Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом





Скачать 305.08 Kb.
НазваниеРеферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
страница1/3
Дата публикации26.10.2014
Размер305.08 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Спорт > Реферат
  1   2   3
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом


Содержание

1. Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.

3 стр.

1.2 Самоконтроль.

4 стр.

2. Исследование и оценка физического развития. 7 стр.

2.1 Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки физического развития.

12 стр.

3. Исследование и оценка функционального состояния. 14 стр. 4. . Контроль за физической подготовленностью. 17 стр.

5. . Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом. 19 стр.

Список используемой литературы.


1. Диагностика и самодиагностика организма занятиях физическими упражнениями и спортом.

Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.

К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Врачебный контроль.

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий. Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах: регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом; врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований; санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;

-санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни; профилактика спортивного травматизма и заболеваний; проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы: основную (без отклонений в состоянии здоровья); подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью); специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок).

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.

Педагогический контроль.

Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям: степень усвоения техники двигательных действий; уровень развития физических качеств.

В системе контроля за усвоением техники двигательных действий осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать три вида проверок: предварительную (контрольные нормативы); текущую (отмечается в журнале); итоговую (прием государственных тестов).

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий; регистрацию функциональных и других показателей; тестирование различных сторон подготовки.

1.2 Самоконтроль.

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.

Субъективные показатели самоконтроля

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 1.

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).

Таблица 1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану) |Признак |Степень утомляемости | |усталости | | | |небольшая |значительная |резкая (большая) | |Окраска кожи |Небольшое |Значительное |Резкое покраснение или | | |покраснение |покраснение |побледнение, синюшность | | |Небольшая |Большая (плечевой |Очень большая (все | |Потливость | |пояс) |туловище), появление | | | | |соли на висках, на | | | | |рубашке, майке | |Движение |Быстрая походка |Неуверенный шаг, |Резкие покачивания, | | | |покачивание |отставание при ходьбе, | | | | |беге, в альпинистских | | | | |походах | |Внимание |Хорошее, |Неточность в |Замедленное выполнение | | |безошибочное |выполнении команды, |команд, воспринимаются | | |выполнение |ошибки при перемене |только громкие команды | | |указаний |направлений | | |Самочувствие |Никаких жалоб |Жалобы на усталость,|Жалобы на усталость, | | | |боли в ногах, |боли в ногах, одышку, | | | |одышку, сердцебиение|головную боль, "жжение" | | | | |в груди, тошноту |

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.

Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

Объективные показатели самоконтроля.

Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.

Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.

Вес. Для определения нормального веса используются различные весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей ростом: от 155 до 165 см = длина тела-100

165- 175 см = длина тела-105

175 и выше см = длина тела -110

Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастолическое давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Нормальные величины артериального давления (систолического и диастолического) определяются по следующим формулам: мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела женщины: АДсИСТ= 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела АДдиаст = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела

Ведение дневника самоконтроля.

Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.

Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в оздоровительных целях.

Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц.

2. Исследование и оценка физического развития.

Физическое развитие - процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.

Критерии физического развития - состояние основных форм и размеров тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка, состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб.

Антропометрические показатели - это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития. Их разделяют на три группы: соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развития мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания; соматометрические - длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечия и т.п.; физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила.

Соматоскопические показатели.

Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно- двигательного аппарата и других параметров (показателей).

Кожа описывается как гладкая, чистая, влажная, сухая, упругая, вялая, угристая, бледная, гиперемированная и др.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.

Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в передне-заднем направлении (кифоз, лордоз), так и в боковом (сколиоз).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconРеферат Тема: «Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания»
Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconПрограмма по физической культуре для специальных (коррекционных) классов VII вида (5 9 кл.)
Система физического воспитания в специальной (коррекционной) школе VII вида объединяет классно-урочные, внеклассные формы занятий...
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconТравматизм при занятиях физическими упражнениями
Профилактическая направленность российского здравоохранения обу­словливает проведение комплекса предупредительных мероприятий для...
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование у обучающихся устойчивой потребности в систематических занятиях физическими упражнениями
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задача воспитания: привитие дисциплины и самостоятельных занятий физическими упражнениями
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconРеферат по физической культуре Основы знаний самостоятельных занятий...
Новами физического воспитания в сочетании с практическими навыками самостоятельного выполнения физических упражнений позволит более...
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Формирование практических умений в проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авиценна: «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств»
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconТемы рефератов к экзамену по предмету «Физическая культура»
Значение занятий физическими упражнениями для организма человека. Их влияние на внутренние органы и системы (кровеносная, дыхательная,...
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать мотивацию к занятиям физическими упражнениями с целью укрепления здоровья и строения правильной осанки
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconНаименование раздела программы, количество часо в Тема урока Тип урока
Правила поведения, тб и предупреждение травматизма на занятиях физическими упражнениями. Инструктаж по тб по легкой атлетике
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconНаименование раздела программы, количество часо в Тема урока Тип урока
Правила поведения, тб и предупреждение травматизма на занятиях физическими упражнениями. Инструктаж по тб по легкой атлетике
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconНаименование раздела программы, количество часо в Тема урока Тип урока
Правила поведения, тб и предупреждение травматизма на занятиях физическими упражнениями. Инструктаж по тб по легкой атлетике
Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С детьми третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводились по подгруппам, как в групповом помещении, так и в физкультурном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск