Скачать 81.7 Kb.
|
Повышение двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия Движение составляет основу любой детской деятельности. “Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями ”. Движение для детей – это лекарство, которое помогает развитию и становлению жизненно важных систем организма. Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Частота случаев нарушений составляет 60–65% и зависит от характера зрительной патологии. Например, при косоглазии, миопии ребёнок вынужден наклонять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее видение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и др.). Неправильно сформированные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей также создают опасность для большего проявления различных нарушений (плоскостопие, деформация нижних конечностей). Дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих сверстников (в 3–4 раза чаще отклонений в физическом развитии). В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, фрагментарность, пропуск деталей техники движений, повторения упражнения с ошибкой, появление пауз при выполнении различных заданий, несформированность пространственных представлений, затрудненно само восприятие движений, быстрая утомляемость и вследствие этого потеря интереса к выполняемым заданиям . В коррекционно-педагогической работе необходимо проводить активизацию зрительных функций через активную двигательную деятельность детей с нарушением зрения. Известно, что любое статическое положение для ребёнка младшего школьного возраста не является комфортным, если оно достаточно длительно и связано с монотонными движениями. Это может вызвать ненужные напряжения некоторых мышц ребёнка, снизить эмоциональный фон занятий. Поэтому необходимо искать пути повышения двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях по развитию зрительного восприятия. Правильная организация коррекционных занятий улучшает психическое и физическое развитие детей, их двигательную активность. В этой работе сделаем акцент на движении, как связующем звене комбинированного занятия тифлопедагога. Мы поставили задачу – создать новую форму комплексного тифлопедагогического занятия с оригинальным содержанием, основанном на различных двигательных действиях ребёнка. Согласно такой установке произойдет повышение двигательной активности детей на коррекционном занятии тифлопедагога. Это актуально: во-первых, у детей с нарушением зрения необходимо формировать зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения); во-вторых, повышение двигательной активности за счёт увеличения разнообразия движений является пропедевтикой различных двигательных актов и физических упражнений. Взяв за основу методику М.А.Мишина, мы составили серию игр-упражнений (по темам) для детей с нарушением зрения конспекты занятий с использованием сетки и прищепок, которые интегрировано, решают задачи по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения, позволяют повысить двигательную активность, поддерживают интерес к выполнению задания. Предлагаем несколько игр-упражнений. Необходимое оборудование: сетка, прищепки, тематические карточки. 1. “Жмурки с прищепками”. Цель: развитие мелкой моторики, координации сил пальцев, ориентировки. Один ребёнок прикрепляет прищепки на самом себе на одежду, другой – голящий, с закрытыми глазами ищет их и снимает. 2. “Быстрые пальчики”. Цель: развитие мелкой моторики, координация силы пальцев. Играют 4–6 детей (2–3 – команды по 2 игрока в каждой). По сигналу ведущего один игрок начинает и заканчивает прикреплять прищепки на другого игрока. Затем ребёнок, на котором прикреплены прищепки, сам снимает их и считает. “Быстрые пальчики” считаются у той команды, которая больше набрала прищепок. 3. “Собираем урожай”. Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительных функций, классификация овощей и фруктов, пропедевтика упражнение из различных исходных положений. Ребёнок снимает с сетки карточки с изображениями фруктов (овощей), выполняет задания из разных положений (стоя на коленях, стоя на правой (левой) ноге, лёжа на животе). 4. “Бабушкины помощники”. Тема: овощи – фрукты. Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительной функции, классификация овощей и фруктов по форме (продолговатая и круглая). Детям предлагают помочь бабушке собрать и разложить урожай по блюдам. Одному ребёнку дают поднос продолговатой формы, другому – тарелку круглой формы. Они снимают с сетки карточки с изображением овощей и фруктов соответствующей форме их посуды. 5. “Собираем букет из цветов”. Тема: цветы, деревья. Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики, ориентировки, упражнение в выделении лишнего предмета (по цвету, по форме, по размеру, по названию). Ребёнок находит на сетке (по словесно инструкции вверх левом углу, в нижнем правом, в центре и т.д.) из 4-х картинок с изображением цветов одну лишнюю и снимают с сетки, собирает свой букет цветов. 6. “Весенний (осенний) веночек”. Тема: цветы, листья. Цель: зрительное внимание, пропедевтика упражнений из разных исходных положений, повышение двигательной активности детей, выкладывание веночка в определенной последовательности (по образцу) Ребёнок продолжает закреплять на сетке цветы (листья) в определенной последовательности (по образцу) т.е. плести веночек. Выполняет из разных исходных положений: стоя на носках, стоя на коленях, лежа на животе, стоя на одной ноге. 7. “Соберем автомобиль”. Тема: транспорт. Цель: собрать и сложить из геометрических фигур по образцу целое изображение (грузовую машину), развивать зрительные функции. Ребёнок рассматривает схему грузовой машины (образец из геометрич.фигур). На сетке (заводе) висят геометрич.фигуры (детали на 2–3 – больше, чем необходимо по образцу) ребёнок отправляется “на завод” и набирает необходимые детали для сборки машины (можно собрать самолет, корабль, легковой автомобиль). 8. “Знатоки транспорта”. Тема: транспорт. Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, классификация транспорта по назначению. Карточки с изображением транспорта (варианты в цветовом изображении, в контурном, в силуэтном) висят на сетке (верхняя часть – воздушный транспорт, средняя часть сетки – наземный транспорт, нижняя часть сетки – водный транспорт). “Самоделкин” готовится к поступлению в школу “Водителей всех видов транспорта” ребёнок проверяет правильно ли “Самоделкин” сдал экзамен, находит ошибки и исправляет их. 9. “Что движется быстрее?” Тема: транспорт. Цель: развитие зрительной функции, зрительного пространственного ориентирования, повышение двигательной активности, выделение транспорта по скорости движения. Ребёнок выбирает карточки со стола с изображением транспорта в зависимости от скорости его движения (от самого медленного до самого быстрого) – велосипед, машина, самолет, ракета и т.п. Карточки берет по одной и располагает на сетке снизу вверх Варианты: расстояние от стола к сетке ребенок прыгает на 2-х ногах, на 1-й ноге, возвращается спиной вперед. 10. “Помоги маме развесить бельё”. Цель: Развитие согласованности деятельности рук детей, тренироваться прикреплять предмет (одежду кукол) на вертикальную сетку, развитие пространственной ориентировки. У ребёнка в одной руке прищепка, в другой – один предмет одежды кукол, он “прикрепляет” (развешивает) его на сетке. Варианты: упражняться в квалификации – одежда для мальчиков, для девочек; головные уборы; зимняя – летняя одежда. Кто быстрее; в любом месте на сетке; как можно выше (ниже); на среднем уровне; в правой (левой) части сетки… 11. “Ветерок”. Цель: Учить выполнять дыхательные упражнения. Ребёнок переходит на противоположную сторону сетки и дует на любую карточку, располагаясь прямо перед ней. Силой воздушного потока ребёнку необходимо отклонить карточку от вертикали и увидеть, что на ней изображено. (можно менять исходное положение: стоя на коленях, стоя, лёжа; регулировать силу воздушного потока – один вдох, три выдоха). 12. “Волшебная палочка”. Цель: Развитие глазомера, координация движений. Карточки висят на сетке другой стороной, ребёнок должен перевернуть карточку палочкой и увидеть, что на ней изображено (выполнять можно с определённого расстояния, из разных положений). 13. “Собери картинку”. Цель: Собрать и составить из частей целое изображение. Ребёнку предлагается целая картинка для запоминания. На сетке висят части такой же картинки и несколько лишних. Ребёнку необходимо выбрать нужные части и собрать целую картинку. 14. “Забавное зеркало”. Цель: Выполнение гимнастических упражнений в сочетании со зрительной гимнастикой. Выполняется в паре. Дети располагаются друг против друга (сетка между ними). Один – ведущий, другой – ведомый. Ведомый непрерывно стремится зеркально воспроизвести движения ведущего. (Можно с предметами в руках: кубики, флажки, кегли). 15. “Доставалочка”. Цель: Тренировать мышцы спины, рук, туловища, шеи, соизмерять расстояния между выбранными карточками с размахом своих рук. Ребёнок находит на сетке такие карточки, расстояние между которыми соответствует максимальному расстоянию между ладонями (пальцами) вытянутых в сторону рук. Ребёнок сначала зрительно выбирает на сетке две карточки, затем подходит и прикладывает к ним руки (выполняется 3 раза – с наклоном влево (вправо), в основной стойке). Продолжительность растягивания рук 3–4 секунды. 16. “Запомни и найди”. Цель: Развитие зрительной памяти, зрительно-моторной координации, последовательной ориентировки в микро- и макро- пространстве. Ребёнок переворачивает карточку на столе, запоминает её, и идёт искать такую же на сетке. Находит, снимает и сравнивает с лежащей на столе (от стола к сетке можно: допрыгать, проползти на четвереньках, перешагивая через препятствия). Перечисленные игры-упражнения – это фрагменты из разных интегрированных занятий по развитию зрительного восприятия с использованием сетки и прищепок, которые позволили повысить двигательную активность для детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога. (Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия смотреть в приложении № 1). Другой интересный метод с использованием гимнастического катка, предложенный Мишиным М.А., я использую в качестве глазо-двигательной гимнастики, физкультминутки, активизации зрительных функций и развития зрительно-двигательно-пространственной ориентировки. Предлагаю несколько игр-упражнений. Оборудование: гимнастический каток, схема движения. 1. “В гости к бабушке”. Цель: упражнять прослеживающую функцию зрения, корригировать нарушение осанки, упражнять в наклонах. Ребёнок прокатывает каток по линии слева направо и в обратном направлении (дорожки из сплошной линии и из точек). В процессе данного упражнения дети многократно приседают, потягиваются, наклоняются в разные стороны и делают вращательные движения в суставах рук. 2. “Фотографы”. Цель: та же, развивать зрительную память и внимание. Ребёнок прокатывает каток по линии и старается запомнить, “сфотографировать” картинки, встретившиеся ему на пути. В конце он сообщает, какие фотографии сделал. 3. “Веселый поезд”. Цель: та же, развитие зрительного внимания. Дети (3–4) двигаются друг за другом, прокатывая каток по линии, изображая поезд с вагонами, и напевают песню “Мы едем, едем, едем…” Игры-упражнения с гимнастическим катком позволили расширить арсенал коррекционных упражнений, проводя их в новой, интересной для детей форме. |