Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 281.93 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации14.05.2014
Размер281.93 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Психология > Доклад
  1   2   3
Приложение №

к протоколу педсовета _______/__________

СОДОКЛАД

«ОРИЕНТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Одинцова Н.А.,

заместитель директора по воспитательной работе


Проблема толерантности, человеколюбия всегда рассматривалась в трудах ученых, как альтернативный путь развития человечества, по пути гармонии взаимоотношений между людьми.

В переводе с латинского «толерантность» означает – терпение. Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка.

Именно терпение считается одним из значимых качеств для многих профессий, в частности - учителя. В педагогической работе как ни в какой другой необходимо много терпения, а то ведь ученики могут из него вывести, что неприятно и даже небезопасно для самого человека и окружающих.

Первое значение толерантности связано с терпением, терпимостью, но это лишь одна грань трактовки этого многозначного понятия.

Второе значение включает аспект адаптации человека к чему-либо, кому-либо. Под адаптацией подразумевают отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Третье значение толерантности связано с устойчивостью: устойчивость к неопределенности; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Четвертое включает понятие позволения. Быть толерантным означает допускать, что есть люди, отличные от нас по многим факторам, что у других есть собственное мнение, ценности, идеалы.

Пятое значение представляет толерантность как стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства.

Терпимость не является синонимом вседозволенности и всепрощения. Человек может оставаться при своем мнении и не соглашаться с другими, но признавать право на его существование. Толерантность также нельзя отождествлять с индифферентностью, сводить к необходимости преодоления чувства непринятия другого. Если человек вынужден находиться в ситуации долготерпения, то это приведет к отрицательным последствиям.

Заинтересованное отношение к другим людям, желание понять их и прочувствовать побуждает к работе разум, способствует расширению собственного толерантного опыта.

Толерантность рассматривает в качестве внутренней позиции каждого человека отношение к другому как к свободной личности, признание и уважение его права на отличие. Любой другой человек, который возмущается нами, - такой же несчастный, болеющий страстью гнева, как и мы. И источником болезни является не сам человек, а внутреннее напряжение в нем. Сам человек может иметь доброе сердце и стремиться к добру, но у него это не получается, как это не получается и у нас. Такая вера в другого человека поможет бороться с раздражительностью.

Толерантность представляет собой гармонию многообразия, критерий развития и культуры человека.
Компоненты толерантности

Для развития толерантности человеку отчасти приходится изменять собственные установки. Поэтому необходимо понять основные психологические составляющие толерантности (эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие себя и принятие других), которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.

Эмпатия отражает в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другой человек, и является выражением психологического принятия. Эмпатия – это эмоциональная отзывчивость, чувствительность внимание к другим людям, их проблемам, горестям, радостям. Она проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. Такое отношение к людям способствует развитию гуманистических ценностей, без которых невозможно полноценное толерантное восприятие действительности. Если человек чувствителен к боли других, то он ограничивает собственную агрессию.

Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, эгоистичны, сосредоточены на себе, требовательны, прибегают к неоправданным наказаниям, склонны к морализированию.

Процесс эмпатического принятия другого подразумевает смещение акцента с непосредственной эмоциональной реакции на понимание другого человека через воображаемое перевоплощение, вхождение в его роль, временное проживание его состояния, чувствительность к непрерывно происходящим в нем изменениям. Понимаемый таким образом процесс уже не является только эмоциональным, так как предполагает осмысление ситуации. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающих.

Коммуникативная толерантность как черта человека собирательна: в ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания, что, на наш взгляд, является значимым для педагогической деятельности и способствует формированию толерантных отношений.

Коммуникативная толерантность заметна в тех случаях, когда человек не видит ярких различий между собой и партнером либо не испытывает негативных эмоций по поводу этих различий. К ней относятся:

- понимание и принятие различия интересов, потребностей и ценностей других людей;

- развитие человека с помощью продуктивного преодоления, разрешения и выхода из внутреннего или внешнего конфликта;

- ответственность личности за процесс и результат собственных жизненных выборов и проявлений себя в общении с другими;

- активность в процессе взаимодействия.

Развитие толерантности начинается с общения, и в нем же она находит свою реализацию. В процессе общения происходит понимание и прочувствование другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами, вжиться в его мир.

Контакты между людьми порождаются потребностями в совместной деятельности, и включает обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание других на основе сопереживания и взаимного обмена эмоциями. В этом случае толерантность выступает в виде эмоционально-чувственных переживаний.

В основе восприятия других людей лежат определенные психологические механизмы, которые зависят от степени и длительности общения.

На процесс социального восприятия и осознание себя через другого в процессе межличностного взаимодействия кроме эмпатии оказывает влияние механизмы идентификации и рефлексии.

Знание того, как партнер по общению будет понимать другого, регулируется процессом рефлексии. Это уже не просто знание другого, а знание того, как другой понимает меня, представляющее своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения.

В качестве объекта рефлексии могут выступать: и отражение мира, и размышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, и сами процессы рефлексии, и свое личное сознание.

В течение жизни, общаясь с разными людьми в личном и профессиональном планах, человек расширяет и обогащает собственные представления и суждения о самом себе, делая их более многогранными. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек сам по себе, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Формирование собственного образа приводит к возникновению ощущения себя, а закрепление описания самого себя по различным оценкам, полученным в свой адрес от других, выстраивает некое обобщенное представление, заключающееся в углубленном понимании собственной уникальности и ценности. Возможность утверждения и укрепления себя зависит от качества контактов с другими людьми: у людей, находящихся в благоприятных отношениях друг с другом, усиливается это чувство. Расхождение собственного образа с оценками окружающих может сыграть как негативную, так и важную позитивную роль в жизни человека, стать стимулом к изменению поведения, способа мышления и, таким образом, способствовать развитию человека. Тормозом в этом процессе является отграничение себя от восприятия оценок окружающих.

На развитие коммуникативных процессов влияет самооценка общающихся, которая является своего рода регулятором поведения.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности позитивного отношения к себе. От нее зависит степень критичности человека, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что влияет на процесс общения с другими, эффективность деятельности и процесс дальнейшего развития. Она тесно связана с уровнем притязаний человека, выбором степени трудности целей. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями приводит к искажению в оценивании себя, поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность. Деформация самооценки может происходить в сторону занижения или завышения. И в том и другом случае это негативно сказывается на установлении продуктивных контактов с окружающими.

Обращение к процессу самопознания в ситуации общения может стать продуктивным стимулом для развития качеств, необходимых толерантной личности, способной позитивно реагировать, принимать и изменять собственные оценки, суждения и установки, а также понимать и принимать особенности других людей.

Познавая действительность, человек выражает свое отношение к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления радуют его, другие – печалят, третьи – возмущают. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоциональные реакции человека проявляются в аффектах, собственно эмоциях, чувствах, настроениях, стрессе, фрустрации.

Изначальное допущение возможностей разных ситуаций дает ту необходимую информацию, которая создает эмоционально безопасный фон для человека. Принятие новой информации может проходить без сильных внутренних противоречий для психики человека и без прибегания к защитам в том случае, если человек допускает свободу разнообразия и обладает широким аспектом допущения вариантов нового, то есть характеризуется наличием толерантных ценностей. Чем больше допущений человек имеет, тем психологически комфортнее он себя ощущает. Толерантность служит мерой гармонии человека.
Психолого-педагогические условия

формирования толерантности

в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения

Основными психолого-педагогическими условиями, при которых возможно формирование толерантности являются:

- создание единого толерантного пространства образовательного учреждения;

- формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности руководителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся к равноправному диалогу через синергетическое взаимодействие;

- развитие навыков коммуникативной толерантности всех участников образовательного процесса;

- организация просвещения учащихся с целью повышения уровня информированности по проблеме толерантности;

- обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебном и воспитательном процессе и внеучебной деятельности, при котором реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для успешного развития качеств.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

ВМЕСТЕ со всеми!!!

– быть вместе со всеми, делать общие дела, обмениваться мыслями и чувствами, учиться друг у друга.
И чтобы это стало возможным, должна измениться сама школа – стать более гибкой к особым нуждам этих детей, к их особенностям. Необходимо измениться всем нам. И для начала вспомнить о том, что дети должны учиться вместе!

ВМЕСТЕ ради детей!!!
Одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:

  • педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;

  • родители (законные представители);

  • воспитанники, обучающиеся.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

С этой целью педагогам необходимо проводить в образовательных учреждениях занятия с детьми по воспитанию толерантного отношения здоровых детей к детям с ОВЗ. С учетом возраста детей специалисты могут организовать ролевые игры, проигрывать ситуации, обсуждать, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы можно было учиться вместе.

Для младших школьников важно использовать эмоционально-ориентированную технологию, направленную в первую очередь на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей. Помогая в этом друг другу, дети сближаются, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными детьми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. Методически правильно в эти моменты предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и на этой основе проявлять к ним толерантность. И лишь опираясь на это, детям можно предлагать какую-то совместную деятельность или использование новых, толерантных форм поведения в привычной для них учебной или игровой деятельности.

Работа педагогов по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ может осуществляться путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.


План мероприятий

«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

на

2013-2014 учебный год



Мероприятие

Класс

Дата проведения

Ответственный

1

Минута молчания «Памяти жертв Беслана»

1-11

1 сентября

Одинцова Н.А.




Классные часы по толерантному воспитанию в игровой форме

1-4 классы

декабрь

Кл. руководители

1-4 классов

2

Занятия с учащимися по воспитанию толерантности «Добра и зла житейские приметы»

5-6 классы

декабрь

Школьный психолог

3

Занятия с учащимися по воспитанию толерантности «Учимся быть терпимыми»

7-8 классы

декабрь

Школьный психолог

4

Лекция и презентация по профилактике экстремизма и правонарушений среди учащихся в сфере межнациональных отношений, школьный инспектор ОДН ОВД Валенцева А.С.

9-10 классы

февраль

школьный инспектор ОДН ОВД Валенцева А.С.

5

Уроки ОБЖ по теме «Изучение закона РФ «О противодействие экстремистской деятельности»

9-10 классы

2-ая четверть

Преподаватель ОБЖ.

Арсенин А.В.

6

Уроки обществознания:

«Гражданин – человек свободный и ответственный»»

«Правоотношения и правонарушения»

«Человек в системе социально-правовых норм»


9 кл.

10 кл.



декабрь

учитель

обществознания

Максимова К.Г., Шахваранов В.И.

7

Уроки обществознания «Россия – многонациональное государство»

6-8 классы

21.12-25.12

учитель истории Петренко Е.Ю.

8

Общешкольное родительское собрание по теме «Поговорим о добре».

6-8 классы

январь

Костромская епархия

9

Обновление стенда «Правовой уголок» информацией о проведении Дней толерантности в школе.




февраль

Кожухарь А.С.

10

Размещение на сайте школы презентации по толерантному воспитанию и материала для проведения классных часов.




В течение года

Чупилова В.А.

11.

Выставка "Толерантность" (школьная библиотека)




апрель

Зав. Библиотекой

Гаврасова Т.Н.

12.

Конкурс рисунков "Мой толерантный мир»
Конкурс плакатов "Мой толерантный мир"
Фотоконкурс "Мой толерантный мир"

1-4 кл.
5-8 кл.
1-10 кл.

Сентябрь

2011г.

МО уч. нач. Кл.
МО учителей изо

13

Игра с использованием ИКТ "Лучший знаток толерантного поведения




3-4 кл.

март

МО уч. нач. классов

14

Классный час «Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека».



7-11кл.

март

МО учителей 7-11 кл.

15

Классный час «Если добрый ты – это хорошо!»



1 – 6 кл.

март

МО учителей 1-6 кл.

16

Акция «Семья помогает семье»

1-11

В течение года

Кожухарь А.С.

17

Акция «Подари ребёнку Новый год»

1-11

декабрь

Кожухарь А.С.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск