Тезисы авторской работы Проект «Дорожная безопасность»
Авторы проекта: Белая В.В. Иконникова О.И.
Актуальность: Высокий рост автомобилизации в нашей стране, приводит к повышенному движению на дорогах и как в следствии наблюдается высокий рост детского травматизма, который во много раз превышает травматизм в других странах.
Эта проблема требует внимательного отношения педагогов и ставит перед ними задачи построения воспитательно–образовательного процесса направленные на формирование у детей модели безопасного поведения на дорогах, улице и транспорте, которая поможет им действовать адекватно в конкретной, реальной дорожной ситуации.
Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.
Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Это способствует воспитанию в подрастающем поколении грамотных пешеходов и участников дорожного движения.
Для решения данной проблемы разработан проект «Дорожная безопасность»
Сроки реалиазации: 2011-2012 год.
Этапы работы:
1. Постановка цели;
2. Поиск форм реализации проекта;
3. Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4. Организация предметно-развивающей, познавательной среды;
5. Организация совместной (педагоги + дети + родители + инспектор дорожного движения и вождения) поисковой и практической, творческой деятельности;
6. Коллективная организация проекта, его демонстрация.
Цель проекта: Систематизация знаний по правилам дорожного движения, формирование навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
Новизна проекта: заключается в разработки системы по формированию модели безопасного дорожного поведения детей на дорогах, улице, транспорте.
Устойчивость проекта: проект может быть использован педагогами других детских садов, как города, так и республики.
В ходе работы над проектом были поставлены следующие задачи:
- сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и транспорте.
- создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения; - повышать общий уровень культуры юных участников дорожного движения; - воспитывать в детях грамотных пешеходов; - развивать творческие и мыслительные способности детей.
- обогащение предметно-развивающей среды в группах и на территории детского сада, создание и оснащение комнаты ПДД;
В процессе реализации проекта использовали разнообразные формы: занятия, экскурсии, викторины, развлечения, конкурсы, КВН, выставки рисунков и др.
Проводили встречи с интересными людьми: инспекторами дорожного движения, инструктором по вождению.
Посещали вместе с родителя Саяногорский спортивно технический ДОСААФ России, школа вождения, где посетили классы по обучению вождения. Где просмотрели иллюстрационный материал по правилам движения. Прослушали лекцию о значимости знаний правил дорожного движения и применении их в жизни и труде взрослых. В ходе экскурсии дети познакомились с преподавателями вождения, а так же узнали, что правила дорожного движения должны знать не только пешеходы, но и водители.
Посетили площадку по обучению вождению, автодром, где посмотрели дорожные знаки.
Дети с интересом познакомились с транспортом инспектора дорожного движения, формой, рассматривали и задавали вопросы.
Проводили целевые прогулки:
- По улице, где находится детский сад.
- К проезжей части с двусторонним движением
- К светофору
- К пешеходному переходу
- К автобусной остановке
Особый интерес у детей вызвали праздники развлечения, посвященные правилам дорожного движения. Дети получили хороший эмоциональный заряд и отразили свое впечатление в рисунках.
Детям требуется ежедневное закрепление полученных знаний по дорожной безопасности, вот почему в детском саду в каждой группе был создан уголок ПДД, оснащенный моделью города, перекрестка с пешеходными переходами, знаками, светофором и транспортом. Наглядным иллюстрационным материалом, моделями дорожных ситуаций, дидактическими играми по правилам дорожного движения, художественной литературой и атрибутами для сюжетно ролевых игр. Дети с интересом играли, создавая различные дорожные ситуации, преображаясь в водителей, пешеходов и инструкторов дорожного движения.
В детском саду была создана комната ПДД, с модулями транспорта, знаками, светофором, где дети могли сами моделировать разные дорожные ситуации и становиться участниками дорожного движения.
Обогащена территория детского сада знаками движения, дорожной разметкой, пешеходным переходом и создана модель перекрестка с постом ДПС. Дети, на прогулках играя, продолжают закреплять полученные знания, что позволяет более разнообразно организовать систему воспитания дошкольников по правилам дорожной безопасности.
Использовали разнообразные формы занятий: путешествие, театрализованные, интегрированные и т.д.
Периодически (два раза в месяц) организовывали мультимедийный просмотр обучающих фильмов и мультфильмов по правилам дорожной безопасности, после просмотра, которых проходили беседы обсуждения, в которых дети активно и эмоционально принимали участие. Делились впечатлениями правильно или нет, поступил герой и как бы в этой ситуации поступили они.
Читали с детьми сказки по дорожной безопасности, обыгрывали их, устраивая театрализованные представления.
Неоднократно проводили праздники развлечения, в которых принимали участие родители:«Вечера стихов и загадок по правилам дорожного движения» «Азбука безопасности на дороге» Так же совместно с детьми и родителями приняли участие в создание и оформление плаката и альбома с загадками, сказками и стихами о правилах дорожного движения. Совместная работа сближала детей и родителей, вызывая у детей позитивные эмоции и желание
осознанно изучать правила дорожной безопасности.
Провели анкетирование с родителями, давали консультации по темам: «Правила безопасности на дороге» «Рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения» «Родителям о правилах дорожного движения» «причины детского дорожно-транспортного травматизма» Так же провели методическую работу с педагогами, проведя консультации по темам:
«Образовательная среда формирования основ дорожной безопасности детей в дошкольном учреждении»
«Методические рекомендации в помощь воспитателю по правилам дорожного движения»
На занятиях рисования, лепки, аппликации дети закрепляли полученные знания. Так же использовали разнообразные формы занятий: путешествие, театрализованные, интегрированные и т.д.
В процессе работы над проектом был оформлен стенд «Дорожные знаки». Обогатили картотеку дидактических и подвижных игр, приобрели наглядный материал, художественную литературу, настольные игры. Совместно с родителями приобрели разнообразие атрибутов к сюжетно-ролевым играм по ПДД. Разработали методическую копилку конспектов занятий, сценариев развлечений и праздников. Данные методические разработки имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогами ДОУ, города, республики.
Таким образом, в результате реализации проекта у детей существенно расширились знания о правилах дорожного движения и моделях безопасного движения на дорогах и улицах города.
Повысился уровень культуры юных участников дорожного движения, о чем свидетельствуют результаты мониторинга проведенного с детьми.
Сравнительный мониторинг детей подготовительной группы за 2011г.:
Высокий уровень – 79,7%
Средний уровень – 20,3%
Низкий уровень - 0%
Результаты за 2012г.:
Высокий уровень – 93,6%
Средний уровень – 6,7%
Низкий уровень – 0%
У воспитанников повысился уровень мотивации для осознанного изучения правил дорожного движения. Повысилась компетентность родителей в вопросах безопасности дорожного движения, ее значимости и методах воспитания грамотных пешеходов. У детей и родителей повысился интерес к дорожной безопасности, дети стали посещать кружок «Юный пешеход» созданный на базе комнаты ПДД.
Посещение кружка детьми:
2011г. – 0 человек
2012г. – 20 человек
Знакомясь с моделями города, моделями различных дорожных ситуаций, на территории детского сада, а так же в наблюдении во время целевых прогулок, дети научились более свободно ориентироваться в городе, на улице где находится детский сад.
Полученные знания помогают ребенку впоследствии самимдействовать адекватно в конкретной, реальной дорожной ситуации.
Интеллектуальный продукт
Методическая копилка конспектов занятий, сценариев развлечений и праздников:
Сценарий развлечения «Азбука дорожной безопасности»
Занятие-игра по ПДД между детьми и родителями в подготовительной группе
Сценарий кукольного театра «Светофор»
Конспект занятия по ПДД «Школа пешеходных наук»
Конспект целевой прогулки к светофору для детей средней группы
Конспект занятия по ПДД «Наш город» подготовительная группа
Игровой досуг «Дядя Степа учит безопасности» для детей старшего возраста
Развлечение «Путешествие в страну три волшебных цвета» средняя группа
Конспект развлечения «Дружба с дорожными знаками»
Конспект спортивного развлечения «Путешествие по городу дорожных знаков» старшая группа
Конспект целевой прогулки «Знакомство с улицей» вторая младшая группа
Данные методические разработки имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогами ДОУ, города, республики.
Аннотация проекта «Дорожная безопасность» Проект «Дорожная безопасность» направлен на формирование у детей модели безопасного поведения на дорогах, улице и транспорте, которая поможет им действовать адекватно в конкретной, реальной дорожной ситуации. |