МОУ Вохомская средняя общеобразовательная школа
п. Вохма, ул. Советская, д. 70
Конспект урока ОБЖ
«Управление велосипедом»
в 6 классе
Урок разработала
учитель ОБЖ: Кулакова Светлана Васильевна
Пояснительная записка
Проблема безопасности дорожного движения является одной из самых важных и актуальных в настоящее время.
Увеличивается число транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей, в том числе детей.
По данным ГИБДД, более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на дорогах. Эта статистика обусловлена такими факторами, как:
низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения;
отсутствие у детей поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации.
Эти факты свидетельствуют об острой необходимости осуществления профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ходе образовательной деятельности. Мы должны сосредоточить своё внимание на формировании в сознании воспитанников главной ценности – ценности жизни и здоровья. Решение этой непростой задачи предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения правил дорожного движения, их практической обработки в урочной и внеурочной деятельности.
Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.
Мы живём в посёлке, где почти каждый ребёнок имеет транспортное средство – велосипед. Апрель - начало велосипедного сезона, поэтому повторение правил дорожного движения, относящихся к велосипедистам, очень актуально, потому что дети, выезжая на дорогу, забывают правила поведения на дороге, а иногда просто игнорируют, забывая о последствиях.
Следует помнить, что обеспечить формирование сознательности и ответственности можно только в том случае, если удастся наполнить их общественным смыслом, который изначально вкладывался в правила дорожного движения, помочь ребёнку найти личностный смысл соблюдения этих правил. Необходимо, чтобы ребёнок эмоционально переживал значимость безопасного поведения на дороге, осознавал его важность и необходимость не только для себя, но и для окружающих людей. Ребёнок сможет усвоить правила дорожного движения, если работу вести систематически и ненавязчиво.
Уберечь ребёнка от беды на дорогах – наш долг!
ЦЕЛЬ УРОКА: довести до сознания детей понимание того, что движение велосипедистов подчиняется особым правилам, которые называются «Правила дорожного движения».
ЗАДАЧИ
Образовательные:
организовать деятельность школьников по изучению правил дорожного движения для велосипедистов;
обеспечить овладение детьми навыков дисциплинированного водителя дороги.
Развивающие:
развивать у школьников умения аргументировать собственное мнение;
создать условия для развития у учащихся коммуникативных навыков;
развивать умения учащихся анализировать.
Воспитательные:
Создать условия для закрепления в сознании учащихся мысли о том, что ПДД – это закон, соблюдение которого является обязательным;
Воспитывать у школьников чувство ответственности за свои поступки;
Воспитывать дисциплинированность выполнения правил безопасного поведения на дорогах.
Ожидаемый результат:
Приобретение учащимися навыков дисциплинированного водителя дороги;
усвоение правил дорожного движения для велосипедиста;
совершенствование коммуникативных навыков;
сформированность чувства ответственности за свои поступки;
дисциплинированное выполнение правил безопасного поведения на дорогах.
Оборудование: 1. Компьютер
2. Проектор
3. «Ромашка» с вопросами
4. Плакат «Устройство велосипеда»
5. Дорожные знаки «Велосипедное движение запрещено», «Велосипедная дорожка»
6. Кроссворд
Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Ожидаемый результат
| Организационный момент
(2мин.)
| Приветствие учителя. Доброе утро. Я очень рада видеть вас и надеюсь на ваше плодотворное сотрудничество. Я надеюсь, что добрым для вас будет и день, и вечер и хочу верить, что доброй и безопасной будет вся ваша жизнь. А для этого нужно совсем немного: знать правила безопасного поведения. Тема нашего сегодняшнего занятия… Впрочем, тему урока вы попытаетесь сформулировать сами после того, как отгадаете кроссворд.
| Учащиеся слушают
| Дети готовы к активной работе.
| Актуализация знаний учащихся
(5мин.)
| Вступительное слово учителя. На доске расположен кроссворд, тот, кто первый знает ответ на мой вопрос, подходит к доске и заполняет. (приложение № 1). Какое же слово получилось у нас по вертикали? Кто из вас сможет сформулировать тему урока? Ребята, а что вы уже знаете об управлении велосипедом? А что бы вы хотели узнать нового? Посмотрите, на второй половине доски у нас и наметились цели нашего урока.
| Слушают учителя и разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы учителя
| Учащиеся умеют сами формулировать тему и цели урока
| Изучение нового материала
(25мин.)
| Немного из истории. (рассказ учителя)
Велосипед изобрели в XIX веке, само название появилось вместе с ним. Это слово состоит из двух латинских корней: «вело» (быстрый) и «пед» (нога) – и означает «быстроног». Так назвали машину потому, что она предназначалась для быстрой езды при помощи силы ног человека.
Статистика показывает, что велосипед в 10 раз опаснее автомобиля. Велосипедист – один из самых активных участников дорожного движения, поэтому он должен твердо знать правила дорожного движения и неукоснительно выполнять их. Сегодня мы их с вами вспомним.
Игра «Кто дальше». Но давайте вначале вспомним устройство велосипеда. А теперь проверим свои знания по рисунку. (приложение №2)
Перед выездом на велосипеде нам надо проверить техническое состояние велосипеда. На что обратить особое внимание? Посмотрите, пожалуйста, на презентацию (приложение № 3) и запомните требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. (1 – 5 слайд)
Ребята, а какие вы знаете правила, которые вы должны соблюдать при движении на велосипеде? Учитель обобщает и дополняет правила движения на велосипеде, а затем просмотр слайдов. (6 – 9 слайды).
Давайте посмотрим, какие ошибки могут допускать велосипедисты.
(Просмотр слайдов 10 – 13)
А теперь перед вами два знака (Знаки на доске) Объясните, что у них общего, чем они отличаются. Как называются эти знаки?
Велосипед на круге красном,
Значит ехать здесь опасно!
(«ВЕЛОСИПЕДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО»)
Велосипед на синем диске –
Катайтесь, велосипедисты!
(«ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА») – приложение № 4
(Просмотр слайдов 14 – 16) – основные сигналы велосипедистов.
| Слушают учителя
Приглашаются к доске 2 ученика и по очереди называют части велосипеда.
Отвечают на вопросы учителя, смотрят презентацию
Дают анализ ошибкам, приводят примеры
Сравнивают знаки и зарисовывают себе в тетрадь.
| Знают устройство велосипеда, правила дорожного движения, дорожные знаки, анализируют ошибки велосипедистов, умеют подавать основные сигналы
| Закрепление
(8мин.)
| Игра «Ромашка» (приложение5)
| Каждый ученик отрывает лепесток и отвечает на вопрос, остальные при необходимости дополняют.
| Знают правила дорожного движения на велосипеде.
| Рефлексия
(3мин.)
| Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что было особенно интересным?
А теперь посмотрите на доску, достигли ли мы целей, поставленных на урок?
Я благодарна вам за работу, за сотрудничество
| Учащиеся выражают своё отношение к уроку, к своей работе на уроке
| Владеют навыками самооценки, умеют анализировать собственную деятельность
| Домашнее задание
(2мин.)
| Создать буклет «Юного велосипедиста», который вы могли бы подарить учащимся начальных классов. (комментирует домашнее задание)
| Записывают в дневник
|
| Приложение № 1
Человек, управляющий автомобилем.
Участник дорожного движения.
Пешеход или водитель, не выполняющий правила дорожного движения.
Место для посадки и высадки пассажиров.
Общественный транспорт.
Край проезжей части.
Место на дороге, предназначенное для пешеходов.
Место пересечения улиц.
Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта.
-
|
| 1
| В
| о
| д
| и
| т
| е
| л
| ь
|
|
| 2
| п
| е
| ш
| Е
| х
| о
| д
|
| 3
| н
| а
| р
| у
| ш
| и
| т
| е
| Л
| ь
|
|
|
|
| 4
| О
| с
| т
| а
| н
| о
| в
| к
| а
| 5
| а
| в
| т
| о
| б
| у
| С
|
|
| 6
| о
| б
| о
| ч
| И
| н
| а
|
|
| 7
| П
| е
| р
| е
| х
| о
| д
|
|
| 8
| п
| е
| р
| Е
| к
| р
| ё
| с
| т
| о
| к
|
|
| 9
| Д
| о
| р
| о
| г
| а
|
|
|
Приложение № 2
Приложение № 4
Приложение № 5
Игра «Ромашка»
Что такое велосипед?
Что должен иметь велосипед?
С какого возраста разрешается управлять велосипедом на проезжей части?
Что запрещается при езде на велосипеде?
Может ли папа везти на своём велосипеде, оборудованном детским сиденьем и подножками, сына первоклассника?
Какой знак разрешает велосипедное движение?
Где можно ездить на велосипеде, если вам нет 14 лет?
Какой знак запрещает движение велосипедистов?
Как должен оборудован велосипед для езды в вечернее время?
Как надо подбирать для себя велосипед?
Как следует двигаться по велосипедной дорожке?
Почему опасно ездить не держась за руль?
Как подает велосипедист сигнал об остановке?
Почему опасно ездить на неисправном велосипеде?
Кого и как разрешается перевозить на велосипеде?
Где можно обучаться езде на велосипеде?
Можно ли кататься на одноместном велосипеде вдвоём?
Где запрещено ездить на велосипедах и почему?
Список использованной литературы
Сборник методических материалов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в учреждениях общего образования Костромской области» - Кострома, 2009
Сборник материалов по итогам проведения смотра-конкурса «Зелёная волна» - Курган, 2005
Уроки по правилам дорожного движения в 5 – 9 классах – Учебное пособие. - ЗАО «Калан», Екатеринбург, 2000
Правила дорожного движения
|