Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие





Скачать 110.91 Kb.
НазваниеМедведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие
Дата публикации12.03.2015
Размер110.91 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Спорт > Учебное пособие
Авторская идея в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс – метод»

Описание занятия по предмету «устройство автомобиля».

Автор: Иван Александрович Кипко, преподаватель технических дисциплин, ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» г. Салехард, 2013 г.

Курс: 1 курс специальность «Автомеханик»

Время занятия: 2 часа (100 минут)

Вид кейса: научно – исследовательский

Тип кейса: эвристический

Урок проведен в рамках одного из четырех типов подходов организации образовательной деятельности разработанного Гарвардской школой: эвристический кейс. Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры.
Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с устройством тормозной системы КАМАЗ, с устройством задней подвески и колеса.

  2. Научить работать с документацией.

  3. Знакомство учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Кейс - метод»


Сценарий занятия:

Проблемное задание: На 86-ом километре трассы М5 Москва-Волгоград произошла авария с участием автомобиля КАМАЗ, погибло три человека. Ученикам предлагается кейс содержащий следующие материалы:

Содержание кейса:


  1. Статьи для ознакомления:

Протокол с места аварии с подробным описанием происшествия; также кейс содержит статьи из приведенных ниже книг, касающиеся устройства автомобиля КАМАЗ; статистические данные об аварийности автомобиля КАМАЗ; протокол о техническом обслуживании ТС с отметкой о последнем прохождении ТО; статьи о диагностики различных систем автомобиля.

  1. Проблемное задание:

Основная задача

Проблемный вопрос 1

Этапы работы над проблемным вопросом

  1. Список литературы:

  • Барун В.Н., Азаматов Р.А. Техническое обслуживание и ремонт Автомобилей КамАЗ. – 2-е изд. перераб и допол. – М.: Транспорт, 1987.

  • Карагодин В.И., Карагодин Д.В. Автомобили КамАЗ: устройство, техническое обслуживание и ремонт. - М.: Транспорт, 2001. - 342 с.

  • Медведков В.И., Билык С.Т. Автомобили КамАЗ – 5320: Учебное пособие. – М.: Издательство ДОСААФ, 1999.



Проблемное задание:

  • Из-за чего произошло заклинивание колеса?


Этапы работы над проблемным вопросом:

  1. Из-за чего может занести автомобиль на дороге?

  2. Как часто надо проходить ТО?

  3. Как диагностируются неисправности автомобиля?

  4. Как происходит движение автомобиля?

  5. Из чего состоит тормозная система КАМАЗа?

  6. Как диагностируется тормозная система КАМАЗа?

  7. Подвеска КАМАЗа и её компоненты?

  8. Что отвечает за движение колеса?

  9. Как впрессовывается подшипник из ступицы колеса?

Как организована работа с кейсом по выработке решений для поставленного практико-ориентированного задания:

Данный сценарий урока в режиме кейс – метод предусматривает четыре этапа.

На первом этапе ученикам предоставляется кейс в начале первого урока. На его изучение, ознакомление с текстом кейса и предварительный анализ отводится 45 минут до его обсуждения и реализуется как самостоятельная работа.

На втором этапе изучив материалы кейса, учащиеся конкретизируют проблему из-за чего произошло заклинивание колеса: А-заклинивание колеса произошло из-за поломки ступичного подшипника, Б- заклинивание колеса произошло из-за поломки тормозной системы. На третьем этапе учащиеся самостоятельно делятся на три творческие группы: группа экспертов, группа считающая что авария произошла из-за заклинивания ступичного подшипника (далее группа А), группа считающая что авария произошла из-за поломки тормозной системы (далее группа Б), далее группа А и Б озвучивают вариант проблемы с собственным обоснованным решением, работает группа экспертов, которая занимается подведением итогов, подсчетом баллов и определением победителей. Творческим группам предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли генераторов идей, затем – в роли экспертов. Все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения. На четвертом этапе происходит смена ролевых позиций, ребята из групп А и Б объединяются в группу экспертов. Ребята которые попробовали себя в роли экспертов теперь делятся на группу А и Б.

Предлагаемый сценарий предполагает работу в течение 100 минут учебного времени (2 урока):

I этап

  • 5 минут – организационные моменты; учитель напоминает о методе, о значении каждой творческой группы;

  • 40 минут - учащиеся знакомятся с материалами кейса;

II этап

  • 5 минут – группы готовятся к выступлению, обобщают информацию, структурируют ее, конкретизируют проблему;

  • 1 минуты – делятся на группы;

III этап

  • 7 минут – выступление группы А;

  • 7 минут – выступление группы Б;

  • 2 минут- работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;

  • 2 минуты - выступление экспертов (работа каждой группы оценивается экспертами по количеству набранных баллов; оценка обосновывается).

IV этап

  • 1 минута-смена ролевых позиций.

  • 7 минут-выступление группы А

  • 7 минут-выступление группы Б

  • 2 минут- работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;

  • 2 минуты - выступление экспертов (работа каждой группы оценивается экспертами по количеству набранных баллов; оценка обосновывается).

  • 4 минуты – завершение урока.

Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной технологии педагога.

Все свои эмоции участники урока могут выплеснуть только в перерывах между раундами. Если кто-нибудь из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко. Такой способ позволяет структурировать обсуждение и при обсуждении итогов, еще раз обратить внимание обучающихся:

  • на необходимость уважительного отношения к выступающим однокурсникам;

  • на необходимость внимательного прослушивания того, что презентуется, во избежание ошибок и неточностей.

  • на необходимость соблюдения протокола.


Оценивание презентуемых решений:

Каждая группа во время дискуссии зарабатывает по одному баллу за приведенные в свою пользу доводы и по половине балла за довод указывающий на минус идеи другой группы. Существуют штрафные санкции, когда у группы забирается один балл за каждое некорректное высказывание в сторону другой группы.

Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:





Количество приведенных минусов

Количество приведенных плюсов

Штрафы

Итоговое количество баллов

Группа А













Группа Б














Группа экспертов суммирует баллы и определяет ту группу, которая наиболее эффективно отработала, решая предложенную задачу. Группа экспертов ведет обсуждение предложенных творческими группами доводов и доказательств. Преподаватель подводит итоги.

В режиме Эвристического подхода преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся после изучения содержания кейса конкретизируют проблему.

Проблемное задание:

  • Из-за чего произошло заклинивание колеса?


Все учащиеся обсуждая на первом урок проблемное задание исходя из содержания кейса выдвинули два предположения из-за чего произошло заклинивания колеса:

  • Заклинивание колеса произошло из-за поломки ступичного подшипника

  • Заклинивание колеса произошло из-за поломки тормозной системы

Далее учитель предлагает учащимся разделиться на три равных группы:

  • Группа-А считающая что заклинивание произошло из-за поломки ступичного подшипника.

  • Группа-Б считающая что заклинивание произошло из-за поломки тормозной системы

  • Группа экспертов которая будет следить за дискуссией, анализировать выступление и подсчитывать количество баллов

Если учащиеся не могут разделиться на группы самостоятельно, учитель выстраивает ребят в шеренгу и просит рассчитаться на 1-2-3.

Каждая подгруппа выполняет свою ролевую позицию: задача группы-А привести все возможные доводы доказывающие, что заклинивание колеса произошло из-за поломки ступичного подшипника; задача группы-Б привести все возможные доводы доказывающие, что заклинивание колеса произошло из-за поломки тормозной системы; задача экспертов максимально объективно проанализировать и оценить выступление групп.

Ход занятия:

Вступительное слово преподавателя. В нашем колледже вы приобретаете профессию «Автомеханик» и на сегодняшнем уроке я предлагаю вам познакомиться с устройством автомобиля КАМАЗ, проведем урок не обычным для нас способом. И так, давайте поиграем: рассмотрим дорожно-транспортное происшествие: на 86-ом километре трассы М5 Москва-Волгоград произошла авария с участием автомобиля КАМАЗ, погибло три человека. Теперь в течении 40 минут вы должны прочитать все документы кейса. В начале следующего урока я хочу услышать на какие мысли натолкнул вас мой рассказ о ДТП, материалы кейса и как вы все это связано с вашей будущей профессией. Если учащиеся затрудняются определить проблему, то учитель конкретизирует проблемное задание сам.

Учащиеся изучают содержание кейса.

Обучающиеся делятся на три творческие группы: группа А, группа Б, группа экспертов.

Изучив предложенные материалы кейса обучающиеся опираясь на них начинают дискуссию.
Тезисы группы А:

  • Изучив протокол с места происшествия мы пришли к такому выводу: авария произошла из-за блокировки заднего левого колеса.

  • Группа Б не учла свидетельские показаний водителя жаловавшегося на странный шум из под колес, принимая во внимание жалобы водителя мы сделали первоначальные выводы, что авария произошла из-за поломки ступичного подшипника который привел к блокировки колеса.

  • Зная статистику аварийности автомобиля КАМАЗ, и зная устройство ТС мы сделали окончательно убедились, в правильности определения причин аварии.

  • Для уменьшения подобных аварий предлагаем водителям КАМАЗа, во время проводить текущие технические обслуживания, не пускать на самотек подозрительные шумы издаваемые автомобилем и своевременно проводить ремонт транспортного средства.


Тезисы группы Б:

  • Изучив протокол с места происшествия мы пришли к такому выводу: авария произошла из-за блокировки заднего левого колеса.

  • Прочитав протокол с места аварии мы узнали, что водитель КАМАЗа не проходил Техническое Обслуживание более 10-и лет. Из собственного опыта полученного при прохождении практики на предприятии занимающимися грузоперевозками мы делаем вывод, что скорее всего авария произошла из-за сильного износа тормозных шлангов которые лопнули из-за сильного давления тормозной жидкости, мы знаем о том что водитель менял на левом заднем колись тормозной шланг который не лопнул, в следствии чего заблокировалось только левое заднее колесо.

  • Изучив все материалы кейса, досконально проработав все пути решения проблемы, наша группа предположила дальнейшую судьбу автомобиля: отогнав автомобиль с помощью другого грузового автомобиля на жесткой сцепке до ближайшего ремонтного пункта, разгрузив автомобиль, ремонтные рабочие заменили тормозные шланги и избавили тормозные магистрали от воздуха.


Тезисы экспертной группы:

  • Внимательно послушав выступления группы А и группы Б мы пришли к выводу:

  1. группа А изучила материал и четко обозначила причину аварии, привила массу доводов и предложила меры профилактики подобных аварий. Экспертная комиссия заметила, что члены группы А не внимательно прочли материалы касающиеся последнего прохождения технического осмотра автомобиля.

  2. группа Б изучила материалы и четко обозначила причину аварии, привила массу доводов и предложила решение устранения неполадок, но не учли показания водителя.

  • Группа А и группа Б получили равное количество баллов, но учитывая некорректное поведение группы А с нее снимается 1 балл, в следствии чего победила группа Б.

Смена ролевых позиций:

Предлагаю ребятам попробовать себя в других ролях. Ребята из групп А и Б объединяются в группу экспертов. Ребята которые попробовали себя в роли экспертов теперь делятся на группу А и Б. Если учащиеся испытывают затруднение в разделении, преподаватель сам определяет кто из ребят войдет в состав группы А, кто будет в составе группы Б.

Руководя дискуссией, преподаватель добивается участия в дискуссии каждого студента, выслушивает аргументы за и против и объяснения к ним, контролирует процесс и направление дискуссии.

Эффективность, учебной стратегии обсуждения достигается четким регламентом во времени, структурированностью и обязательным контролем. Преподаватель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать её ход, ставя те вопросы и акцентируя те моменты, на рассмотрение которых он хотел бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.

После того, как все три группы высказали свое мнение, привели доводы, выбрали варианты и обосновали их, учитель выслушав все мнения, подводит итоги.

Учитель подводит итоги, показывая ошибки рассуждений или невнимательность при работе с кейсом и удачные подходы при работе с кейсом.
Литература:

  • Барун В.Н., Азаматов Р.А. Техническое обслуживание и ремонт Автомобилей КамАЗ. – 2-е изд. перераб и допол. – М.: Транспорт, 1987.

  • Карагодин В.И., Карагодин Д.В. Автомобили КамАЗ: устройство, техническое обслуживание и ремонт. - М.: Транспорт, 2001. - 342 с.

  • Медведков В.И., Билык С.Т. Автомобили КамАЗ – 5320: Учебное пособие. – М.: Издательство ДОСААФ, 1999.

  • Лазарев Ф.Д.,и др. Технологические карты текущего ремонта агрегатов автомобилей КамАЗ _ М.: министерство автомобильного транспорта РСФСР центравтотех минавтосельхозмаш СССР,1992.-236с.


Ссылки на интернет-источники:

  1. www.planeta.tspu.ru

  2. http://www.casemethod.ru/

  3. http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconТехническое описание
На автомобилях Камаз-53212 и -54112 может быть установлен четырёхтактный восьмицилиндровый v-образный дизельный двигатель Камаз-7403....
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconУчебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс....

Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconУчебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста»
Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconРекомендации по выполнению и защите. Учебное пособие
Настоящее учебное пособие обсуждено и одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии 17 мая 2001 года
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconУчебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр", преподавателей, аспирантов
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconУчебное пособие Печатается по решению Учебно-методической комиссии...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дополнительные разделы сейсморазведки
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconУчебное пособие «Гражданско-правовое положение несовершеннолетних»
Учебное пособие предназначено для магистрантов юридического факультета. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация...
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconУчебное пособие Челябинск
Философия техники: учебное пособие / И. В. Вишев, Е. В. Гредновская, Л. М. Григорьева, А. А. Дыдров. – Челябинск: Издательский центр,...
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconУчебное пособие м осква  2005 ббк 87. 817 Б 20
Занимательная философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconУчебное пособие Бийск
История мировой культуры [Текст]: учебное пособие / Н. В. Виницкая; фгбоу впо «агао». Издание 2-е: переработанное и дополненное....
Медведков В. И., Билык С. Т. Автомобили Камаз 5320: Учебное пособие iconУчебное пособие по дисциплине «Теория государства и права»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по очной, заочной формам, в том числе с использованием дистанционных технологий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск