Скачать 0.81 Mb.
|
Программа подготовлена авторским коллективом в составе: В.П.Усенко, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ; В. М. Шишенков кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМ футбола и хоккея ДВГАФК, П.Б Кононенко, доцент кафедры ТиМ футбола и хоккея ДВГАФК О.З. Зиганшин, доцент кафедры ТиМ футбола и хоккея ДВГАФК А.В. Белозеров Хоккей с мячом: Примерная учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва Программа содержит обоснование структуры и содержания многолетней подготовки детей в ДЮСШ и СДЮШОР по хоккею с мячом на начальном, учебно-тренировочном этапах и этапе спортивного совершенствования. Детально рассмотрены вопросы программирования и комплексного контроля тренировочных и соревновательных нагрузок юных хоккеистов в зависимости от их возраста и уровня подготовленности, а также формата соревнований. Основой для написания программы по хоккею с мячом, явилась Типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу (М.А. Годик и др., 2011). Программа соответствует требованиям, предъявляемым к подготовке квалифицированного резерва, и предназначена для тренеров и специалистов ДЮСШ и СДЮШОР по хоккею с мячом, а также преподавателей и студентов физкультурных образовательных учреждений. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКA Программа многолетней подготовки детей и юношей в школах по хоккею с мячом (ДЮСШ, СДЮШОР.) разработанa на основе закономерностей и принципов спортивной тренировки, а также нормативно-правовых документов, определяющих порядок деятельности спортивных школ. В ней представлены основные разделы спортивной подготовки хоккеистов с мячом, изложенные на основе новейших данных в области теории спорта. В программе обоснованы следующие положения: - основываясь на динамике развития игры в последние десятилетия, можно полагать, что хоккей с мячом станет более скоростным и нацеленным на групповые тактические взаимодействия на ограниченном участке хоккейного поля. Увеличится число игровых эпизодов, в которых уменьшится время на принятие решений. - возрастет эффективность групповых действий в каждом игровом эпизоде и одновременно – эффективность индивидуальной игры. Станут намного более сложными действия игроков в начальной фазе атаки, так как повысится число попыток отобрать мяч именно в этой фазе. - скоростная техника будет основным фактором решения игровых задач, особенно задач завершения атаки ударом по воротам. Все это приведет к тому, что повысится значение скоростной техники и специальной физической подготовленности игроков, особенно таких специальных качеств, как быстрота реагирования и принятия решений в условиях дефицита времени, быстрота передвижения по полю, взрывная силa, координация движений. Развивать эти качества и способности нужно с детского и юношеского возраста. На начальных этапах многолетней подготовки на первый план выходит индивидуальное обучение технике игровых действий, развитие координационных способностей юных хоккеистов. Тренировочный процесс должен быть построен на основе этих закономерностей и принципов: - на начальном этапе подготовки мальчики и девочки должны заниматься в смешанных группах. Это связано с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но время возмужания у них длиннее, чем у девочек. Два этих фактора, накладываясь один на другой, обусловливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12–13 лет, то есть до начала пубертатного скачка. Кроме того, в этой программе учитывали: - взаимосвязь различных сторон учебно-тренировочного процесса, которая обеспечивает его системность и комплексность; - приоритет в освоении техники хоккея с мячом и в обучении умениям эффективно применять технические приемы в играх на всех этапах многолетней подготовки; - приоритетное использование поурочных программ, особенно в подготовке детей младшего возраста; - преемственность программных материалов по периодам годичных циклов, и в нужных случаях вариативность этих программ в зависимости от задач каждого этапа и периода, а также возрастных и индивидуальных особенностей юных хоккеистов. 2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ Содержание типовой программы многолетней подготовки юных хоккеистов основано на нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность спортивных школ: Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212,от 08.08.2003 г. № 470, от 01.02.2005 г. № 49), «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации», утвержденных 12.12.2006г. № СК-02-10/3685 и основополагающих принципах многолетней подготовки юных спортсменов. Они разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, СДЮСШ),детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва(СДЮШОР) независимо от их ведомственной принадлежности организационно-правовой формы, а тaк же других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность. Согласно этому документу, организация работы хоккейных школ проводится в соответствии со следующими положениями: 1. Спортивная школa по хоккею с мячом создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей. Спортивная школа, как правило, создается в виде образовательного учреждения дополнительного образования детей и в этом случае в части организации образовательного процесса должна руководствоваться законодательством в сфере образования и Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Спортивная школа по хоккею с мячом должна: - содействовать реализации государственной политики в области образования; - обеспечивать государственные гарантии прав граждан в области образования; - участвовать в аттестации педагогических работников школ хоккея с мячом - соблюдать нормы труда и нормативы его оплаты в образовательных учреждениях - содействовать охране здоровья обучающихся воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; - соблюдать государственные образовательные стандарты; - формировать бюджеты в части расходов на образование; - организовывать подготовку, переподготовку, повышение квалификации педагогических работников. 2. В соответствии со ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа, вида и уставом образовательного учреждения. 3. Спортивные школы как учреждения дополнительного образования детей руководствуются в своей работе «Типовым положением об учреждении дополнительного образования», утвержденного постановлением Правительства России № 233 от 7 марта1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с этим постановлением к компетенции хоккейной школы относятся следующие вопросы: - материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного (учебно-тренировочного) процесса, осуществляемое в соответствии с государственными и местными нормами в пределах собственных финансовых средств; - привлечение для этой цели дополнительных источников финансовых и материальных средств; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании этих средств; - подбор и расстановка кадров для спортивной школы, ответственность за их квалификацию; - использование в образовательном процессе передовых методик и технологий; - разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин; - разработка программы деятельности спортивной школы в соответствии с особенностями и традициями региона; - разработка годовых планов работы и утверждение их после согласования с органами местного самоуправления; - установление структуры управления деятельностью спортивной школы, штатного расписания и распределение должностных обязанностей; - установление заработной платы работникам спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования; - разработка и принятие устава спортивной школы, представление его для утверждения учредителем и другими вышестоящими органами; - разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы и иных локальных актов; - самостоятельное формирование контингента обучающихся в пределах квоты, оговоренных лицензией; - проведение контроля за динамикой подготовленности учащихся спортивной школы; - создание в спортивной школе необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения; - содействие деятельности тренерского совета и иных методических объединений; - координация деятельности в спортивной школе общественных организаций, в том числе физкультурно-спортивных; - осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной Уставом спортивной школы. 4. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивная школа является субъектом физкультурного движения и руководствуется законодательством в сфере физической культуры и спортa при решении следующих вопросов: - участие школы в реализации единых программ в области физической культуры и спорта, особенно это касается реализации комплексных целевых программ; - ежегодное рассмотрение эффективности выполнения программы подготовки юных хоккеистов с мячом и утверждение программы на следующий год; - организация спортивных соревнований и других мероприятий спортивно-оздоровительного характера; - участие в формировании сборных команд территорий и МРО, обеспечение подготовки резерва для юношеских сборных команд России; - осуществление физического воспитания детей; реализация установленных нормативов финансирования физической культуры и спорта (в том числе федеральных); - применение Единой всероссийской спортивной квалификации и присвоение спортивных разрядов и званий; - участие в составлении Единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; - исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений; - предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики(форма 5-ФК). 5. В процессе многолетней подготовки спортивного резерва хоккейные школы всех типов осуществляют решение следующих задач: – привлечь максимально возможное количество детей и подростков к занятиям хоккеем с мячом (как мальчиков, так и девочек); – обеспечить укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся; – стремиться сформировать высокий уровень тактико-технической и специальной физической подготовленности на каждом этапе многолетней подготовки; – готовить волевых игроков-личностей, преданных хоккею с мячом; – стремиться к тому, чтобы воспитанники школы играли в юношеских сборных командах России и в перспективе – в молодежной и национальной сборных командах. 6. В спортивной школе не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций. 7. Спортивная школа имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе в установленном порядке и с иностранными. 8. Спортивная школа осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и собственным Уставом. Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей), работников определяются Уставом спортивной школы и иными предусмотренными актами. 9. Педагогические работники имеют право на: участие в управлении спортивной школой; защиту своей профессиональной чести и достоинства; свободу выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений обучающихся; социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в регионе. Отношения работника учреждения и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации. 10. Спортивная школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: - невыполнение функций, определенных ее уставом; - реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами; - качество реализуемых образовательных программ; - соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей; - жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса; - нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения; - иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации. 11. Условиями для открытия спортивной школы является наличие: - необходимой материально-технической базы (собственной или арендуемой) по хоккею с мячом и организация на ней учебно-тренировочного процесса; - образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование), в том числе экспериментальных и авторских; - обеспеченности финансированием для содержания минимального количества учебных групп, предусмотренных настоящей Программой; - высококвалифицированного руководящего и тренерско-преподавательского составов, обеспечивающих реализацию образовательных программ; - региональной системы соревнований по хоккею с мячом, позволяющей юным спортсменам выполнять установленные нормативные требования; - административных помещений; - возможности организации оздоровительно-спортивного лагеря; - традиционности и популярности хоккея с мячом в регионе; - спортивных клубов (центров диагностики хоккейных талантов и спортивной подготовки) и нелюбительских хоккейных команд в регионе, в которых могли бы продолжить спортивную деятельность обучающиеся в спортивной школе. 12. Управление спортивной школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления спортивной школы являются совет спортивной школы, педагогический совет, общее собрание, попечительский совет, тренерский совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом спортивной школы. 13. Непосредственное управление спортивной школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом Уставом спортивной школы, и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Директор спортивной школ назначается органом управления физической культуры и спорта города (региона). Директор спортивной школы: - планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы учреждения; несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время учебного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности; - осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников; - утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним; распоряжается имуществом спортивной школы и обеспечивает рациональное использование финансовых средств; - представляет спортивную школу в государственных, муниципальных и общественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учредителем (учредителями). 14. Структурные подразделения спортивной школы создаются в виде отделений (отделов) по этапам подготовки или по видам хоккея с мячом. 15. Количество учебных групп в отделении, а также количество специалистов, привлекаемых спортивной школой для работы с обучающимися, определяется спортивной школой, исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов. 16. Организационно-правовая форма спортивной школы определяется статусом учредителя (учредителей). 17. Отношения между учредителем (учредителями) и спортивной школой определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. 18. Права юридического лица спортивной школы в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента ее регистрации. 19. Спортивная школа как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. 20. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей лицензии(разрешения). 21. Спортивная школа может иметь филиалы, отделения, структурные подразделения, которые по ее доверенности могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных учреждениях. Филиалы и отделения спортивной школы проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию в порядке, установленном для спортивной школы. 22. Спортивная школа в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать учебные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные учебные объединения создаются в целях развития и совершенствования спортивной работы и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных объединений регулируется законодательством Российской Федерации. Спортивная школа по договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями, организациями может проводить профессиональную подготовку детей, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. 23. Спортивная школа может быть реорганизована в иное спортивное учреждение по решению учредителя (учредителей), если это не влечет за собой нарушение обязательств спортивной школы или если учредитель (учредители) принимает эти обязательства на себя. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) спортивной школы ее устав и лицензия утрачивают силу. 24. Ликвидация спортивной школы может быть осуществлена в установленном Законом Российской Федерации «Об образовании» порядке. 3. МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКАЮНЫХ ХОККЕИСТОВ Многолетняя подготовка начинается в шестилетнем возрасте и продолжается, как минимум, до 18 лет. В с соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ Минспорттуризм утвердил общие требования к содержанию этапов многолетней подготовки спортсменов (приказ от 03.04.2009 г. № 157). Этот срок распадается на пять этапов, в каждом из которых организация и содержание учебно-методической работы имеют свои особенности (табл. 1). 3.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ Спортивно-оздоровительный этап. К занятиям на этом этапе допускаются дети младшего возраста, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. Основной на этом этапе является физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств, знакомство с базовой техникой не только хоккея с мячом, но и других спортивных и подвижных игр. Занятия должны строиться так, чтобы дети получали удовольствие от двигательной активности. Хоккейные тренеры России, работающие с детьми, должны знать, что в странах с высоко развитым хоккеем с мячом (Швеция, Финляндия в первую очередь) интерес к двигательной активности формируется с самого раннего возраста и возрастные рамки спортивно-оздоровительного этапа лежат в пределах 4–6 лет. Таблица 1 |
Основная образовательная программа подготовлена авторским коллективом... ... | Основная образовательная программа подготовлена авторским коллективом... ... | ||
Рабочая программа по биологии «Человек и его здоровье», разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой | Тест №1 Простейшие Планирование составлено на основе – программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Технология», авторским коллективом в составе: Хохлова М. В., Самородский П. С., Синица Н. В., Симоненко В. Д.,«Вентана-Граф», 2007... | Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство» Умкд составлен авторским коллективом в составе: к э н., доцента Т. А. Рудзитис, к и н., доцента О. Ю. Лютых, к п н., доцента Т. П.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы по биологии 8-го класса «Человек и его здоровье» 2005г., разработанной... | Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для 6 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В.... | ||
Основная образовательная программа подготовлена авторским коллективом... ... | Министерство образования и науки республики бурятия комитет по образованию... Планирование составлено на основе – программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе... | ||
Учебно-тематическое планирование по биологии Класс 7 Учитель Чебакова... Планирование составлено на основе – программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе... | Пояснительная записка рабочая программа по геграфии для 10 класса... Министерства общего и профессионального образования рф, составленной авторским коллективом мпгу (под редакцией В. П. Максаковского)и... | ||
Учебных предметов Методические рекомендации разработаны авторским коллективом Мордовского республиканского института образования | Иванов А. А. Захарова Т. И Рекомендации разработаны авторским коллективом сотрудников фгу «фцтрб-вниви» и Главного управления ветеринарии км рт | ||
Космынина Александра Рекомендации разработаны авторским коллективом сотрудников фгу «фцтрб-вниви» и Главного управления ветеринарии км рт | Подолинский сергей андреевич Рекомендации разработаны авторским коллективом сотрудников фгу «фцтрб-вниви» и Главного управления ветеринарии км рт |