Скачать 55 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 23 Г. Сочи 2011 г. План-конспект урока «Паралимпийские ценности» на уроке информатики 6-9 классы автор: учитель информатики А.Э. Косовский
Учащиеся отвечают, высказывают свои мнения. Учитель: Итак, верно, паралимпийские игры — это соревнования, проводимые между людьми с различными нарушениями физического здоровья. Но говорить сегодня мы будем не просто о спорте, а том, что стоит за ним. О том, что ведет к нему. Ведь прежде чем сделать шаг, нам нужно решиться на это. А что если некоторым людям дается это гораздо тяжелее, чем нам с вами? Слава Богу, что каждый из нас присутствующих здоров в достаточной мере. Но ведь есть и огромное количество людей, не имеющих такого богатства, как элементарная возможность ходить, слышать или видеть. Их не часто заметишь на улицах или среди нас. Но это не значит, что их вовсе не существует. Это значит лишь то, что у них нет возможности выйти в мир. А хуже, что они бояться показаться в обществе. Это тот самый шаг, который мы делаем каждый день, выходя из дома. Это тот самый шаг, который, порой, стоит многих лет нерешимости и страха у людей с инвалидностью. И совсем не факт, что этот шаг будет когда-либо сделан. Именно по этой причине и зародилось паралимпийское движение. Те, кто были неравнодушны к судьбам людей с инвалидностью стали использовать спорт как инструмент выхода таких людей из своей скорлупы, становления полноценными гражданами общества, НЕСМОТРЯ на какую-либо болезнь или увечье, приобретение друзей и семьи. И первым человеком, кто сделал этот важнейший шаг навстречу беде других людей был Людвиг Гуттман – выдающийся немецкий нейрохирург. Далее учитель рассказывает историю становления паралимпийского движения. Учитель (к учащимся): Скажите, у вас есть родственники, друзья или знакомые с инвалидностью? Расскажите как живут они? Учащиеся отвечают. Учитель: Безусловно, чтобы начать, по мере возможности, полноценную жизнь, человеку с инвалидностью нужно преодолеть немало преград, как моральных, так и физических. Давайте повторим и систематизируем моральные преграды. Для начала, что такое моральная преграда? Учащиеся: Внутреннее состояние человека, не дающее ему что-либо сделать (и другие мнения) Учитель: Абсолютно верно! Так какие моральные преграды могут стоять на пути, скажем, у человека на коляске? Учащиеся: Боязнь, стеснение, комплекс. Учитель: А какие физические преграды могут стоять у нашего героя на коляске? Учащиеся: Отсутствие пандусов и спусков, наличие порогов, неприспособленность общественного транспорта и общественных учреждений. Учитель: Теперь вы понимаете, какого труда стоит нашему герою на коляске только выйти из дома и сходить в магазин – это то, что мы делаем не задумываясь. А тем более, устроиться на работу, заняться общественной деятельностью или спортом. (к учащимся) Как вы думаете, на что похож каждый день нашего героя? Чем он окружен? Чем наполнена его жизнь? Учащиеся отвечают, высказывают свои мнения. Учитель: Посмотрите, ведь порой абсолютно здоровые люди спиваются, идут на преступления или кончают жизнь самоубийством, не справившись с какой-нибудь одной проблемой. Но ведь у человека с инвалидностью — прожить каждый день — это уже проблема. Так что остается делать им в таком случае? Учащиеся отвечают, высказывают свои мнения. Учитель: Верно, выбор всего один: либо растительная жизнь, либо прорыв. Но именно таким образом проверяется крепость духа человека. И об одном из таких несломленных, выживших людей сегодня наша презентация. Он поборол боль, страх и стеснение и стал олимпийским чемпионом.
Учащиеся: Желание, стремление, убеждение, внутренняя сила. Учитель показывает картинку «Свобода»: Это то, к чему должен стремиться каждый человек. Даже будучи скованным, обрести свободу движения и радость жизни. Мы познакомились с вами проблемами и победами таких людей, как (имя олимпийского чемпиона). Сегодня все чаще проводятся фестивали кино о жизни людей с инвалидностью, поэтапно оборудуют общественный транспорт и переходы подъемниками. Но сейчас мы поговорим о не менее важно вещи. В преддверии Олимпиады и Паралимпиады 2014 года, когда мы будем встречать паралимпийских спортсменов, мы должны научиться тому, как следует говорить о людях с инвалидностью и как корректно с ними общаться. Например, (учитель показывает картинку с человеком на коляске) как вы назовете этого человека? Учащиеся: Инвалид. Учитель: А как мы можем назвать его вежливей? Мягче? Учащиеся: Человек с ограниченными возможностями. Учитель: А что, существуют люди с неограниченными возможностями? Учащиеся: Человек с ограниченными возможностями здоровья. Учитель: Покажите мне абсолютно здорового человека с неограниченными возможностями здоровья. Сегодня это большая редкость. Так вот этого человека мы можем называть только человеком с инвалидностью. Мы на первое место ставим слово «человек» и только затем добавляем, что у него есть проблемы со здоровьем. Ведь когда мы зовем человека инвалидом, для него это как клеймо, как приговор. А имеем ли мы право приговаривать кого-то к таким будням, которые мы описали? Зачастую в нашем языке используются абсолютно некорректные, если не сказать, оскорбительные термины, относящиеся к людям с инвалидностью. Будь то наша повседневная речь или выпуск новостей — мы везде можем услышать, насколько еще дико и неустановленно отношение общества к людям с инвалидностью. Учитель (показывает на ту же картинку): А теперь скажите, как конкретней мы назовем этого человека, ведь он на каляске? Учащиеся: Калясочник. Учитель: И снова мы, даже не замечая этого, ставим человеку приговор. Мы в первую очередь должны сказать, что это все-таки человек, верно? А уж потом прибавить, что человек этот на коляске. Руководствуясь этим же правилом, мы не можем сказать, что человек едет на коляске. Он идет. Потому что он ничем не должен отличаться от нас с вами. Вы согласны с тем, что человек с инвалидностью не должен чувствовать, что он от нас сильно отличается? Учащиеся соглашаются. Учитель: Мы так же не можем говорить о людях: слепой или глухой. По той простой причине, что уже давно эти слова являются оскорбительными. А мы не хотим оскорбить человека, и так лишенного в жизни большего чем мы с вами. Не стоит говорить незрячему, что вы покажете ему что-то. У него отсутствует чувство зрения, потому ему будет некомфортно слышать такую фразу. Потому вы должны сказать: «Пойдем, я дам потрогать/попробовать» или «Я проведу тебя туда». Не стоит употреблять и термин «глухонемой». Сегодня существует большое количество специальных школ, обучающих неслышащих людей, потому хотя бы на элементарном уровне, но она умеют говорить. Термин «немой» может быть употреблен к тем, у кого есть серьезные нарушения артикуляционного аппарата, и они не способны произвести и звука. Нельзя так же говорить: «Вход для инвалидов с этой стороны, а для нормальных людей — с той». Это значит, что человек на коляске — ненормальный, а это снова оскорбление. Познакомимся со следующей таблицей (учитель показывает на доске таблицу). Слева — выражения, недопустимые к употреблению. Справа — корректный вариант.
Сейчас вашим заданием будет сделать из этой таблицы памятку для каждого сочинца о том, как можно и как нельзя говорить о людях с инвалидностью, будь то наши друзья, соседи, совершенно незнакомые люди или паралимпийцы, которых мы будем встречать в 2014-ом году. Каждый оформляет памятку в собственном стиле, но чтоб она была яркой, читаемой и запоминающейся. |