Скачать 0.62 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма УТВЕРЖДАЮ Декан факультета физической культуры, спорта и туризма _______________ / Полевщиков М.М. / (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебная дисциплина Б.3.46 Плавание (наименование) Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки Физическая культура и дополнительное образование Квалификация (степень) выпускника бакалавр Кафедра спортивных дисциплин (название) Курс 1,2 семестр 1,3,4 форма обучения очная
Рецензент(ы) _________________________________________________________________________(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола2011
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой теоретических основ физического воспитанияпротокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Пояснительная записка Дисциплина «Плавание» занимает видное место в подготовке специалиста по физической культуре и спорту. Программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование по профилю Физическая культура с дополнительным образованием, квалификации бакалавр. Плавание – жизненно важный навык. Плавание - предок всех земных локомоций. Информация об этом хранится у человека на уровне генетического аппарата и проявляется в виде врожденного плавательного рефлекса. Требуются условия для реализации врожденных плавательных способностей. Такие условия можно создать, организовав специальные подкрепления из окружающей внешней среды (физические упражнения в физическом воспитании). Плавание – прекрасное закаливающее и гигиеническое средство. Плавание – один из популярнейших видов спорта. Все сказанное позволяет с полным основанием считать его базовым средством физического воспитания. Это и определяет важность изучения данной спортивно-педагогической дисциплины. Программа предусматривает работу специалиста в общеобразовательных школах, дошкольных учебных заведениях, в спортивно - оздоровительных лагерях, в средних специальных и высших учебных заведениях, а также в домашних условиях. Цель курса - изучение закономерностей взаимоотношений организма пловца с водой, средой, в которой происходят движения пловца, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной педагогической деятельности и организационной работе по плаванию в различных типах учебных заведений. Плавание - дисциплина специальная. Она изучается в 1, 3, семестрах - Дисциплины по выбору. Б.3.46 Плавание. Программа предусматривает подготовку студента в рамках аудиторных занятий и в форме самостоятельной работы. Успешное освоение программного материала немыслимо без внеаудиторной самостоятельной работы студента. Запланированное количество часов крайне необходимо для работы с литературой, подготовки части урока, или целого урока, написания конспекта и, самое главное, для самостоятельных тренировочных занятий. Программой предусмотрены контрольные требования и нормативы такого уровня, выполнение которых невозможно без самостоятельной систематической тренировки. Лекция - важнейшая и незаменимая форма работы. В ее содержание, прежде всего, включается программный материал. На практических занятиях студенты изучают и совершенствуют технику спортивных и прикладных способов плавания, овладевают методами и приемами обучения, преподавания, различными способами и приемами организации и управления учебным процессом. Приоритет в содержательной части практических занятий отдается основным упражнениям, используемым для обучения и совершенствования техники плавания. Предусмотрено углубленное изучение кроля на груди и брасса как наиболее естественных и популярных способов плавания. В процессе прохождения учебного материала практических занятий обсуждаются вопросы методики обучения и методики преподавания. В учебной практике студент формирует начальные навыки преподавания: сначала отдельных упражнений, отдельных задач обучения, потом – частей урока, затем – всего рока в целом, осваивает и анализирует методы обучения, методы ведения урока, отдельные методические приемы, знакомится со способами и приемами организации различных форм занятий по плаванию. Особенно много внимания в содержательной части программы уделяется системе условий, в которых организуются двигательные действия пловца. Это вполне оправдано, ибо специфична сама среда, она жестко лимитирует поведение пловца в воде, предъявляет к нему высочайшие требования. Поэтому необходимо знать прикладной характер плавательных движений (плавание на боку, брасс на спине), предотвращать несчастные случаи на воде, знать причины и перспективы их решения. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5); способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными (ОПК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); в области педагогической деятельности: способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); в области культурно-просветительской деятельности: способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8); способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10); способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11); решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12). Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК): - владеет психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся (СК-1); - способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом (СК-2); - готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач (СК-3); - способен оценить физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей (СК-4). Требования к уровню освоения и содержания дисциплины Студент должен знать: — анатомо-физиологические особенности развития организма детей, подростков и взрослых; — санитарно-гигиенические и психолого-педагогические основы в работе по плаванию; — возрастно-половые закономерности формирования двигательных навыков и развития физических качеств; — историю развития плавания как прикладного навыка; — историю развития спортивного плавания; — эстетические, нравственные, духовные ценности плавания как составной части физической культуры и спорта; — гидродинамические основы плавания; — технику спортивных и прикладных способов плавания; - способы и методику проведения искусственного дыхания; — средства физического воспитания и спортивной тренировки в плавании; — дидактические закономерности в плавании; — технику безопасности при занятиях по плаванию; — методику проведения оздоровительных занятий с использованием элементов нахождения в воде и плавания с различными группами населения; — основы методики спортивной подготовки в плавании; — организацию и методы комплексного контроля в плавании; Студент должен уметь: — формулировать конкретные задачи физического воспитания, спортивной тренировки с использованием средств плавания с учетом состояния здоровья, возраста, физического развития и физической подготовленности занимающихся, условий для занятий; — подбирать адекватные средства для решения поставленных задач; — использовать разнообразные методы физического воспитания и спортивной тренировки; — пользоваться организационными приемами работы с группой; — вести индивидуальную работу; — уметь определять причину ошибок в процессе обучения двигательным действиям и развития физических качеств, находить способы их устранения; — оказывать первую помощь травмированному или пострадавшему; - уметь оказывать первую помощь пострадавшему на воде; — оценивать эффективность проводимых занятий; — формировать потребность к самостоятельной физической активности детей и взрослых, здоровому стилю жизни; — осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных занятий лиц разного возраста; — владеть профессиональной речью и специальными жестами; — владеть навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств и тренажерных устройств. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины — изучение наиболее общих закономерностей передвижений в водной среде, представленных в спортивных и прикладных способах плавания; приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для преподавания плавания. Задачи дисциплины: — изучить гидродинамические основы плавания; — ознакомить с техникой спортивных способов плавания; — ознакомить с техникой прикладного плавания; — изучить методику преподавания элементов спортивного и прикладного плавания; — ознакомить с организационными основами работы по обучению плаванию в разных типах учебных заведений. Объем дисциплины и виды учебной работы
Распределение часов по семестрам
|
Рабочая учебная программа по математике 7 Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых... | Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | ||
Рабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Внешняя политика и дипломатия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 27 с | Рабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | ||
Рабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Международный протокол и этикет [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 50 с | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» | ||
Рабочая учебная программа Направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Уголовное право. [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2011. – 72 с | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы... | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная... | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,... | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»... ... | Рабочая учебная программа по общей гигиене с экологией III курс Рабочая учебная программа составлена согласно госу направления 5710200 – «Лечебное дело», учебному плану и программе дисциплины Общественного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине разработана на основании... Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка | Рабочая учебная программа по информатике и информационно коммуникационным... Рабочая учебная программа предназначена для учителей информатики и методистов |