Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения





Скачать 60.06 Kb.
НазваниеМоделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения
Дата публикации19.07.2013
Размер60.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
Григорьева Е.В., Ключко Е.,

МАОУ «СОШ № 9», г. Тобольск

Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения

Всем известны факторы, определяющие состояние здоровья человека и, как следствие, продолжительность жизни: 10% здравоохранение, 20% наследственность, 50% образ жизни, 20% окружающая среда, что подтверждает значимость здорового образа жизни. При этом в российской действительности мы наблюдаем низкую сформированность мотивации населения на образ жизни, сохраняющий и приумножающий здоровье. Где, когда и при каких условиях происходит формирование и развитие мотивации здоровьесберегающего поведения? Этот вопрос в настоящее время волнует все общественные институты, так или иначе соприкасающиеся с проблемой сохранения и укрепления здоровья населения.

Возможно, именно с низкой мотивацией здоровьесберегающего поведения взрослого населения связано неблагополучие в состоянии здоровья школьников на современном этапе, которое рассматривается как кризисное для Российской Федерации. Этот вывод сделан на основе результатов научных исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, а также Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук и озвучен на Всероссийском съезде школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение – здоровая Россия».

Более половины (53%) детей школьного возраста имеют ослабленное здоровье; 2/3 детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания; лишь 10% выпускников ОУ могут быть отнесены к категории здоровых - это только основные цифры, детализация которых еще более неутешительная.

Международная и Российская общественность констатировали, что школы способны вносить существенный вклад в сохранение и укрепление здоровья учащихся. Образовательная система признана идеальным каналом для присвоения ценностей культуры здоровья общества и формирования навыков здоровьесохраняющего поведения личности: через школу проходят практически все дети, притом обеспечена длительность воздействия образовательной среды на личность обучающегося в важнейшие периоды ее становления и развития.

С середины 90-х годов возникли предпосылки для разработки концепции Российской школы, содействующей охране и укреплению здоровья. В рамках концепции разработано достаточное количество теоретических и научно-практических моделей организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях, ведущими среди них являются:

• модель «Здоровьесберегающая школа», разработанная Институтом возрастной физиологии РАО (руководитель - д.б.н. М.М.Безруких),

• модель «Здоровьесберегающая педагогика» – автор к.м.н. Н.К.Смирнов,

• модель «Школа, содействующая здоровью» на основе обобщения международного опыта под руководством д.м.н. В.Н.Касаткина,

• модель «Педагогика оздоровления» и ряд других.

В образовательных учреждениях России за 15 лет накоплен опыт практической реализации региональных моделей здоровьесберегающей деятельности, вылившийся в осознание необходимости системного и комплексного подхода к решению проблемы «Здоровье и образование».

Образовательная система юга Тюменской области с середины 90-х годов достаточно активно включилась в процесс решения проблемы «Образование и здоровье» в рамках модернизации российского образования. Практически во всех школах разработаны и реализуются программы по охране и укреплению здоровья детей и подростков «Здоровье». Департаментом образования и науки Тюменской области для решения задач по организации мониторинга в сфере охраны и укрепления здоровья утверждена форма предоставления информации «Технологическая карта здоровья».

В г. Тобольске в целях создания комфортной здоровьесберегающей образовательной среды, отвечающей новым государственным образовательным стандартам и требованиям безопасности, формирования системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, разработана муниципальная межведомственная целевая программа «Здоровье» на 2011–2015 годы. Данная Программа – продолжение реализованной городской целевой Программы «Здоровье» на 2006 – 2010 годы. Реализация городской целевой программы «Здоровье» на 2006-2010 годы была направлена на достижение следующей цели: обеспечить качественное образование и устойчивую мотивацию здоровьесбережения в условиях сохранения, укрепления и воспитания здоровья школьников.

К настоящему времени не только уровень теоретического осмысления, но здоровьесберегающая практика школ позволяет с одной стороны, сформулировать базовую основу комплексной деятельности образовательного учреждения любого типа в сфере охраны и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. С другой стороны, позволяет признать, что снизилась активность школ, работающих в режиме функционирования по созданию и поддержанию здоровьесберегающей среды.

В целом можно заключить, что при достаточной активности образовательных учреждений отсутствует система организации деятельности участников образовательного процесса в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Актуальность обозначенной проблемы определяется тем, что реализация здоровьесберегающей деятельности является непременным условием подготовки образовательных учреждений юга Тюменской области к внедрению федеральных образовательных стандартов (ФГОС) II поколения.

Проанализировав деятельность МАОУ «СОШ № 9» по работе в области здоровьесбережения, мы попытались построить модель школы, реализующей здоровьесберегающее образование.

При моделировании мы опирались на теоретические идеи здоровьесберегающей педагогики Н.К.Смирнова, здоровьесберегающей школы М.М.Безруких и программы «Педагогика оздоровления». Предлагаемая модель здоровьесбережения  основана на принципах личностно-ориентированного обучения, она призвана внести такие изменения в школьную практику, которые затрагивают всю систему работы образовательной деятельности и ее инфраструктуры:  управление образовательным учреждением, учебную и воспитательную работу, коммуникативное пространство, а также предлагает построить    физкультурно-оздоровительную работу, используя современные подходы в этом направлении. Конкретным способом внедрения этой модели является предварительная проектировочная деятельность коллектива школы, в ходе  которой после подготовительного обучения через систему повышения квалификации и самостоятельную апробацию проектировочной практики   педагогическая команда реализует в своих педагогических действиях необходимые здоровьесберегающие условия, предусмотренные моделью в рамках конкретного образовательного учреждения. Особенностью модели является синтез реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, которые направлены на создание среды и физическое, социальное, нравственное, психическое здоровье ребенка соответственно.

Формирование здоровьесберегающей среды в школе реализуется через: введение здоровьесберегающего режима учебных занятий; деятельность обучающихся в соответствии с возрастными особенностями; ступенчатый режим повышения учебной нагрузки для первоклассников; построение уроков на основе здоровьесберегающих аспектов; использование здоровьесберегающих технологий обучения; преподавание уроков физической культуры как средства укрепления здоровья и повышения работоспособности обучающихся; проведение групповых и индивидуальных психологических консультаций для обучающихся; посещение обучающимися спортивных секций, спортивных школ, спортивных мероприятий; организацию перемен с музыкальным сопровождением и подвижными играми; проведение динамического часа и «Часа здоровья» в начальной школе; вводную гимнастику; школьное расписание в соответствии с нормами СанПиНа; валеологическую паспортизацию кабинетов; питание обучающихся: режим, горячее, холодное, рациональность; школьный фитобар; использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: лекции, семинары, конкурс на самый здоровый класс, дни здоровья, школьные олимпийские игры; использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, уголки здоровья в классных кабинетах; работу школьного бассейна; работу тренажерного зала; работу кабинета ЛФК.

Как показал анализ деятельности школы, организационные и методические решения, связанные с внедрением здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, являются достаточно эффективными для сохранения здоровья и личностного развития учащихся с учетом индивидуальных психических и физиологических особенностей. Здоровьесберегающая модель среды общеобразовательной школы наиболее полно отвечает личностно-оринтированному подходу к организации учебно- воспитательной работы. Разработанная модель здоровьесберегающего сопровождения образовательно-воспитательного процесса в школе способствует формированию физического и психическгого здоровья учащихся и педагогов и улучшению социального микроклимата в школе, взаимоотношению с родителями и формированию потребности на здоровье.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения icon«Формирование коммуникативно-компетентностной личности в условиях...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconПрограмма проведения регионального семинара: «Управленческое содействие...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconДоклад: «В поисках жанра: публичная отчетность образовательного учреждения...

Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная цель: воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных...
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная цель: воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных...
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconПравила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования Учебные вопросы
Основные причи­ны вынужденного автономного существования в при­родных условиях: чрезвычайные ситуации природного характера, экстремальные...
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconГ. Ростова-на-Дону
Деятельность гимназии по совершенствованию здоровьесберегающей образовательной среды
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconОпыт реализации социальных проектов в условиях сельской школы
Любому обществу нужны одаренные и творческие люди. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самостоятельно развивать...
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения icon«Школа здоровья» Сущность модели
Основой образовательного процесса в такой школе является здоровье воспитанников, которое рассматривается как цель, содержание и результат...
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения общеобразовательного...
Создать условия для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способность участников образовательного процесса...
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconПервые итоги регистрации российских политических партий в условиях...
...
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconКонцепция деятельности ресурсного центра «система здоровьесберегающей...
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую...
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconЗдоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
К моменту окончания школы количество здоровых детей уменьшается в 4-5 раз, вследствие чего до 45% выпускников имеют те или иные ограничения...
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconКомпьютерное моделирование и графика
Рабочая программа составлена доцентом О. В. Щербаковой на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconПеречень публикаций в периодических изданиях
Ловицкий Д. В. «Опыт создания здоровьесберегающей образовательной среды в лицее №623 имени И. П. Павлова». Научно-практический журнал...
Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения iconПояснительная записка. 1 Характеристика образовательного учреждения....
Моделирование образовательной деятельности школы с учетом социального заказа на образовательные услуги


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск