Учебное пособие Челябинск





НазваниеУчебное пособие Челябинск
страница1/26
Дата публикации30.06.2015
Размер3.93 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра философии и социологии


Ю25.я7

Ф561

Вишев И.В., Гредновская Е.В., Григорьева Л.М., Дыдров А.А.
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Учебное пособие

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

2014

УДК [62:1] (075.8)

ББК [Ю251.1:62].я7

Ф561
Одобрено

учебно-методической комиссией

исторического факультета
Рецензенты:

проф. Н.Г. Апухтина, проф. В.В. Баркова
Авторский коллектив:

Вишев И.В. (часть 1, раздел 1, темы 1-4),

Гредновская Е.В. (часть 2, раздел 4, темы 9-12),

Григорьева Л.М. (часть 1, раздел 2, темы 5-8),

Дыдров А.А. (часть 2, раздел 3, темы 14-16)




Ф561


Философия техники: учебное пособие / И.В. Вишев, Е.В. Гредновская, Л.М. Григорьева, А.А. Дыдров. – Челябинск: Издательский центр, 2014. – 251 с.
Учебное пособие включает себя краткий курс лекций, хрестоматию, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля, тесты. В лекционном курсе рассмотрены общие проблемы философии науки, специфика философии техники как отраслевой области знания. В хрестоматийном разделе представлены особенности основных направлений философии техники. Практикум пособия содержит материал для семинарской и самостоятельной работы студентов.

Предназначено для магистров и аспирантов очной и заочной форм обучения.




УДК [62:1] (075.8)

ББК [Ю251.1:62].я7





ISBN 978-5-696-04647-1 © Издательский центр ЮУрГУ, 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ:


ТЕХНИКА КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Техника как предмет философского рассмотрения



В настоящее время наиболее всесторонне и основательно техника изучается в дисциплине, получившей название «философия техники»1. И к настоящему времени оформились две точки зрения на сущность «философии техники». Согласно первой, если и можно считать эту область знания философией, то нетрадиционной, современной, о чем свидетельствуют отсутствие единой философской системы, наличие, помимо философской, различных форм рефлексии техники (например, исторической, аксиологической, методологической, проектной), а также наличие прикладных исследований и разработок по философии техники. Следовательно, философский характер размышлениям по поводу техники придают такие интенции мышления, которые обусловливают уяснения идеи и сущность этого феномена, понимание его места в культуре и социальном универсуме, исторический подход к его изучению.

Другая точка зрения свидетельствует о том, что философия техники – это не философия, а скорее междисциплинарная область знания, представляющая собой вообще широкую рефлексию над техникой. И этот взгляд обосновывают следующим образом: во-первых, философия техники содержит разные формы рефлексии этого феномена и поэтому ее язык далеко отклоняется от классических философских традиций; во-вторых, это связано с характером задач, которые решает философия техники. Реконструкция их решения в методологии показывает, что философия техники ориентирована на две основные задачи.

Первая задача – осмысление техники, уяснение ее природы и сущности – было вызвано кризисом не столько техники, сколько всей современной «техногенной цивилизации». Вторая задача имеет скорее методологическую природу: этот поиск в философии путей разрешения кризиса  техники,  и прежде всего, новых идей, знаний и проектов в интеллектуальной сфере. Например, многие философы связывают с техникой и техническим развитием кризис нашей культуры и цивилизации. Так, М. Хайдеггер, основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу (превратила в «постав», в функциональный элемент техники) и природу самого человека. О том же говорит и К. Ясперс, утверждая, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может освободиться от власти созданной им техники.

Таким образом, если философия техники решает указанные здесь две центральные задачи (осмысление природы и сущности техники, а также поиск путей и способов выхода из кризиса, порожденного техникой и техногенной цивилизацией), то ее статус – это скорее не философия, а частная методология, а также междисциплинарные исследования и разработки.

Впрочем, ряд современных философов, например, В. Швырев, А. Огурцов, утверждают, что, помимо традиционных проблем, современная неклассическая философия занимается решением именно методологических проблем, и прикладных задач, весьма напоминающих те, которые обсуждаются в философии техники. В этом последнем случае, действительно, философия техники является полноценной неклассической философской дисциплиной.

Вопрос о статусе и природе философии техники связан с еще одной проблемой: включать ли в философию техники прикладные задачи и проблемы? Фактически это уже происходит, так как к философии техники сегодня относят такие проблемы, как определение основ научно-технической политики, разработка методологии научно-технических и гуманитарно-технических экспертиз, методология научно-технического прогнозирования и др. Однако на заре формирования этой дисциплины, в конце XIX – начале XX столетия, в философию техники еще не включались подобные прикладные проблемы.

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил «философии техники». В начале века, благодаря также усилиям П.К. Энгельмейера, философия техники весьма успешно развивалась и в России. П.К. Энгельмейер, например, выступил с тремя докладами по философии техники и теории творчества на IV Международном философском конгрессе в Болонье в 1911 г.

Впоследствии стало очевидно, что такая область, как философия техники дает более широкий, гуманитарный, «человекомерный» взгляд на технику. Однако и стало понятно, что появление, и развитие самой философии техники (в частности, философии техники П.К. Энгельмейера) было бы невозможно без гуманитарного движения в среде самих инженеров. К сожалению, поздняя в сравнении с инженерными и техническими обществами, эта дисциплина, вероятно, как и буржуазная наука, перестала разрабатываться в нашей стране. Развивался спектр дисциплин, где изучались или обсуждались самые различные аспекты техники, которые сегодня частично включаются в философию техники. Прежде всего, это история техники. Здесь обсуждались принципы исторической реконструкции техники и писались истории техники (машин, технических изобретений, отдельных областей технических знаний). Подобные исследования по истории техники, как правило, носили ярко выраженный эмпирический характер, что снижало их научное значение.

Вторая область изучения техники получила название «философские вопросы техники». Именно здесь обсуждалась природа и сущность техники, однако техника рассматривалась в русле марксистской парадигмы и, прежде всего, с инженерной позиции, т.е. как технические изобретения или технические сооружения (орудия и машины). Кроме того, всячески поощрялась критика буржуазной философии техники, как правило, носившая идеологический характер. Подобное философское осмысление техники было, явно неудовлетворительным: умалчивались достижения буржуазной философии техники, изучение явлений техники носило абстрактный характер (оно не соотносилось с проблемами и кризисом современной культуры). Наконец, философское осмысление проблем техники в советский период было вторичным и обосновывающим, т.е. оправдывающим принятые государством концепции научно-технического прогресса, характер принятых технических решений, например, по поводу атомных электростанций (АЭС), и т.д.

Третья область, интенсивно развивавшаяся в советский период – методология и история технических наук. Хотя эти дисциплины относились к науковедению и методологии, сегодня их включают в философию техники. В этой области были получены достаточно интересные результаты (например, разведены естественные и технические науки, осуществлен генезис технических наук, описано строение и функционирование технических наук и теорий), но как эта область исследований может быть включена в общее учение о технике оставалось в значительно мере неясным.

Четвертая область – методология и история проектирования и инженерной деятельности. Здесь также были получены интересные результаты (осуществлен генезис инженерии и проектирования, проанализированы природа и особенности этих видов деятельности, изучались взаимосвязи инженерии и проектирования), но опять же в отрыве от общих проблем изучения техники. Именно это и создает определенную проблему. Дело в том, что современная философия техники пока не интегрировала основные результаты, полученные в указанных направлениях изучения техники или в областях деятельности, связанных с техникой (технологией), при этом данная проблема, конечно, не единственная.

Существует еще одна методологическая проблема – редукция техники в рамках философии техники к не-технике: к деятельности, формам технической рациональности, ценностям, иным аспектам культуры. Чтобы в этом убедиться, достаточно рассмотреть основные определения техники, которые дает философия техники. Один из ответов на вопрос, что есть техника, гласит: техника – это средство для достижений, целей, другой – техника есть известная человеческая деятельность. В других определениях подчеркивается роль идей и их реализации, значение определенных ценностей.

Так, немецкий исследователь Ф. Рапп, анализируя в работе предложенные в философии техники понятия, указывает, что, например, для X. Бека техника – это изменение природы посредством духа, где техника – это все, что придает человеческому желанию материальную форму. Но, поскольку желание и дух совпадают, и этот последний заключает в себе бесконечность проявлений и возможностей жизни, то, несмотря на свою привязанность к вещественному миру, техника перенимает нечто от безграничности жизни чистого духа. Идея творческого преобразования, говорит Ф. Рапп, – одна из центральных, например, у Ф. Дессауэра, который после перечисления многочисленных определений техники, дает ей следующее собственное сущностное определение: техника есть реальное бытие идей, которое возникает в связи оформлением и обработкой природных материалов и предметов. Излагая позицию Ф. фон Готтль-Оттлилиенфельда, Рапп пишет, что техника в субъективном смысле есть искусство находить правильный путь к цели, а техника в объективном смысле – это устоявшаяся совокупность методов и средств, с помощью которых совершается действие в контексте определенной сферы человеческой активности. Для Л. Тондла, продолжает Ф. Рапп, техникой является все, что человек располагает между самим собой как субъектом и объективным миром, с тем, чтобы изменить определенные свойства этого мира так, что становится возможным достижение поставленной цели.

Важно обратить внимание, что во всех подобных определениях техники (отражающих те или иные подходы исследователей) фиксируется ее «распредмечивание», техника как бы исчезает, ее подменяют определенные формы деятельности, ценности, дух, аспекты культуры и т.п. С одной стороны, редукция техники к не-технике (философии техники к философии духа, философии деятельности, жизни, культуре и т.д.) – это вроде бы необходимый момент и условие познания, но, с другой стороны, где уверенность, что все еще сохраняется специфика данного объекта изучения – техника? Такое распредмечивание порой заходит так далеко, что техника предстает перед исследователем, как глубинный и глобальный аспект всякой человеческой деятельности и культуры, а не нечто субстанциональное, что, в общем-то, мы интуитивно имеем в виду, мысля технику. В связи с этим возникает дилемма: является ли техника самостоятельной реальностью, именно техникой, а не инобытием чего-то другого, или же техника – всего лишь аспект духа, человеческой деятельности и культуры?

Можно сформулировать еще одну методологическую проблему (она возникла под влиянием культурологических исследований, которые в последние годы все больше оказывают влияние на философию техники), а именно: входит ли понимание техники как сугубо психологический и культурный феномен, в сущность техники?

Наконец, важнейшей проблемой в настоящее время выступает проблема разведения понятий техника и технологии. Это обсуждение начали еще философы техники конца XIX – начала XX вв., но именно сегодня эта проблема вышла на первый план. Если одни исследователи отождествляют понятия техники и технологии, то другие считают, что техника и технология – это совершенно разные явления. Во всяком случае, стало очевидно, что необходимо различать три основных феномена: технику, технологию в узком понимании и технологию в широком понимании.

В настоящее время обсуждается несколько проблем, встающих в связи с технологией. Одну из главных проблем мы фактически уже сформулировали: это осмысление природы технологии. С точки зрения Нормана Вига, большинство дебатов о природе технологии концентрируются вокруг трех концепций – «инструменталистской», «социально-детерминистической» и концепции «автономной технологии». Инструментализм, показывает Н. Виг, предполагает, что технология есть просто средство достижения целей; всякое технологическое новшество спроектировано таким образом, чтобы решить определенную проблему или служить специфической человеческой цели. Далее могут возникнуть лишь следующие вопросы: является ли первоначальная цель социально приемлемой, может ли проект быть технически выполнимым, используется ли изобретение для намеченных целей. Однако, несмотря на широкое распространение этой точки зрения, особенно среди техников и инженеров, она в настоящее время подвергается все более серьезной критике.

Многие из тех, кто исследует технологию, отмечает Н. Виг, и, прежде всего, историки и социологи, отстаивают позицию, которая может быть названа социально-детерминистическим, или контекстуальным, подходом. Этот взгляд предполагает, что технология не является нейтральным инструментом для решения проблем, но она есть выражение социальных, политических и культурных ценностей. В технологии воплощаются не только технические суждения, но более широкие социальные ценности и интересы тех, кто ее проектирует и использует.

Наконец, технологический детерминизм, или концепция автономной технологии, рассматривает технологию как самоуправляющуюся силу. Это значит, что технология развивается в соответствии со своей логикой и больше формирует человеческое развитие, чем служит человеческим целям. «Доступность хорошего технологического решения, – пишет Алвин М. Вейнберг, – часто помогает сосредоточиться на той проблеме, решением которой служит новая технология. Вряд ли мы столь сильно сосредоточились на проблеме нехватки энергии, как мы делаем это сейчас, если бы у нас не было достойного решения этой проблемы – ядерной энергии, способной покончить с этой нехваткой».

К концепции автономной технологии можно отнести и достаточно интересную работу известного французского философа техники Ж. Эллюля, в основу которой положен системный подход. Понятие системы Эллюль определяет следующим образом: «Система есть совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом таким образом, что всякая эволюция одного из них влечет эволюцию всей совокупности, а всякое изменение совокупности сказывается на каждом элементе».

Таким образом, технологическая система по Эллюлю характеризуется автономией, ее признаком служит, например, переориентация технических программ с инструментальных функций на собственное развитие; единством представляющим собой «систему непрерывных связей», где любое изменение сказывается на остальных элементах и связях; универсальностью, выражающейся в распространении техники на все стороны жизни; тотализацией, проявляющейся, например, в формировании замкнутого технического мира и подавлении всякого сопротивления технизации; автоматизмом, понимаемом как решение всех проблем исключительно техническими средствами, а также как выбор между двумя техническими решениями более эффективного; наконец, самовозрастанием технической мощи и эффективности. «Я, понимаю под самовозрастанием тот факт, – указывает Эллюль, – что все происходит так, как если бы техническая система росла под воздействием внутренней силы, неотъемлемой и без решающего воздействия человека».

Философия техники как учебный предмет:

теоретические аспекты
Цели преподавания философии техники. Подобные курсы призваны решать две основные задачи: дать представления и знания, характеризующие основные особенности предмета и дисциплины философии техники, включая знание истории их формирования, и помочь сформировать мышление, навыки и способности для работы в одной из областей философии техники.

Знания по философии техники необходимы сегодня в целом ряде областей: собственно в философии, в системе управления народным хозяйством (экспертиза научно-технических проектов, консультирование, прогнозирование и т.д.), в разных областях науки и техники, наконец, даже в гуманитарных дисциплинах (как момент рефлексии технической и технологической стороны гуманитарной работы и мышления).

Содержание образовательного материала философии техники конституируется четырьмя основными установками (подходами): гуманитарной, методологической, исторической и предметной.

В соответствии с гуманитарной установкой различные концепции, теории и знания философии техники рассматриваются как отдельные варианты мышления и работы, характеризуемые определенными ценностными установками их авторов, сложившимися традициями, интеллектуальными ситуациями, в которых эти концепции создавались. В методологии гуманитарного мышления дисциплины такого типа, как философия техники, описываются в виде поля диалогических концепций, противостоящих или дополняющих друг друга исследовательских программ, системы коммуникации отдельных школ и авторских позиций. Существенное значение здесь имеют также этическая и аксиологическая проблематика, например, обсуждение проблем анализа и оценки культурного смысла социально-психологических последствий современной техники и технологии, проблемы определения дальнейшего развития и судьбы техники и др. Можно указать еще один аспект: внимание к культурно-семиотическому и коммуникационному аспектам.

Основные два требования методологического подхода следующие: анализ не только предметного содержания, но и отказ от натуралистического представления предметной реальности, что предполагает «распредмечивание» мышления. Для методолога за представлениями о технике или технологии лежат определенные способы мышления и подходы, поэтому он ставит задачу соответственно проанализировать данные явления. Причем преодоление натурализма в мышлении нельзя понимать как простой отказ от обращения к объектам. Речь теперь идет об анализе тех познавательных и мыслительных процедур, тех интеллектуальных ситуаций, которые предопределили появление представлений о данных объектах, в их основных характеристиках, зафиксированных в предмете.

Историческая установка в процессе познавательной деятельности предполагает не только установку на исторический анализ основных понятий и представлений, а обращение к генезису, т.е. теоретической реконструкции истории, в данном случае техники и технологии. Для сферы образования позиция, с точки зрения которой осуществляется подобная теоретическая реконструкция истории, задается, с одной стороны, проблематикой философии техники и характеристиками ее сущности, с другой – такими установками философии образования, как рефлексивность содержания образования, требование сформировать творческое мышление, обладать на «выходе образования» современным уровнем знаний и представлений, следовать закономерностям развития в обучении способностей и мышления и др.

Наконец, предметная установка включает в себя совокупность принципов (гуманитарных, методологических, и образовательных), соотносящихся с особенностями и природой предмета ее рассмотрения, то есть, в данном случае – философии техники.

Практика преподавания курса «Философия техники»
Профессиональная ориентированность в преподавании истории и философии науки вполне естественно приводит к появлению специального курса – «Философия техники», где рассматривается философский аспект феномена техники, влияние техники и технического знания на развитие общества, личности и т.п. Очевидно, что на современном этапе конечной целью профессиональной подготовки магистров и аспирантов является научно ориентированная, профессиональная деятельность, способность будущего ученого к адаптации и эволюции в быстро меняющемся профессиональном мире, органичное, многостороннее интеллектуальное развитие. Таким образом, цели и результат осваиваемого магистрами и аспирантами курса представляют собой следующее: формирование общих представлений о философии техники, которые будут дополнять специальные практические знания, знакомство с историей наук, в частности инженерно-технических направлений, выявление закономерностей развития научно-технических достижений в связи с общественной, политической, теологической сферой жизни; выявление и развитие исследовательских способностей юношества, направленных на решение современных задач науки: создание проектов изучения социально-экономических и политических проблем; понимание роли науки в развитии цивилизации, соотношения науки и техники и связанных с ними современных социальных и этических проблем, различение исторических типов научной рациональности, знание структуры, формы и методов научного и технического познания в их историческом генезисе, современных философских моделей технического познания; знание основных научных школ, направлений, концепций в области техники и технического знания, а также роли новейших информационных технологий в мире современной культуры.

Проблема качества повышения профессиональной подготовки специалиста, как известно, занимает теперь доминирующее положение среди задач послевузовского образования, а постоянно изменяющиеся экономические и социальные условия требуют более изощренных методик и технологий, направленных на формирование специалистов высокого качества при меньших затратах времени. В этом отношении практические (семинарские) занятия – это разнообразные формы деятельности магистров и аспирантов по освоению различных проблем философского познания, в том числе в области науки и техники. Успешное усвоение курса философии техники требует систематической самостоятельной работы и активного участия магистров и аспирантов в работе семинаров.

Поэтому целью семинарских занятий является: формирование научного мировоззрения и диалектической культуры творческого мышления, развивать критичность самосознания, выработку умения аргументировано вести дискуссию, навыков устного выступления, умения применять общие философские принципы к анализу общественных явлений и данных специальных наук.

Семинарские занятия проводятся в различных формах: диспутах, коллоквиумах, творческих дискуссиях с использованием индивидуальных заданий, конференциях. Поскольку в образовательном процессе развиваются не только познавательные способности, но и формируется устойчивая учебно-профессиональная мотивация, социальные и профессионально-значимые качества, то построение семинарского занятия предполагается осуществлять с учетом следующих требований: диалогичности, предоставления студенту необходимого пространства, свободы для выбора и принятия самостоятельных решений; деятельностно-творческого характера обучения; направленности на поддержку индивидуального развития.

Требования для подготовки к семинарским занятиям. Для работы на семинарских занятиях необходимо самостоятельное изучение первоисточников, учебной, справочной и научно-критической литературы, указанной в планах. При выборе литературы следует ориентироваться на более новые издания, кроме того, подобранная литература должна отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, чтобы исключить метафизическое усвоение материала. При изучении текстов первоисточников возможно использование интернет-ресурсов.

Работа над рефератом. Одним из видов учебной работы, способствующей раскрытию творческой индивидуальности аспиранта, может служить работа над рефератом как видом его учебно-исследовательской деятельности в процессе подготовки к зачету или экзамену по теоретическому курсу изучаемой дисциплины. Подготовка рефератов предполагает составление плана, подбор литературы, текст должен содержать ссылки на используемую литературу.

Вопросы для самоконтроля и тесты позволят магистру и аспиранту адекватно определить уровень усвоения материала и укажут темы или некоторые аспекты вопросов, которые требуют более тщательной подготовки.

ЧАСТЬ 1. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ:

ФИЛОСОФИЯ, НАУКА И ТЕХНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Раздел 1. Основы философии науки
Содержание раздела

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Тема 2. Специфика научного познания

Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Тема 4. Особенности современного этапа развития науки и техники. Перспективы научно-технического прогресса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Челябинск iconН. А. Шабурова материаловедение
Ш материаловедение: часть II: Неметаллические материалы: учебное пособие / Н. А. Шабурова. – Челябинск: Издательский центр юурГУ,...
Учебное пособие Челябинск iconФилософские проблемы информатики
У76 Философские проблемы информатики: учебное пособие для аспирантов и соискателей / В. Н. Усов. – Челябинск: Издательский центр...
Учебное пособие Челябинск iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки
Учебное пособие Челябинск iconУчебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс....

Учебное пособие Челябинск iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Учебное пособие Челябинск iconУчебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста»
Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике
Учебное пособие Челябинск iconРекомендации по выполнению и защите. Учебное пособие
Настоящее учебное пособие обсуждено и одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии 17 мая 2001 года
Учебное пособие Челябинск iconУчебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр", преподавателей, аспирантов
Учебное пособие Челябинск iconУчебное пособие Печатается по решению Учебно-методической комиссии...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дополнительные разделы сейсморазведки
Учебное пособие Челябинск iconУчебное пособие «Гражданско-правовое положение несовершеннолетних»
Учебное пособие предназначено для магистрантов юридического факультета. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация...
Учебное пособие Челябинск iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Учебное пособие Челябинск iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык
Учебное пособие Челябинск iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...
Учебное пособие Челябинск iconУчебное пособие м осква  2005 ббк 87. 817 Б 20
Занимательная философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с
Учебное пособие Челябинск iconУчебное пособие Бийск
История мировой культуры [Текст]: учебное пособие / Н. В. Виницкая; фгбоу впо «агао». Издание 2-е: переработанное и дополненное....
Учебное пособие Челябинск iconУчебное пособие по дисциплине «Теория государства и права»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по очной, заочной формам, в том числе с использованием дистанционных технологий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск