Скачать 63.46 Kb.
|
МДОУ «ЦРР-детский сад «Колосок» с.Ивантеевка, Ивантеевского района Саратовской области» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием метода ТРИЗ-РТВ в старшей группе на тему: «Транспорт» Воспитатель 1 категории Костыля Е.С. 2009г. Программное содержание:
Приемы и методы ТРИЗ и РТВ:
Ход занятия В. - Ребята, к нам сегодня на занятие придет гость, кто он, попробуйте угадать в игре “Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость умеет жужжать. Д. - А может это комар, муха, паук, жук, шмель? В. - Нет, это не насекомое. Д. - Может это телефон, пылесос, стиральная машина? В. - Это человек, сказочный герой. Д. – Щелкунчик, человек-паук, карлсон. В. – Да, это Карлсон. Он уже давно сидит в теремке и ждет отгадаете вы его или нет. В. - Что же у него жужжало? Д. - Пропеллер. В. - Как вы думаете, как он у нас появился? Д. - Прилетел. В. - На чем он прилетел? Д. - На своем пропеллере. Включил кнопку и прилетел. В. - Значит, он сам на себе прилетел. Карлсон (К) - Здравствуйте, ребята. Вот вы сказали, что я сам на себе прилетел. А на чем еще я мог прилететь? Д. - На самолете, ракете, вертолете, птице, воздушном шаре, на летучем голландце. В. - Как это все одним словом можно назвать? Д. - Транспортом. К. - Что такое транспорт? Д. - Это машины. В. – Сейчас мы поиграем в игру «Волшебный телевизор» и расскажем все-все про транспорт нашему гостю. (слайд №2) В. – Какой воздушный транспорт вы знаете? Д. – Самолет, вертолет, ракета, воздушный шар. (слайд №3) В. - Где мы можем встретить транспорт? Д. – На улице, в небе, в космосе, на дороге. (слайд №4) В. - Кто придумал транспорт? Д. - Люди. В. - А давным-давно, когда жили древние люди, не было транспорта, на чем они ездили? Д. – На оленях, собаках, лошадях, верблюдах, слонах. В. – Кто сможет назвать этот вид транспорта? Д. - Гужевой. (слайд №5) В. – Какие общие части есть у этих животнах? Д. – Голова, туловище, шея, ноги, глаза, уши, нос, рот, копыта, хвост. (слайд №6) В. - Где мы можем его встретить? Д. - На улице, рядом с человеком, в зоопарке, цирке. (слайд №7) В. - Что потом будет с автомобилем? Д. – Состарится. Сломается. Новый сделают. Сделается металлоломом. В. – Транспорт может служить учебным пособием, памятником. (слайд №8) В. - А теперь давайте подумаем, что же хорошего в транспорте? Д. - Можно на нем покататься. Перевозить людей, грузы. Если устал, можно ехать. В. - Много достоинств у транспорта, а есть и недостатки. Какие? Д. - Транспорт может задавить, упасть в яму, выходит вредный газ, нечем дышать, они сталкиваются, он ломается. В. - Значит, ребята, транспорт, это хорошо, потому что на нем можно ездить, перевозить грузы, и транспорт — это плохо, потому что происходят аварии, есть в нем вредный газ. (слайд №9) В. – Как создать безопасный транспорт? Д. – Сделать его из дерева, чтобы он ездил с помощью электричества, с помощью пульта управления. В. -А как же человеку будущего передвигаться и перевозить грузы? Д.- На машине времени, на ковре-самолете, летающей тарелке, звезде. В. - А что надел Карлсон? Что ему помогло передвигаться? На чем у него пропеллер? Д. - На спине. На кофте. На одежде. В. - Вот у него такая волшебная одежда: и не вредно, и не опасно, и деньги не надо платить, куда захотел, туда и поехал. К. – А я тоже знаю интересную игру “Маша-растеряша”. Я буду Машей-растеряшей. В. -Карлсон, раз у нас сегодня разговор о транспорте, то и играть мы будем тоже с транспортом. К. - Ой! Д. - Что с тобой? К. - Потерял. Д. – Что? К. - Лодку. На чем я теперь буду плыть. Д. -На корабле. На лодке подводной. На самолете. На бочке. На палочке. На деревяшке. В. - А теперь давайте поиграем в “Теремок”. Карлсон будет у нас автобусам. Живет в теремке автобус. Едет мимо “Жигули”. Ребенок (Р). - Автобус, пусти меня в теремок. К. - Скажешь, что у нас общего, пущу. Р. - У нас есть колеса. К. - Заходи. В. - Вот живут они вдвоем, едет мимо поезд. Р. - Автобус, пусти меня в теремок. Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда впустим. Р. - У нас есть руль. Д. - Заходи. В. - Живут они втроем. Плывет мимо корабль. Р. - Автобус, пусти меня в теремок. Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда пустим. Р. - У нас есть кабина. К. - Заходи. В. - Летит мимо вертолет. Р. - Автобус, пусти меня в теремок. Д. - Скажешь, что общего, тогда зайдешь. Р. - У нас есть окошки. В. - Живут они вместе. Едет мимо мотоцикл. Р. - Автобус, пусти меня в теремок. Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда впустим. Р. - У нас есть сиденье. В. - Едет мимо велосипед. Р. - Автобус, пусти меня в теремок. Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда впустим. Р. – Мы перевозим грузы, людей. Д. - Заходи к нам. К. - Молодцы, ребята, спасибо за игру. В. - Карлсон, ребята умеют не только играть, но и фантазировать, придумывать. Давайте придумаем велосипед. Придумаем такой велосипед, которого еще никогда не было. Назовите мне любые слова, но не о транспорте. Д. - Хвост, лапки, уши, рога, голова, деньги, лестница, цветок, книга. В. - Давайте выберем слова “книга” и “деньги”. В. - А теперь подумает какая книга? (слайд №10) Д. – Твердая, бумажная, сердечная, толстая, красивая, блестящая, большая. В. – Деньги, какие они? (слайд №10) Д. - Красивые, желтые, блестящие, расписанные, дружные. В. - Теперь давайте подставим к слову велосипед слова “сердечная” и “расписанные” Сердечный велосипед. Закройте глазки. Представьте, какой он, для кого, как выглядит, что умеет делать? Д. - Сердечный возит только хороших людей. А если сядет плохой человек, он превратит его в хорошего. Д. - Он будет возить мою маму, она ждет ребенка, ей тяжело ходить, этот велосипед будет ее возить. В. – А расписной велосипед это какой? Д. - Разноцветный. Блестящий. Возит красивых людей, делает их красивыми. Д. – Украшен звездами, этот велосипед для меня, будет меня перевозить из дома в детский сад. В. - Видите, какой мы с вами интересный велосипед придумали. К. - Ребята, а я еще люблю загадки загадывать. В. - А мы умеем их еще и сочинять. В. – Давайте, разделим доску на две половинки и сочиним загадку про поезд. Hа первой половинке запишем, что он умеет делать? (слайд №11) Д. - ездит гудит возит людей В. - Какой из транспорта делает тоже самое – запишем на второй половинке. Какой транспорт ездит? Д. – Машина. Автобус. В. - Какой транспорт может гудеть? Д. - Электричка. В. - Какой транспорт возит людей? Д. - Самолет. В. - Теперь соединяем обе части. Помогайте мне: Ездит, но не машина Гудит, но не электричка Возит людей, но не самолет. В. - Ребята, когда Карлсон летел к нам, почтальон передал ему письмо (показывает конверт с надписью “SOS” и рисунком - самолет). (слайд №12) В. - Это называется помогите, письмо “SOS”. Как вы думаете, кто просит о помощи? Д. - Летчик. В. - Я вам прочитаю письмо и мы подумаем, что написать в ответе, как помочь (читает письмо). Здравствуйте, дорогие ребята! У нас беда, на нашем аэродроме поселились птицы и они мешают полетам. Мы можем с ними столкнуться, что приведет к гибели птицы и самолета с пассажирами. Как нам быть? В. - Птицы на аэродроме это хорошо, почему? Д. - Им нравится, живут там, где им хочется. В. - И птицы на аэродроме плохо, почему? Д. - Могут столкнуться с самолетом, разбивают стекла самолета. В. - Вот теперь давайте подумаем, как же сделать, чтобы птички не хотели летать на аэродроме, чего они могут испугаться? Д. – Чучело, шума, собаку, кошку, огня. Надо им сказать, чтобы они туда не летели. В. - Мы им можем сказать по-птичьи? Д. - Нет. В. - А кто может? Д. - Птицы. В. - Можно записать голос птицы, которая кричит: “Не летите туда, там опасно”. Птицы услышат, и не захотят туда лететь. Мы запишем ваши предложения и отправим летчикам с Карлосаном. К. –Спасибо вам, за интересные игры. Мне пора возвращаться. До свидания. В. – Ребята вам понравилось играть с Карлсоном? В. - Какая игра вам показалась самой интересной? В. - Какая самой трудной? В. – Какая игра вам показалось самой легкой? В. – Что нового вы узнали сегодня? |