствующие ее нормальной жизнедеятельности.

Экономическая сфера не дает возможности многим семьям полностью обеспечивать материальные потребности, что снижает потребность в духовной сфере. Разрушение идеологических основ советского государства и его системы ценностей не привели к созданию новых, а ориентирует семью на плюрализм мнений, поведения, воспитания, что приводит к непоследовательности воздействий на подрастающее поколение. Многие законодательные акты, принятые для поддержки семьи не всегда поддерживаются финансово, что свидетельствует об их слабости и декларативности.

СМИ и телевидение нередко подрывают устои семейных отношений, демонстрируя негативные примеры взаимоотношений между членами семьи. Убийства детей родителями, убийства родителей детьми или других членов семей, уже вошли в нашу жизнь как нечто обычное в криминальной хронике. Двадцать лет назад в общественном сознании и мысли не могло возникнуть о том, что такие факты вообще возможны в нашей стране. Рост количества неполных семей, количества разводов, неблагополучных семей, детской беспризорности, по сравнению с советским временем, наличие демографического кризиса – все это реакция на политические изменения в нашей стране. Нельзя сказать, что изменения не были необходимыми, но отсутствие хоть какого-либо прогноза на последствия таких изменений и привело к серьезным нарушениям в семейных взаимоотношениях.

Определенные негативные изменения коснулись и системы образования:

  • снижение статуса педагога в обществе;

  • постоянные перегрузки педагогов из-за маленькой заработной платы и, как следствие, быстрое эмоциональное выгорание и формирование профессиональных деструкций;

  • текучесть кадров в образовательных учреждениях, особенно среди молодых педагогов;

  • отставание методов воспитательной работы с учащимися в условиях быстрых перемен в обществе.

Перестройка социально-экономических отношений в стране явилась привлекательной для криминальных международных организаций и, в частности, для наркодельцов. Быстрому захвату наркомафией российского рынка способствовало ряд факторов:

  • неготовность общества к противодействию, незнание технологий профилактической работы с населением;

  • наличие отлаженной мировым опытом маркетинговой стратегии продаж наркотиков;

  • криминализация российского общества (возможность привлечения российских граждан к продажам);

  • ослабление воспитательной функции образовательных учреждений (упразднение детских и молодежных общественных организаций, таких как пионерия, комсомол);

  • ослабление воспитательной функции семьи (увеличение количества дисфункциональных семей).

В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в России дети, подростки и молодежь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утрачивается связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения. Нарастающая напряженность, стрессовые ситуации, неопределенность положения, нестабильность, безработица, сложности в трудоустройстве несовершеннолетних, конфликты с законом - вызывают у молодого поколения асоциальные формы поведения. У несовершеннолетних катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно останавливается личностный рост, разрываются или деформируются связи с ближайшим окружением, нарушаются семейные отношения, нередко затрудняется последующее образование собственной семьи и рождение потомства. Злоупотребление ПАВ нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних.

Сегодня потребителями наркотиков все чаще становятся социально-адаптированные и достаточно благополучные подростки, и молодые люди, из семей с достаточно высоким материальным уровнем жизни и социальным статусом. Это означает, что социальные причины наркомании лежат не только в экономически неблагополучной части населения. Таким образом, можно говорить о наркотизации элитной части молодежи - студентов вузов, будущих квалифицированных специалистов.

Способствуют ><вовлечению ><в ><наркопотребление ><и ><особенности ><переходного >><периода ><от ><детства ><к ><взрослости, ><характеризующиеся, ><например, ><большим ><количеством ><свободного ><времени, ><специфическими ><гедонистическими ><формами ><проведения ><досуга ><(посещение ><дискотек, ><ночных ><клубов, ><проведение ><досуга ><в ><компаниях), ><неустойчивым ><ценностным ><полем. ><В ><современном ><мире, ><если ><человек ><не ><попробовал ><алкоголь, ><табак ><или ><наркотические ><вещества, ><будучи ><молодым, ><вероятность, ><что ><это ><произойдет ><во ><взрослом ><возрасте, ><значительно ><снижается.

Семья, как известно, является важнейшим институтом социализации личности. Именно в ней человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности. Ее можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь процесс социального научения идет, с одной стороны, посредством приобретения социального опыта в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами. А с другой — за счет наблюдения ребенком особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством викарного научения, связанного с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Выделяется два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация – это нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация связана с нарушением системы межличностных отношений в семье и принятием и реализацией в ней системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности, существенно отличаются между собой по критерию «полная - неполная семья». В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений.

В сложившейся ситуации в число значимых субъектов профилактики наркомании среди детей, подростков и юношества следует отнести их ближайшее окружение: семью, родителей. Большинство эффективных профилактических программ, как отечественных, так и зарубежных, как обязательный компонент в комплексе мероприятий, направленных на предотвращение вовлечения подростков и молодежи в немедицинское употребление ПАВ включает работу с родителями. Направление работы с родителями в зарубежных программах опирается на имеющийся у родителей опыт прохождения профилактических программ, будучи подростками. Для нашей страны проблема является новой, т.к. с нынешними родителями в подростковом возрасте не проводили профилактическую работу. Поэтому прямое заимствование опыта работы с родителями их зарубежных программ является некорректным. Отечественные программы, как правило, ориентированы на информирование родителей о проблеме наркотизации и ее составляющих, и не являются действенными в индивидуальной помощи семье в воспитании своего ребенка.

С учетом понимания того, что, во-первых, родители составляют первую общественную среду ребенка, закладывают основы его физического и психического здоровья, играют важнейшую роль в формировании жизненных ориентиров. Во-вторых, родительская общественность является многочисленной, активной и наиболее заинтересованной в здоровье своих детей частью общества, разработка системы работы с родителями образовательных учреждений по вопросам профилактики является необходимой и актуальной.

Проблема. Несмотря на понимание большинством родителей их основополагающей роли в воспитании и развитии своих детей, в современном обществе имеют место следующие группы проблем, связанных с семейной профилактикой:

  • Значительная часть родительской общественности склонна рассматривать наркоманию как сугубо индивидуальную проблему отдельных людей. К сожалению, среди населения велика доля равнодушия, позиционной нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного наркомана (знакомого, близкого друга, родственника).

  • Вторая группа проблем связана с отсутствием знаний, навыков и современных социально адаптированных стратегий поведения у взрослой части населения, не позволяющим им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям. Психолого-педагогическая безграмотность родителей приводит к ошибкам в воспитании и является одной из причин употребления ПАВ детьми.

  • Большинство современных семей характеризуются неблагоприятным психологическим климатом, неустойчивым типом взаимоотношений, дезориентациями ближайших и перспективных семейных целей, сведением смысла жизни к парадигме прагматичности. Значительная часть современных родителей занята, прежде всего, проблемой зарабатывания денег и не уделяет достаточного времени общению со своими детьми, дети оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи со старшим поколением.

  • Недостаточная информированность детей и родителей о квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Непосредственно столкнувшись в семье с наркотизацией своего ребенка, родители часто дают аффективные или даже панические реакции, не знают, что делать и в результате остаются один на один со своей проблемой.

  • Большинство родителей стремится скрыть факт употребления ребенком наркотиков и решать возникшие проблемы в первую очередь через медицинских специалистов. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. Многие при этом стремятся прибегать к услугам частнопрактикующих специалистов, что в целом иногда только загоняет проблему в тупиковое положение. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности, в результате чего фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.

  • Содержательная часть профилактической работы с родителями, как правило, организуется в школах самостоятельно и состоит из серии классных и общих родительских собраний, лекций специалистов-медиков и сотрудников милиции для учеников, учителей и родителей. Главная проблема работы в этом направлении, заключается в том, что для достижения желаемого результата необходимо, чтобы выступающий обладал совокупностью характеристик: пользовался авторитетом, обладал необходимой информацией, умел ее правильно преподнести, т.е. был профессионалом. Далеко не все специалисты, выступающие перед родителями, умеют работать с взрослой аудиторией и владеют соответствующими интерактивными педагогическими технологиями. В силу этого многие педагоги ощущают свою неготовность к ведению этой работы.

Таким образом, родители, даже серьезно обеспокоенные волной ранней наркотизации, являются практически беспомощными и мало организованными в осуществлении конкретных профилактических воздействий и относятся к ним негативно или безучастно, равнодушно.

Профилактика массовой девиации молодого поколения и особенно детской, подростковой и молодежной наркомании требует воспитания, информирования и самих взрослых (родителей, учителей школ, ПТУ др.), так как в советский период с подобными масштабными девиантными явлениями они не сталкивались.

На решение указанных проблем направлены усилия государства и общества при организации профилактической антинаркотической работы с семьей. Основные направления работы с семьей широко представлены в Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, которая была разработана по заказу Министерства образования России, утверждена приказом Минобразования России от 08.02.2000 года № 619. Она предусматривает широкий спектр антинаркотической профилактической помощи семье как единой системе. В ней указаны основные направления работы с семьей, поставлены цели и задачи профилактики.

Программа профилактической работы с родителями (детей, обучающихся в ДОУ, начальной школе, среднем и старшем звене школы, УНПО) «Путь к успеху» предназначена для решения указанных выше проблем и разработана на основе:

- положений Концепции КАПР;

- наркоситуации в Республике Татарстан;

- анализа состояния антинаркотической работы с родителями в образовательных учреждениях республики Татарстан;

- теоретического обоснования стратегии работы с родителями.
1.2. Основные положения Концепции
Цели Концепции:

Повысить эффективность профилактической работы образовательных учреждений с родителями посредством целостного подхода и объединения совместных усилий в воспитании успешного человека с активной жизненной позицией, ориентацией на здоровый образ жизни и не нуждающегося в приёме ПАВ.

Разработать республиканскую систему профилактической работы с родителями по уровням образования (ДОУ, начальная школа, среднее и старшее звено школы, учреждение начального профессионального образования),

Активизировать работу с родителями в образовательных учреждениях на основе единой позитивной стратегии.

Задачи Концепции:

Сделать анализ профилактической работы с родителями в образовательных учреждениях Республики Татарстан, выявить основные проблемы и выделить положительный опыт для включения его в профилактические программы.

Обосновать научные подходы к содержанию профилактической работы с родителями, основанному на идее воспитания успешного человека общества, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами с учетом состояния наркоситуации в Республике Татарстан.

Описать систему профилактической работы с родителями по уровням образования (ДОУ, начальная школа, среднее и старшее звено школы, учреждение начального профессионального образования) с учетом включенности семьи в проблему.

Обосновать критерии эффективности и описать ожидаемые результаты от внедрения профилактической системы в образовательные учреждения.

Основные принципы Концепции:

Принцип системности. Разработка единых подходов в профилактической деятельности с родителями строится на основе: анализов наркотической ситуации в республике, профилактической деятельности с родителями в образовательных учреждениях республики, выявленных проблем. При разработке программ с родителями учитывается работа с обучающимися по профилактическим программам.

Принцип стратегической целостности. Разработка единой стратегии профилактической работы с родителями строится: на единстве направлений, форм и методов работы по уровням образования; на единстве критериев эффективности работы.

Принцип многоаспектности. Направления работы с родителями сочетают в себе различные аспекты профилактики: личностный, поведенческий и средовой аспект. Личностный аспект направлен на мотивацию родительской активности и повышения личностных ресурсов в воспитании своего ребенка. Поведенческий аспект направлен на улучшение навыков родителя при взаимодействии с ребенком. Средовой аспект направлен на создание в образовательных учреждениях системы взаимодействия всех служб, работающих с семьей.

Принцип дифференцированности. Содержание работы с родителями дифференцировано с учётом возрастного состава детей по уровням образования.

Принцип аксиологичности. Содержание работы с родителями направлено на укрепление ценностей семьи, мотивацию родителей на создание условий для обеспечения здорового образа жизни ребенку, формирование уважения к человеку, государству и окружающей среде.

Принцип последовательности (этапности). Реализация Концепции предусматривает поэтапную работу с родителями в соответствии с возрастом детей и типом образовательного учреждения.

Принцип легитимности. Проведение антинаркотической профилактической работы с родителями предполагает принятие ее идеологии и доверительной поддержки большинством родителей. Правовые границы работы с родителями предусматривают:

  • действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры;

  • действия, не нарушающие прав и свобод родителя как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия.


1.3. Наркоситуация в республике Татарстан
Массовое потребление психоактивных веществ в молодежной среде, в том числе потребление наркотиков, остается одной из острейших проблем современности, так как по своим долгосрочным последствиям представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Проведенный в 2005 г. Ю.Ю. Комлевым мониторинг наркоситуации в Республике Татарстан выявил тенденции, которые необходимо учитывать при разработке любых профилактических программ. При разработке Концепции учитываются следующие тенденции:

Продолжается омоложение наркопотребления. В составе наркопотребителей растет доля возрастной категории до 10 лет и от 10 до 12 лет.

Табакокурение и расширение потребления алкоголя в современных условиях существенно усиливает наркотизацию подростково-молодежной среды и провоцирует эксперименты с нелегальными наркотиками, приводит к высокой заболеваемости наркоманией и другими болезнями. Происходит дальнейшая интенсификация массовых экспериментов с курением в интервале от 12 лет до 18 лет. На эту возрастную группу в 2005 году приходится 84,5% первых проб табачных изделий (в 2004 их было 73,5%). Доля курящих резко (на 50%) возрастает в кругу подростков от 12 до 16 лет. Все активнее курением занимаются девочки-подростки и девушки, стирая гендерные различия этих практик. По результатам исследования 2005 года в группе постоянно пьющих подростков и молодых людей масштабы наркотизации оцениваются на уровне 45,1% , причем больных наркоманией в этой среде – 12%, что существенно превышает значения соответствующих индикаторов по молодежной популяции в целом.

Доступность наркотиков в регионе растет, особенно в сельской местности. В 2005 году в целом по РТ 66% опрошенных наркопотребителей заявили, что достать наркотики «легко» или «очень легко». В 2004 и 2003гг. такого мнения придерживались 60,4% респондентов с опытом наркопотребления. В 2002г. подобных оценок было еще меньше - 51,4%. Так, если в последнее время в Казани доступность наркотиков несколько снизилась, то в сельской местности доступность наркотиков существенно возросла. О том, что наркотики легко достать на селе заявляли в 2003 году 14,3% молодых людей, знакомых с наркотиками, в 2004 году уровень доступности наркотиков в этой среде поднялся до 35,7%, а в 2005году - до 41,1%.

Достаточно высокими темпами растет число проб наркотиков в возрасте до 10 и от 10 до 12 лет, о чем упрямо свидетельствует субъективная статистика опросов. В детской среде до 10 и от 10 до 12 лет профилактика должна быть более специализированной и активной. Причем особенно важно сосредоточить ее в семье с широким привлечением профилактического потенциала средней школы. В первую очередь ее следует ориентировать на разъяснение опасности наркотиков, на формирование запрета первой пробы. От 12 до 14 лет знакомство с наркотиками происходит чаще, но рост доли этой возрастной категории наркопотребителей менее существенен, но также может быть локализовано усилиями родителей и близкого социального окружения.

Массовый наркотический дебют по-прежнему характерен для переходного возраста от 14 до 18 лет: в 2005 году доля этой возрастной категории в составе наркопотребителей составила 62,5%, в 2004 - 64%, в 2003 – 67,5, в 2002 – 70,2%. Именно в этой возрастной группе сосредоточена основная масса наркодегустаторов и случайных потребителей наркотиков. Подростки и юноши от 12 до 18 лет продолжают оставаться основной возрастной группой антинаркотической профилактики, ориентированной на формирование установок здорового образа жизни и ценностей профессионального образования и становления.

Главными факторами, определяющими первый опыт наркопотребления, остаются: любопытство, гедонизм, членство в группе (товарищество) и идентичность с группой при активном содействии уличной среды. Мотивация второй пробы наркотиков отлична от первой. Первое место делят мотив удовольствия («кайфа»), а также фактор членства в группе и групповой идентичности («хотел быть в компании с друзьями», «хотел быть как все»). Опыт второй пробы в значительной мере продиктован желанием подростка добиться желаемого «кайфа», быть как все, быть в группе при заметно меньшей активности ближайшего социального окружения и большей активности самого экспериментатора движимого уже не столько любопытством, сколько желанием утвердиться в группе и получить удовлетворение.

На индивидуальное решение об отказе экспериментировать с наркотиками наибольшее влияние оказывают, прежде всего, рациональные мотивы:

а) фактор разума, здравого смысла: «стал умнее, одумался» - 16,9%;

б) факторы страха: перед риском синдрома абстиненции («ломкой») – 14,0%; перед риском огласки наркопотребления – 7,2%; перед риском передозировки – 6,8%;

Кроме того, существенное влияние на принятие индивидуального решения об отказе пользоваться наркотиками имеют:

в) фактор индивидуальной реакции: «не получил удовольствия» – 12,1%;

г) факторы среды: влияние семьи – 7,2%; влияние любимого человека – 5,3%; влияние новых друзей – 3,3%; пропаганда здорового образа жизни –2,9%.

Все эти выявленные в ходе опросов факторы реально сдерживают рост наркотизации подростков и молодежи, приводят в большинстве случаев к отказу от дальнейших экспериментов с наркотиками.

В полных семьях общий уровень наркотизации в два раза ниже, чем в неполных семьях. Анализ эмпирических данных показывает, что в полных семьях, где неформальный социальный контроль за детьми и подростками является плотным, общий уровень наркотизации не превышает 16%. В неполных семьях, где функции социализации и социального контроля реализуются неполноценно, этот показатель достигает 35%.

На денаркотизацию подростково-молодежной среды все еще не оказывает существенного воздействия образовательные и профессиональные организации. Наиболее высокий общий уровень наркопотребления в Татарстане из года в год демонстрируют социально неустроенные молодые люди из групп, находящихся в основании стратификационной пирамиды современного общества, или те, кто в соответствии с общепринятыми представлениями являются обладателями уязвимых социально-профессиональных позиций, например: учащиеся ПТУ, студенты техникумов, рабочие. По-прежнему велика и продолжает в 2005 году расти доля вовлеченных в наркопотребление учащихся ПТУ до 39,1% (в 2004г. их было 34,4%, в 2003 - 36,0%, в 2002 - 35,5%). Молодые люди из числа рабочих, получив соответствующие специальности в ПТУ, колледжах и техникумах, также остаются на весьма высоком уровне наркопотребления, причем уровень этот вырос в 2005 году до 32,8%. (в 2004 году он составлял 31,4%, в 2003г. - 29,3%, в 2002 - 34,1%).

Самый высокий общий уровень наркотизации продемонстрировала специально выделенная группа подростков и молодежи, не имеющих образования (те, кто рано бросил школу или оказался вне школьного внимания и профессиональной подготовки) – 42,4%. Причем уровень заболеваемости наркоманией в этой среде составил 17,6%.

Снижение понимания опасности периодического наркопотребления произошло повсеместно (в Казани и городах РТ на 5,3%, в сельской местности на 8%). В регионе 77,5% опрошенных молодых людей согласны с тем, что для здоровья человека опасно периодическое, то есть от случая к случаю, употребление наркотиков. В 2004 году таких оценок было заметно больше – 83,5%. Аналогичные перемены в ценностных ориентациях отмечены и в среде наркодегустаторов, где заметно меньше - 56,6% опрошенных в настоящее время считают, что опыт периодических дегустаций наркотиков опасен для здоровья. В 2004 году таких оценок было больше - 61,8%.

Произошло существенное снижение количества предосудительных оценок разовых наркоэкспериментов, как в целом, так особенно в городах РТ и на селе. Причем в среде сельской молодежи существенно выросла доля тех, кто вовсе не осуждает разовые эксперименты с наркотиками. Существенно более терпимым стало отношение наркопотребителей к однократному употреблению наркотиков. Так, осуждают эту практику в 2005 году только 19,4% опрошенных (в 2004г. - 28,3%). Опросные данных показывают, что в 2005 году, как в целом, так и повсеместно снижается доля предосудительных оценок периодических экспериментов с наркотиками. В среде наркопотребителей отношение к периодическому употреблению наркотиков также становится более терпимым. Осуждают эту практику 39,2% опрошенных (в 2004г. - 43%).

В целом мониторинговые данные показывают, что молодежь в основном поддерживает меры общесоциальной превенции наркотизма. Среди них предлагается: развивать меры по материальной поддержке семьи и созданию условий для семейного отдыха с детьми (17,5%); совершенствовать антинаркотическое просвещение в школах (14,4%); реализовать антинаркотические образовательные программы для родителей (7,4%); пропагандировать престижность здорового образа жизни без наркотиков, алкоголя и табака (4,6%).

Полученные данные свидетельствуют о снижении уровня позитивных оценок деятельности институтов семьи, СМИ, здравоохранения, образования, органов внутренних дел и госкомнаркоконтроля в 2005 году по профилактике и ограничению молодежного наркотизма, пресечению незаконного наркооборота в Республике Татарстан. Этот результат, с одной стороны, требует пересмотра и совершенствования концепции связей с общественностью, информационной политики по освещению итогов антинаркотической практики и реализации Республиканской комплексной программы профилактики наркотизации РТ, а с другой, за указанным трендом может скрываться и определенное снижение объемов антинаркотической работы.

Основными причинами существующей наркоситуации Ю.Ю.Комлевым называются:

  1. Продолжающееся омоложение и расширение первых проб табака, алкоголя и наркотиков – это реакция детей и подростков на дезорганизацию семейных структур.

  2. Плохое воспитание, неблагоприятный пример родителей, конфликтность – все это ключевые паттерны ранней девиантизации детско-подростковой среды. Отсюда необходимы кардинальные перемены в сфере семейной политики, укрепления материального положения семей, положения женщины в обществе и семье, решение проблем занятости и жилья.

  3. Снижение прочности брачных союзов привело к существенному росту числа неполных материнских семей. Указанные эмпирические факты убедительно свидетельствуют о дезорганизации и трансформации семейных устоев в новых социально-экономических условиях, что неизбежно ведет к снижению эффективности семьи как социального института в целом, в профилактике наркотизма, в частности.

  4. Возможности этого социального института семьи в профилактике наркотизации подростково-молодежной среды не только не исчерпаны в современных условиях, но и постоянно снижаются. Таким образом, в интересах денаркотизации подростково-молодежной среды необходимо не только пропагандировать, но и реально поддерживать семейный образ жизни, оказывать на уровне государства материальную помощь молодым семьям и семьям с детьми, полнее использовать профилактический потенциал семейных структур, развивать специальные профилактические мероприятия в школах, вузах, трудовых коллективах, по месту жительства, в рамках массовой антинаркотической профилактики с помощью институтов массовой коммуникации и пропаганды.

  5. Подростково-молодежный наркотизм имеет зримое социально-статусное измерение и бытует преимущественно там, где остро заявляет о себе социальное неравенство, где молодые люди еще не получили или не могут получить достойное образование, общественно одобряемое положение и благополучие, более того не имеют перспектив для успешного достижения своих профессиональных и жизненных планов. Преодоление социетальных детерминант наркотизма остается актуальной задачей государственной молодежной, антинаркотической и социальной политики. Вне конструктивного досуга, массового спорта, перспективной учебы и занятости по-прежнему остаются представители рабочей среды и учащиеся ПТУ. В этих депревированных сообществах практически не реализуются или социально не эффективны меры и программы по целенаправленной профилактике наркотизации. Тренды наркоситуации в рабочей среде, в среде учащихся ПТУ и студентов техникумов во многом определяют вектор развития, общий уровень и масштабы подростково-молодежной наркотизации по региону в целом.

Таким образом, в сложившейся ситуации профилактика наркомании в молодежно-подростковой среде приобретает приоритетное значение, а в число значимых субъектов профилактики наркомании среди детей, подростков и юношества следует отнести их ближайшее окружение: семью, родителей.

1.4. Анализ профилактической работы с родителями

в республике Татарстан
Республика Татарстан уже в течение довольно длительного времени создает собственную систему профилактики в образовательных учреждениях. На сегодняшний день республика обладает значительными исходными ресурсами для обновления и дальнейшего развития этой системы, наработанными в предыдущие годы:

- проведение профилактической работы с родителями через всеобуч;

- наличие государственной поддержки учреждений, работающих непосредственно с семьей;

- развитие сферы дополнительного образования детей, в том числе бесплатного;

- возрождение общественных детских организаций (охват детскими, молодежными общественными организациями составляет 73,4% всех учащихся республики, в т.ч. 199548 детей или 57,6% - члены самой массовой детской общественной организации республики – Союза Наследников Татарстана);

- развитие сети лицеев и школ милиции (на базе 30 школ республики созданы милицейские классы, юридические лицеи, кадетские и милицейские классы и классы юных спасателей), деятельность детских общественных формирований по охране общественного порядка «Форпост», отрядов юных инспекторов движения;

- разработка и реализация районных и школьных программ в области профилактики с родителями;

- получила дальнейшее развитие система организации летнего отдыха школьников и летнего трудоустройства;

- появилась возможность участия школ, районов в конкурсах авторских программ по профилактической работе с родителями через Госнаркоконтроль (в 2007 году Госнаркоконтроль выделил для профилактической работы с родителями 22% мест в конкурсе).

Для оценки состояния профилактической работы с родителями в образовательных учреждениях Республики Татарстан была разработана специальная форма отчета и разослана во все районные и городские управления образования. Большинство районов и городов Республики представили свои отчеты, что позволило провести анализ работы по каждому из вопросов анкеты.

Направления работы с родителями детей по уровням образования. Основными направлениями антинаркотической работы с родителями в Республике Татарстан продолжают преобладать просветительское (родительский всеобуч) и информационное (оформление информационных стендов для родителей). Активные формы работы с родителями (тренинги, ток-шоу, деловые игры) проводятся только в одиннадцати районах республики. Основными причинами отсутствия активных форм профилактической работы с родителями называются следующие:

  • отсутствие специалистов, умеющих проводить активные формы занятий с родителями;

  • отсутствие специалистов в школах (психологов, социальных педагогов);

  • отсутствие сертификатов у педагогов-психологов на право проведение тренингов с родителями.

Для проведения антинаркотической пропаганды среди родителей образовательные учреждения приглашают медицинских работников, работников правоохранительных органов, сотрудников Госнаркоконтроля. Участие в такой работе принимают и школьные специалисты – педагоги-психологи, социальные педагоги, представители администрации. Как правило, такие мероприятия проводятся редко и спускаются образовательным учреждениям сверху. Эффективность таких мероприятий является спорной, т.к. многое зависит от качества подготовленной информации для взрослой аудитории и лекторских способностей специалистов.

Работа с родителями через клубные формы. Наличие в образовательных учреждениях клубов для родителей является резервом расширения антинаркотической работы. Больше половины (67%) районов имеют клубы для родителей, пропагандирующие здоровый образ жизни. В управлении образованием Бугульминского муниципального района организован центр «Семья», который объединяет клубы, созданные в школах города. В Вахитовском районе г. Казани клубы организованы в ТГ-1, СШ №13, гимназии № 96: родительская Волонтерская группа поддержки (для родителей начального звена), РК «Ключик»; родительское общественное движение «Родители против наркотиков» (Для родителей 5-11-х классов). В г. Набережные Челны для родителей детей 5-8-х классов организованы «Клуб отцов», клуб «Семья», семейный клуб «Надежда». Для родителей детей 9-11-х классов работает клуб «Профи» - регулярно перед детьми выступает успешный взрослый, показывая на своём примере, что не стоит бояться жизненных трудностей, что если захотеть, то добиться можно всего. В Лениногорском районе для родителей по субботам работают клубы для родителей «Моя семья», «Надежда». В Мамадышском районе в МОУ МСОШ № 1 для родителей работает «Диспут клуб». В других районах открыты клубы для родителей, формирующие ценности здорового образа жизни - «Фабрика здоровья», «Цех здоровья», «Азбука здоровья и развития», «Будем здоровы», «Здоровье», «Здоровый жизненный стиль», «Здоровая семья - счастливая семья», «Здоровье и личность», «Клуб здоровья» и др.

Интересен опыт Буинского района, показавшего определенную преемственность клубов для родителей по ступеням образования:

  • «Клуб молодой семьи» для родителей детей, обучающихся в дошкольных образовательных (функционирует с мая 2004 года);

  • «Клуб молодой семьи» для родителей детей начальной школы;

  • «Клуб отцы и дети», «Клуб счастливые родители» для родителей детей 5-8-х классов;

  • «Клуб заботливых родителей» для родителей детей 9-11-х классов;

  • родительский клуб «ЗОЖ» для родителей детей обучающихся в учреждениях начального профессионального образования.

В Елабуге при МУ «Гимназия №4» работает «Клуб родителей будущих первоклассников», а для родителей детей 5-8-х классов при гимназии №2 – «Совет отцов» и «Университет для родителей». В Тукаевском районе для родителей детей обучающихся в учреждениях начального профессионального образования организован Клуб «Милосердие».

Основная работа с родителями большинства районов республики проводится в школах (основной акцент делается на родителях 5-11-х классов). Однако, не все ДОУ и учреждения начального профессионального образования проводят антинаркотическую работу с родителями (не проводится работа в 23% районов в ДОУ и 19% районов в УНПО).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск