Скачать 54.12 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №1» администрация Ермаковского района. Конспект урока по географии Ориентирование по плану местности. Азимут. (6 класс) Составила: Гольцева Н.В. с. Ермаковское 2006г Цель урока: Формирование у учащихся умения ориентироваться на местности по плану. Задачи: Образовательные: на основе полученных знаний изучить приемы определения азимута и правила работы с компасом; Воспитательные: формирование умения взаимодействовать, решая поставленную задачу; Развивающие: развитие навыков практического применения оборудования на уроке. Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (записи и схемы на доске); практические (работа с компасом, нахождение азимута). Оборудование: компас, транспортир большой, линейка. Тип урока: изучение нового материала. Основные понятия: компас, азимут. Ход урока. I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания, фронтальный опрос. Задания на знание понятий - Что называется масштабом? - Какие виды масштабов вы знаете? - Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете? Задания на проверку умений 1. Выразите численный масштаб именованным: 1 250000; 1: 1 000000; 1 1 000; 1:50; 1 25000. 2. Выразите именованный масштаб численным: в 1 см - 100 м; в 1 см - 1 км; в 1 см - 25 км; в 1 см - 350 км; в 1 см-900 км; 5. В каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см? Задания на проверку практических навыков - Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту? - Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба? - Как перевести именованный масштаб в численный? - Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный? III. Изучение нового материала А. Целепологание - Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить. Какие стороны горизонта вы знаете? Учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске. - Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад. - Сегодня на уроке мы познакомимся с различными способами нахождения сторон горизонта. - А как вы уже можете определять на местности стороны горизонта. Б. Работа в группах - Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта: 1) по муравейнику; 2) по ветвям одиноко стоящего дерева; 3) по годичным кольцам пней; 4) по таянию снега на крышах, склонах холмов; 5) по Полярной звезде. Выполнение задания - Посмотрите на рисунок на доске. А. - Вам (крестик на плане) предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? - Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на север. Б. - Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? В. - Прочитайте в учебнике с.15, что такое азимут? Покажите на схеме, где азимут. Г. - Определите значение азимута с помощью транспортира. Д. - Выполните задания на определение азимута (Г. С.15 рис. 8). Е. - На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса (на партах карточки с планом нахождения азимута). Нахождение азимута по плану: 1. Определить направление на север. 2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север. 3. Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке. В. Задание по топографическому плану - Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете возвращаться? - Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по форзацу учебника) - Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по ному азимуту с помощью компаса. Г. Знакомство с компасом Устное изложение сообщения по предварительному заданию тема «Компас», учащиеся в тетрадях составляют два вопроса по услышанному материалу. Компас - это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов. Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов», В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути». Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лег намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XII в. арабские мореплаватели. В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям - румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями. - познакомьтесь с правилами работы с компасом ( на партах карточки с правилами работы с компасом). lV. Закрепление нового материала Работа в группах, по алгоритму - Задание: изучите правила работы с компасом, найти азимут на любой из предмета в кабинете, представить этапы работы. Правила работы с компасом: 1.Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность. 2. Подождите, пока компасная стрелка установится. 3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе. 4. На компас кладут гонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. 5. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке. VII. Домашнее задание - § 6, приготовиться к практической работе на улице, приготовить карандаш, лист плотной бумаги, компас, цветные карандаши. |