Скачать 54.13 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСОВ ИВС БОРЬБЫ И БОКСА В ВУЗе В.И. Харитонов, И. С.Рязяпов - кафедры теории и методики борьбы и бокса УралГУФК Ключевые слова: преемственность, направленность, методика, борьба, бокс Введение. В связи преемственности теоретико- практических положений в преподавании единоборств как интегральных прикладных дисциплин в подготовке молодых специалистов обозначенная проблема занимает особое место. При этом пролонгированное полновесное образование, в формировании будущих специалистов, рассматривается нами как целенаправленное получение и совершенствование знаний, умений и навыков обучающимся в ходе всего периода его обучения и формирования в Вузе. По своей сути, непрерывное образование в становлении будущего специалиста является личностно-ориентированным. И, прежде всего в силу того, что основные характеристики – максимальная полнота, индивидуализация по времени темпов напряженности в образовательной сфере. А также наличия индивидуальных возможностей в реализации собственных способностей в обучении ставят субъект в зависимость от конкретного уровня получения и усвоения им - знаний, умений и навыков, а в дальнейшем реализации их в самостоятельной профессиональной деятельности. Полноценное непрерывное образование, в том числе и в углублении его практического преломления, реально лишь в том случае, если у будущего специалиста сформирована готовность к самообразованию, самообучению и самонаучению. При этом, многоплановость и комплексность дисциплин – ИВС борьбы и бокса состоят в том, что они представлены блоком самостоятельных видов спорта – как теоретических, так и практических базисных основ. А все это предъявляет высокие требования к изучению и закреплению - знаний, умений и навыков - как у самих обучающихся, так и их изложению, высокому профессионализму профессорско-преподавательского состава и, прежде всего, построению самой методики преподавания. Методические подходы, рассматриваемого принципа. Распределение часов курсов по темам и видам спорта (борьбы и бокса) распределяются следующим образом. Практические занятия – преимущественно основы техники соревновательных и вспомогательных упражнений, методика начального обучения, построение учебно-тренировочного процесса – представлены – как общие положения в методах базисных физических качеств. И, прежде всего, развития силовых, скоростно-силовых способностей, выносливости и других физических качеств. Развития отдельных мышечных групп занимающихся. Применения вспомогательных средств, при специальной работе, построения комплексов упражнений с отягощениями и другие варианты - разновидности и тренировочные схемы - силовой, скоростной подготовки, воспитания выносливости др., которые на занятиях носят преимущественно методический характер направленности. Практические занятия по курсам – борьбы и бокса строится с учетом овладения и переноса – знаний, умений и навыков, в прикладном аспекте в избранной обучающимися студентами специализации. Необходимый приобретенный объем знаний, умений и навыков в данных дисциплинах, дает возможность будущим специалистам на базе общей их теоретической подготовки решать конкретные практические и стратегические задачи в «своей» специализации. При этом, приобретение умений и навыков в ходе прохождения студентами учебного материала курсов - в технике соревновательных и вспомогательных упражнений осуществляется – с разной, присущей данному виду спорта направленностью. Реализация принципа преемственности. Первый блок программы приемственности реализуется в обеспечении теоретических положений, представленных широким кругом вопросов, освещающих - введением в предмет, общими представлениями об оборудовании мест занятий, инвентаря и инструктажа по технике безопасности. Этот пакет вопросов следовало бы выделить в лекционное занятие по данному курсу, поскольку в нем представлены виды спорта, имеющие свою специфику, а, следовательно, и направленность методики, широко используемую в тренировочном процессе спортсменов разных специализаций. Контроль усвоения программного материала в представленных видах спорта – широко и полно определен в самих программах обозначенных дисциплин, как сдачи нормативных зачетных требований, так и сопутствующим им других разделов программы (написания рефератов, проработка основных вопросов по темам и др.). Методическое обеспечение начального обучения – как в видах борьбы (греко-римской, самбо, дзю-до, восточных единоборств, так и в единоборствах бокса (классического и других видах), методы развития силовых качеств, быстроты, выносливости, в том числе и специальной, а также средства, методы и приемы, основы травмобезопасности на практических и семинарских занятия представлены достаточно широко. А на практических занятиях им отводится в каждом практическом занятии – от 5 до 20 минут. В самостоятельной работе - составлению комплексов упражнений, в том числе и специальных, в курсе для закрепления полученных - знаний, умений и навыков отводится – до 20 часов. Предлагаемое нами построение преподавания курсов ИВС – борьбы и бокса, будет наиболее полно отражать - принцип преемственности в последовательности формирования и практического приложения методических приемов, при овладении необходимых – знаний, умений и навыков в самостоятельной практической деятельности будущего специалиста-тренера по видам единоборств (борьбе и бокса и им сопутствующих – национальных и восточных единоборств). Заключение. С целью качественного закрепления материала курсов необходимо учитывать устойчивую ориентацию будущих специалистов спортивного профиля на модель организации и эффективности построения тренировочного процесса в «своих» видах спорта. Не случайно при опросах студентов – «Что Вам не нравится в преподавании курса - дзюдо?» студенты отметили перенасыщенность его иностранными терминами и, в некотором роде его силовой направленности. Однако за базисную основу здесь можно взять – силовое троеборье, тяжелую атлетику, гиревой спорт. В программе, которых представлены соответственно (собственно сила, скоростно-силовые возможности и силовая выносливость) - как вспомогательные виды спорта, которые расширяют, дополняют и усиливают представления о силовом блоке в подготовке спортсменов-единоборцев высокого класса. В реализации принципа преемственности в методике преподавания рассматриваемых курсов необходимо учитывать интерес и влияние общей социально-экономической ситуации в стране, которая сохранятся и даже усиливается ориентацией студенческой молодежи на сугубо прагматические ценности, все большую часть которой охватывает нигилизм и безразличие к духовным и общеобразовательным ценностям. Естественно, рассматриваемое положение, существенным образом отражается на системе ориентиров ценности образования и будущего профессионализма студентов. А, следовательно, и усвоение материала курса при реализации принципа преемственности, т.е. построения методики преподавания обозначенных выпускных дисциплин - таким образом, где бы важное место занимал принцип преемственности с целью усилении гуманистического и вариативного векторов направленности обучения и качественной подготовки будущего специалиста, его востребованности на рынке труда в обществе. Литература.
|
Рабочая программа По дисциплине «Теория и методика ивс» /баскетбол/... | Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» Цель и задачи курса – ознакомление студентов, обучающихся в магистратуре по специальности «Русская литература», с основными формами... | ||
Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практика по методике преподавания психологии проводится на специальности «психология» (дополнительная специальность на иесэн) для... | ||
Основного общего образования Прием обучающихся осуществляется с обязательным соблюдением принципа преемственности в освоении образовательных программ, предусмотренного... | Методика обучения решению задач на вычисление массы компонентов в смеси Формирование умений решать задачи является одним из компонентов обучения химии. Для успешного преподавания химии необходимо использование... | ||
Методика преподавания социологии Методика преподавания социологии Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009 | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения... Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном... | ||
Реферат Особенности информатизации обучения в современной школе Слушательница... Проблемы информатизации системы образования и основные направления развития | Методика преподавания иностранных языков Методика преподавания иностранных языков: рабочая программа / авт сост. Б. Л. Иванова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 25 с | ||
Пояснительная записка рабочая программа для студентов 5-го и 6-го... Рабочая программа для студентов 5-го и 6-го курсов педиатрического факультета составлена с учетом преемственности в обучении будущих... | Рабочая программа дисциплины ен. В. 02. 2 Криптография для специальностей... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202. 65 «Перевод и переводоведение» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания... Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Методика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества» | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика... |