Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Учебная программа дисциплиныпо специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», специализация «Спортивно-оздоровительный сервис» Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК 75.4(2)9
Учебная программа по дисциплине «Организация спортивно-зре- лищных мероприятий» определяет содержание, объем, порядок изуче- ния и преподавания одной из дисциплин по специальности (100103.65).
Предназначена студентам специальности «Социально-культурный сервис и туризм», специализация «Спортивно-оздоровительный сервис».
Составитель: Т.Г. Селецкая, ст. преподаватель, кафедра физкультур- но-оздоровительной и спортивной культуры, А.Н.Яковлев, канд.пед.наук, доцент, кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса
Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса Протокол № 9 от 14. 05.2014.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией института сервиса, моды и дизайна ВГУЭС Протокол № 8 от 27.05.2014
© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной дисциплины заключается в том что, зрелищ- ные спортивные представления относительно молодой жанр искусства, который окончательно сложился в конце 70-х – начале 80-х годов. Клю- чевую роль в его становлении сыграли регулярно проводимые в нашей стране Физкультурные парады и Спартакиады народов СССР (церемо- нии открытия и закрытия). Особый взлет популярности этого жанра произошел после проведения в Москве Игр XXII Олимпиады (1980 г.) и XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1985 г.).
Причиной введения дисциплины является то, что массовые спор- тивно-художественные представления и праздники на стадионе имеют одну важную особенность: все, что видит зритель, всегда постановочно, т.е. исполняется впервые. В этом жанре не принято повторяться. Поэто- му режиссерам-постановщикам приходится каждый раз придумывать что-то новое, оригинальное, способное в очередной раз поразить зрите- лей.
Дисциплина предназначена для ознакомления студентов с теорией подготовки и проведения массовых зрелищных спортивных мероприя- тий.
В ходе изучения данной дисциплины студенты изучат правила про- ведения спортивных мероприятий, познакомятся с основами режиссу- ры, научатся составлять необходимую документацию, узнают, какие меры техники безопасности должны применяться на спортивных массо- вых мероприятиях и самостоятельно подготовят и проведут спортивное мероприятие для детей с большим количеством участников и зрителей.
Дисциплина «Организация спортивно-зрелищных мероприятий» является частью подготовки специалистов по спортивно-оздоровитель- ному сервису и разработана на основе учебного плана и компетентност- ной модели выпускника специальности 100103.65 «Социально-культур- ный сервис и туризм» специализации «Спортивно-оздоровительный сервис»/
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цель и задачи Целью настоящей дисциплины является подготовка будущих спе- циалистов по спортивно-оздоровительному сервису, будущих тренеров, фитнес-инструкторов, преподавателей физической культуры и т.п.
Данная дисциплина изучает порядок подготовки сценария, органи- зацию, режиссуру, проведение зрелищного спортивного мероприятия, а так же положение о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, эвакуации участников и зрителей.
Задачи изучения дисциплины «Организация спортивно-зрелищных мероприятий» – ознакомление с основами данной деятельности, форми- рование умений и навыков, для осуществления их в своей будущей профессии.
Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины Дисциплина направлена на формирование следующих навыков: разработка концепции зрелищного спортивного мероприятия, разработ- ка сценария, программы, положения, протокола и организационных во- просов.
Теоретические и практические знания, полученные на занятиях, помогут сформировать профессиональный взгляд на деятельность орга- низатора спортивных массовых мероприятий.
Основные виды занятий и особенности их проведения Программа дисциплины «Организация спортивно-зрелищных ме- роприятий» предусматривает чтение лекций – 32 часа, посещение прак- тических занятий – 16 часов, самостоятельная работа. Освоение про- граммы предполагает помимо посещения лекций и практических заня- тий, выполнение контрольных заданий.
Виды контроля и отчетности по дисциплине В течение семестра проводится текущая аттестация – регулярная проверка уровня знаний студентов и степени усвоения учебного мате- риала (результаты выступлений на практических занятиях, тестирова- ние по отдельным темам).
Промежуточная аттестация, экзамен (тестирование).
Итоговая оценка формируется на основании результатов текущей и итоговой аттестаций.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы лекционных занятий Тема 1. Ознакомление с курсом «Организация спортивно-зрелищ- ных мероприятий», изучение основной терминологии.
Тема 2. Принципы проведения массовых мероприятий. Положение о соревновании, заявка, протокол.
Тема 3. Правила проведения массового зрелищного спортивного мероприятия. Положение о мерах по обеспечению общественного по- рядка и безопасности, а так же эвакуации участников и зрителей.
Тема 4. Массовые спортивно-художественные представления как жанр зрелищного искусства. Развитие жанра и становление спортивной режиссуры в России.
Тема 5. Постановка спортивно-зрелищного мероприятия. Компо- зиционно-постановочный план, творчество.
Тема 6. Возникновение спорта, спорт и массовая культура, рост популярности спорта.
Тема 7. Функции соревнований. Специфическая и неспецифиче- ские функции соревнований.
Тема 8. Проведение соревнований по спортивным играм. Кален- дарь соревнований, иерархическое построение соревнований.
Тема 9. Проведение соревнований по неигровым видам спорта.
Субъективные и объективные показатели.
Тема 10. Классификация соревнований, видов спорта, перечень не- обходимых условий, проведения соревнований.
Тема 11. Олимпийские игры, как самый массовый зрелищный вид спортивных соревнований.
Тема 12. Факторы и показатели экономического эффекта от прове- дения крупнейших международных соревнований
Темы практических занятий
Тема 1. Составление положения о проведении соревнования.
* * *
Тема 2. Составление заявки на участие в соревновании.
* * *
Тема 3. Написание протокола соревнования. Сетка для учета резуль- татов встреч круговым способом, схема для встреч с выбыванием.
* * *
Тема 4. Разработка концепции и составление сценария массового спортивного мероприятия.
тия.
* * *
Тема 5. Подготовка и проведение массового спортивного мероприя-
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Особенность изучения дисциплины состоит в практической на- правленности необходимой, чтобы освоение студентами теории допол- нялось приобретением личностных и профессиональных компетенций, связанных с будущей профессией.
Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине В ходе самостоятельной работы студенты выполняют рефераты по одной из данных тем (на выбор)
Примерная тематика рефератов Олимпийские игры в Москве. Какие приемы применили для соз- дания непревзойденного на тот момент зрелища.
«Узоры» на стадионе, создание композиций с использованием массовых упражнений.
Чемпионат России по футболу. Организация, меры безопасности для зрителей и участников.
Чемпионат России по баскетболу, как зрелищное мероприятие.
Пути привлечения зрителей на спортивные соревнования.
Спортивные соревнования как метод подготовки спортсменов.
Экономическая эффективность от проведения крупных спортив- ных соревнований.
Планирование спортивного мероприятия, смета, положение, под- готовка.
План – календарь соревнований.
Проведение соревнований по неигровым видам спорта.
Культурная программа во время проведения Олимпийских игр.
Правила соревнований.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа студентов направлена на изучение и ана- лиз литературных данных, обобщение практического опыта специали- стов по организации спортивных соревнований.
Задания для самостоятельной работы по каждой теме разрабатыва- ются и распределяются на лекциях.
Задания для самостоятельной работы: Изучение и анализ литературных данных и опыта работы спе- циалистов по организации спортивно-зрелищных мероприятий.
Обработка фактического материала.
Поиск других источников для приобретения боле современного материала с помощью современных информационных технологий.
Подготовка научно-методических докладов.
Участие в научно-практической конференции.
Участие в научно-исследовательской работе.
Выполнение письменных работ.
Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины
Понятия: «спорт», «физическая культура», «соревнования».
Что входит в понятие «спортивное соревнование».
Массовость физической культуры.
Массовый спорт.
Организатор спортивного мероприятия.
Правила соревнований.
Положение о соревнованиях.
Заявка на участие в соревнованиях.
Протокол соревнований.
Общие положения проведении спортивно-массовых мероприя- тий. Меры по обеспечению безопасности участников и зрителей.
Организация подготовки и проведения зрелищного спортивного мероприятия.
Обязанности администрации спортивного сооружения при про- ведении на их базе спортивно-зрелищных мероприятий.
Обязанности органов внутренних дел, обеспечение порядка во время проведения спортивных мероприятий с большим количеством зрителей.
Основная документация, регламентирующая порядок проведе- ния спортивно-зрелищного мероприятия.
Возникновение спорта, основные гипотезы.
Формирование сферы спорта.
Спорт и массовая культура.
Развитие спорта.
Функции соревнований.
Направления спортивного движения.
Календарь соревнований. Иерархическое построение соревнова- ний.
Способы проведения соревнований по спортивным играм.
Построение сетки для учета результатов при круговом способе и способе с выбыванием.
Проведение соревнований по неигровым видам спорта.
Классификация видов спорта.
Перечень необходимых мер по организации спортивно-зрелищ- ного мероприятия.
Олимпийские игры как самое массовое зрелищное мероприятие.
Олимпийские объекты.
Экономика спортивно-зрелищных мероприятий.
Экономическая эффективность от проведения спортивного меро- приятия с большим количеством зрителей.
Планирование спортивно мероприятия. Смета.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления (основы режиссуры, технологии, организации и методики) /Б.Н.Петров. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 376 с., с ил.
Напринков А.А. Организация и проведение спортивных соревнований: метод. пособие / А.А. Напринков, Т.Н. Гладких, Коновалова. – СПб.: СПГУТД, 2007. – 60 с.
Основы теории спортивных соревнований / А.А. Красников. – М.: Физическая культура, 2005, – 160 с.
Гузов Н.М. Узоры на стадионе /Н.М.Гузов. – М.: Физкультура и спорт. 1997. – 128 с.
Дополнительная литература
Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001, – 480 с.
Олимпийский учебник студента / В.С. Родниченко и др.; Олимпий- ский комитет России. – М.: Советский спорт, 2003, – 128 с.
Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Изда- тельский центр «Академия», 2002, – 480 с.
Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Ю.Д. Же- лезняк. – М.: Издательский цент «Академия», 2002. – 520 с.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Гандикап – преимущество в условиях при состязаниях, предостав- ляемое более слабому сопернику с целью уровнять шансы на успех.
Декатлон – соревновательная программа, включающая 10 спор- тивных танцев (5 стандартных и 5 латиноамериканских).
Заявка – документ, подающийся в оргкомитет или судейскую кол- легию соревнований, содержащий список участников с указанием воз- раста, пола, спортивной квалификации.
Календарь соревнований – документ, в котором перечислены все соревнования на определенный период.
Мемориал – спортивные соревнования, посвященные памяти вы- дающихся спортсменов, тренеров, а также лиц, внесших большой вклад в развитие спорта.
Олимпизм – общественное явление, связанное с участием в олим- пийском движении и поддержке его.
Омниум – комплекс велосипедных гонок на треке.
Офсайд – термин в футболе, определяющий положение вне игры.
Протокол соревнований – итоговый протокол в котором опреде- лены места, занятые участниками и зафиксированы их спортивные ре- зультаты.
Рейтинг – индивидуальный или групповой числовой показатель оценки спортивных достижений для составления квалификационных списков сильнейших спортсменов или команд в конкретном виде спор- та.
Секретариат – орган главной судейской коллегии, занимающийся подготовкой документации для соревнований, ее обработкой и анали- зом для определения победителей и призеров, выпуском итоговых про- токолов.
Сквош – спортивная игра с ракеткой и мячом в зале.
Универсиада – комплексные студенческие спортивные соревнова-
ния.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 4
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 7
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ 11
|