Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 128.11 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.05.2014
Размер128.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
«Забота о здоровье ребёнка – это

не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм и правил…

и не свод требований к режиму,

питанию, труду, отдыху. Это прежде

всего забота о гармоничной полноте

всех физических и духовных сил, и

венцом этой гармонии является

радость творчества»

В.А.Сухомлинский

(слайд 1,2,3)

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад. По данным Минздрава РФ, на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.

Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, средства массовой информации, разрекламировавшие алкогольные и энергетические напитки, телевидение, пропагандирующее жестокость, насилие, безнравственность; неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. По сути только образовательная среда всех ступеней(детский сад, школа, высшие и средне-специальные учреждения), только объединение усилий взрослых поможет сохранить здоровье наших детей, повлиять на изменение сложившейся обстановки; поможет изменить отношение школьников к своему здоровью, Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому педагогу, воспитателю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Работая в школе 20 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно.

В 2009 году я начала работу в 1 «Б» классе. Вместе с психологом школы и медицинским работником мы ознакомились с личными делами и медицинскими показателями состояния здоровья учащихся, провели тестирование по изучению мотивации и психологической готовности детей к школе.

Результаты этого исследования заставили задуматься о сохранении здоровья. (Слайд 4)

В чем же причина?! Оказалось, что в классе только 46% относительно здоровых детей, а 54% имеют отклонения в здоровье.

Соотношение больных и здоровых детей:



Чем же больны наши дети? (слайд 5)

Хронические заболевания учащихся 1 «Б» класса



Уровень адаптации учащихся 1 «Б» класса 2009-2010 учебный год. (Слайд 6)



Вывод: в классе практически половина детей имеет хронические заболевание или отклонения в здоровье, большая часть учащихся психологически не готовы к учебной деятельности в школе, так как преобладает игровая и внешняя мотивация, отсюда и низкий уровень адаптации в школе.

Я считаю, что для того чтобы воспитать личность, настоящего человека, необходимо создать условия для духовного здоровья и физического совершенствования. Духовное здоровье - это принципы морали, которые должны зарождаться в семье: семейные нормы и ценности, которые отражают культуру родных мест, Родины, создание нравственных, духовных, эмоциональных и других основ личности. Физическое здоровье – это укрепление физических показателей, которые имеет ребенок при рождении.

Очень трудно начинать работу с детьми не готовыми к школе, с отклонениями в здоровье, так как перед педагогом стоит задача сберечь и преумножить то, что имеет каждый. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. А в классе еще оказались и дети с индивидуальными психологическими особенностями. К сожалению, большой проблемой в начальной школе является отсутствие рекомендаций со стороны психологов дошкольных учреждений, медицинских работников при работе с такими детьми. Если бы такие рекомендации были, то и работа строилась бы по-другому.

Исходя из этих понятий, я решила создать свою воспитательную систему класса со следующими приоритетными направлениями:

Направление «Здоровье»,

направление «Общение»,

направление «Гражданин».

И, конечно, без помощи родителей в данной ситуации не обойтись, так как большую роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья, личный пример родителей, их поступки, тон речи, высказывания, поведение. Мы решили создать у себя в классе «Долину Здоровья», так как в школе № 10 г.о. Коломна существуют условия для реализации задуманного:

большая столовая,

спортивный и тренажерный залы,

в школе работают спортивные секции и кружки,

ведется большая оздоровительная работа (проводятся ежемесячно дни здоровья, дни профилактики, классные часы и т.п.).

Родители помогли создать уютный микроклимат кабинета, в котором детям комфортно заниматься, общаться; мы решили, что все дети будут завтракать в школе, т.е. будут обеспечены, горячим питанием.(27% питается бесплатно).

Основная цель моей работы с родителями: просвещение по воспитанию ЗОЖ у детей в семье. Нужно переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества, потому что младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье. И это родители обязаны понимать. (Слайд 7)

  Поэтому в своей работе с родителями я использую следующие формы и методы:

  1. родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников;

  2. наглядная пропаганда ЗОЖ;

  3. беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья;

  4. анкетирование;

Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.

(Слайд 8,9,10,11,12)

Основной целью моей работы  по здоровьюсбережению с учащимися стало формирование ЗОЖ.

Для достижения поставленной цели, мною решались следующие задачи:

  • формирование знаний о здоровье, о факторах его формирующих, укрепляющих и разрушающих;

(уроки окружающего мира, классные часы и внеклассные мероприятия для того, чтобы содействовать правильному физическому развитию; научить учащихся чувствовать свой организм; способствовать стремлению учащихся понять окружающих и анализировать своё отношение к ним; учить эффективно общаться)

  • укрепление физического здоровья;

(выучить комплексы физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья для утренней гимнастики, уроков физкультуры и внеклассных мероприятий, комплексы физминуток для уроков)

  • осуществлять профилактику заболеваний; (проветривание класса, занятия физкультурой на улице)

  • совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены;

  • учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению, это способствует воспитанию толерантности и коммуникативных способностей.

  • учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;

  • способствовать увеличению знаний о ЗОЖ путём обсуждения проблем; развивать творческие способности; (конкурсы, детские проекты, выставки).

А в содействии утверждению в жизни школьников идей красоты и доброты, физического и духовного совершенствования, воспитания патриотизма и любви к Родине активными помощниками являются родители, которые организуют праздники, экскурсии и поездки по родному краю.

Как же строилась оздоровительная работа с учащимися?

1.

Специальные занятия для наиболее успешной адаптации учащихся “Учусь общаться”.

В 1-ом классе я проводила эти занятия 3 раза в неделю в сентябре и октябре, в последующие месяцы 1 раз в неделю (в понедельник обязательно) и по мере необходимости в дальнейшем. Во 2-м-3-м, классах в понедельник обязательно, в дальнейшем по необходимости, по желанию. В 1-м классе “Минутки” проводятся 10 минут перед занятиями (такая возможность существует, т.к. уроки в период адаптации длятся 30 минут), в дальнейшем “Минутки” можно проводить на этапе “оргмомент”. “Минутки” можно проводить в виде бесед, упражнений с сюжетным содержанием, с музыкальным сопровождением, с элементами психогимнастики: игра «Мое настроение», «Имя-движение», «Настроение – цвет», «Передай доброе утро соседу, «Зайчики» и другие. После проведения таких занятий детям намного легче было войти в школьную жизнь

2.

Одним из направлений в укреплении здоровья школьников является снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности.

С этой целью я провожу с учащимися своего класса мероприятия по профилактике стрессогенных состояний путём обучения школьников навыкам управления своими эмоциями и формирования чувства уверенности в себе. В этом мне помогает школьный психолог и индивидуальные консультации с родителями, так как мир семьи может оказать благоприятное влияние на обучение ребенка в школе.

3.

Известно, что при эмоциональном напряжении возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.

Так как дети еще маленькие, они не могут избавиться от мышечного напряжения, и поэтому мы проводим упражнения на релаксацию и стабилизацию мышечного напряжения.

Этому помогают следующие игры:

  • метод подражания (имитация) – поза “дремлющего кучера”;

  • метод удобного положения;

  • метод смены напряжения и расслабления мышц;

  • словесный метод (рифмованные упражнения).

  • Игра «Огонь-лед», «Замри-отомри» и др.

4.

Ежеурочно мы проводим с детьми физминутки и физкультурные паузы, способствующие  предупреждению утомления, восстановлению умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, повышению  внимания и эмоционального тонуса, активности, формирующих мотивацию к изучаемому предмету, улучшающих психоэмоциональное состояние.

5 . (Слайд 13)

Для профилактики близорукости, замедления её прогрессирования я использую зртельно-пространственную активность в режиме школьного урока.

Достигается это за счёт максимального удаления от глаз учеников учебного дидактического материала. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Эту работу я чередую с занятиями на ближних дистанциях (работа с учебником, письмо и т.д.). Также в своей работе я использую изображения разного рода траекторий, по которым дети “бегают” глазами; игру “Весёлые человечки”, “Бабочка”. Использую упражнения для тренировки мышц век, улучшения кровообращения и расслабления глаз, снятия утомления глаз. Упражнения для тренировки зрения и для снятия напряжения я провожу ежедневно на переменах, во время физкультминуток в течение 2-4 минут.

А родители имеют на руках памятки, где указаны методические рекомендации как правильно читать, потому что ребенку нужно помогать дома и в школе.

6. (Слайд 14)

Дети очень подвижны, и направить их энергию в нужное русло помогают динамические паузы, которые дают возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать значение двигательной активности.

Динамическая пауза предполагает проведение подвижных игр, спортивных часов, эстафет, где дети являются активными участниками.

7. (Слайд 15)

В целях привлечения детей к занятиям спортом, мы проводим встречи с тренерами ДЮСШ «Комета», ДЮСШ по легкой атлетике, баскетболу, приглашая их на классные часы и родительские собрания.

Результат: с каждым годом увеличивается количество детей, занимающихся в спортивных секциях школы и города.

Занятость учащихся в кружках и спортивных секциях.



8.

Большое значение для улучшения микроклимата в классе имеет индивидуальная коррекционная работа с детьми с девиантным поведением. В эту работу включается и психолог школы, привлекаются врачи-специалисты.

(слайд 16, 17, 18,19, 20, 21)

Итак, какие же результаты мы имеем на сегодняшний момент?

Проанализировав ответы родителей и учащихся на анкеты по сформированности гигиенических навыков и мотивации к ЗОЖ в начале и в конце учебного года, я пришла к выводу: результаты значительно изменились (показатели улучшились). Значительно возрос процент учащихся, соблюдающих правила гигиены и режимные моменты, положительный результат виден и в развитии мотивации ЗОЖ.

Проводимая в течение года (в 1-м классе) психокоррекционная работа способствовала улучшению психического состояния детей, что нашло отражение в динамике изменений исследуемых параметров. Повысились показатели адаптации (с 52% до 75% - высокий и средний уровень), с низким уровнем адаптации в конце учебного года наблюдалось 2 учащихся.

На начальной ступени обучения отмечается высокий уровень распространенности простудных и хронических заболеваний. К концу обучения в начальной школе эти показатели значительно снижаются. Увеличивается количество неболевших детей (с 3-х человек до 6 человек), количество детей с хроническими заболеваниями остаётся стабильным.

Наблюдается положительная динамика в распределении детей по группам здоровья. Увеличивается число учащихся с I и II группами.

Показатели физкультурных групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой остаются стабильными.

Уровень физической подготовки у учащихся вырос. Количество учащихся с высоким уровнем увеличилось с 2-х чел. (в1-ом классе) до 9-и чел. (в 3-м классе).

Анализируя заболеваемость учащихся своего класса, я пришла к следующему выводу: всплеск заболеваемости проявляется в октябре (конце 1-й четверти), в конце декабря (конец 2-й четверти) в феврале. Эти данные помогли мне в распределении учебной нагрузки, программного материала, в определении сроков завершающих контрольных работ. Наблюдается снижение заболеваемости учащихся (от 1-го к 3-му классу), уменьшается количество дней, пропущенных по болезни по классу в целом и одним учащимся.

Проанализировав результаты всех исследований и наблюдений за учащимися своего класса за 3 года, я пришла к выводу: работа, проводимая мной по охране и укреплению здоровья учащихся, дала положительный результат. Особое внимание уделялось гигиеническому образованию: профилактике заболеваний, питанию, закаливанию, развитию мотивации к здоровому образу жизни. Полученные данные позволяли мне осуществлять индивидуальный подход к ученикам путём применения различных методов обучения и воспитания.

В своей работе я применяла различные методы для создания благоприятного психологического климата, применяла индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы для отдельных учащихся. У детей значительно снизились тревожность и психическое напряжение, что улучшало успеваемость и повышало сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствовало сохранению как психического, так и соматического здоровья учащихся. Проведение физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз, проветривание классной комнаты, соблюдение психологического климата на уроках и во внеурочное время с преобладанием положительных эмоций обеспечивает в работе с младшими школьниками профилактику утомления нервной системы, создают у детей жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Я учила детей самостоятельности и развивала их творческие способности при проведении физических упражнений и подвижных игр, что повышало интерес к двигательной активности, активизировало мыслительную и эмоциональную сферы. Это всё традиционные и повседневные режимные моменты учебного дня школьника.

Подводя итоги, я хочу вернуться к главной задаче, стоящей перед нами взрослыми: только объединив усилия общеобразовательных учреждений с семьей, мы сможем достигнуть успехов в сохранении здоровья детей. Только мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье: Только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

(слайд 22)

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.

Литература.

  1. Алябьева Е.А.Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева.- М.:ТЦ Сфера. – 2003. – 88с.

  2. Бутова С.В.Оздоровительные упражнения на уроках / С.В.Бутова //Начальная школа.- №8.- 2006.-с.98.

  3. Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе/ Л.Н.Елизарова, С.Н.Чирихин// Начальная школа. - №9.- 2000. – с.93.

  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы/ В.И.Ковалько.- М.:ВАКО. -2004. – 296с.

  5. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра/Е.П.Митина//Начальная школа. - №6. – 2006.- с.56.

  6. Ракитина Л.И. Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках/Л.И.Ракитина, Г.Д.Чамовских//Завуч начальной школы. - №8. – 2007. – с.69.

  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. – 2002.- с.10.

  8. Сураева Л. Технология педагогики здоровья/Л.Сураева, О.Федорахина//Приложение к журналу “Директор школы”: “Экспресс опыт”.- №2.- 1999. – с.6-12.

  9. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель. – 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск