Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза





НазваниеРейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза
страница1/9
Дата публикации30.07.2013
Размер1.02 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»


Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ

ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ ГОУ ВПО «ШГПИ»)

Шадринск

2009

УДК

ББК
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза (методические рекомендации для заведующих кафедрами)/ составители Е.М. Едиханова, Т.А. Колосовская. – Шадринск, 2009.

Составители:

Едиханова Е.М. – кандидат психологических наук, доцент;

Колосовская Т.А. – кандидат педагогических наук, доцент

В методических рекомендациях рассмотрены вопросы организации и проведения рейтинговой системы оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов. Особое внимание уделяется разработке основных направлений системы управления качеством работы кафедры, выделяются показатели, уровни их оценки. Рассматриваются вопросы документирования основных процессов деятельности кафедры.

Методические рекомендации предназначены для заведующих кафедрами ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».

Положение

о рейтинговой оценке качества деятельности

профессорско-преподавательского состава,

кафедр и факультетов ГОУ ВПО «ШГПИ»
1. Общие положения
1.1. Рейтинговая оценка качества деятельности профессорско-преподавательского состава (далее ППС), кафедр и факультетов проводится в соответствии с решением Ученого совета ШГПИ.

1.2. Настоящее положение определяет порядок проведения рейтинга, а также состав показателей для его расчета.

1.3. Рейтинговая оценка ППС, кафедр и факультетов института проводится в строгом соответствии с законами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными и инструктивными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Рособразования РФ, Уставом института, решениями Ученого совета, а также приказами ректора и настоящим Положением.

1.4. Организация проведения рейтинговой оценки возлагается на УМУ, Службу качества ШГПИ и включает в себя выполнение следующих функций:

  • организация и координация научно-исследовательской деятельности, связанной с разработкой критериев, требований, методик и инструментария рейтинговой оценки;

  • оказания содействия, методической и консультационной помощи руководству факультетов, кафедр и преподавателям в проведении самообследования и подготовке к рейтинговой оценке;

  • формирование банка данных и сводных рейтингов преподавателей, кафедр и факультетов;

  • подготовка аналитической и статистической информации для руководства института.


2. Цели и задачи рейтинговой оценки
2.1. Основной целью рейтинговой оценки качества деятельности ППС, кафедр и факультетов ШГПИ является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности научной и учебной работы, развитие творческой инициативы преподавателей и сотрудников, направленной на инновационное развитие института и повышения качества его деятельности. Результаты рейтинга являются информационной базой Службы качества как важный инструмент управления и совершенствования деятельности института.

Цели оценки качества деятельности преподавателей, кафедр и факультетов многоаспектны:

  • усиление заинтересованности преподавателей в повышении своей профессиональной квалификации, в освоении передового педагогического опыта, в творческом подходе к преподаванию;

  • обеспечение большей объективности оценок качества деятельности ППС, кафедр и факультетов за счет повышения полноты и достоверности информации;

  • усиление коллективной заинтересованности преподавателей, кафедр и факультетов в улучшении конечных результатов по подготовке специалистов;

  • повышения качества преподавания как важнейшего фактора улучшения качества подготовки специалистов.


2.2. Основными задачами рейтинга являются:

1) создание информационной базы, всесторонне отражающей деятельность как института в целом, так и его факультетов, кафедр и преподавателей в отдельности;

2) совершенствование деятельности и развитие института через критический анализ педагогическим коллективом результативности собственного труда;

3) стимулирование видов деятельности, способствующих повышению рейтинга института в целом;

4) получение единых комплексных критериев для оценки и контроля уровня и эффективности работы факультетов, кафедр, ППС.

2.3. Организация рейтинга основывается на принципах:

  • соответствия содержания оценки приоритетным направлениям развития института;

  • объективности и достоверности полученной информации;

  • гласности, оперативности и систематичности рейтинговой оценки;

  • сочетания различных форм рейтинговой оценки;

  • компетентности и объективности оценивающих;

  • стимулирования участников рейтинговой оценки (ППС, кафедры и факультеты) к улучшению деятельности.

2.4. Рейтинговая оценка качества деятельности ППС, кафедр и факультетов должна позволять:

  • оценить соответствие преподавателя должностным квалификационным требованиям, а также его персональный вклад в решение задач кафедры, факультета, института;

  • выявить лидеров в отдельных видах деятельности (в учебной, методической, научной и воспитательной работе);

  • определить общее место (рейтинг) преподавателя на кафедре, кафедры на факультете, факультета в институте;

  • создать условия для повышения активности преподавателей в учебной, методической, научной и воспитательной работе;

  • обеспечить руководителей дополнительной информацией об уровне профессиональной полготовки преподавателей и направлениях ее совершенствования;

  • упростить процедуру на выдвижение кандидатур на замещение научно-педагогических должностей;

  • управлять научно-педагогическим потенциалом кафедры, факультета, института при изменении приоритетов решаемых задач.


3. Методика рейтинговой оценки и исходные данные для расчета
3.1. В основу механизма определения рейтинга положено представление о нем как об акте признания коллегами и руководством института деятельности конкретного преподавателя, кафедры, факультета, продуктивности и качества его работы по подготовке специалистов, проведению научных исследований и вкладу в развитие института и его признания общественностью.

3.2. Для обеспечения сравнимости результатов предусмотрено семь квалификационных категорий ППС: деканы, заместители деканов, заведующие кафедрами, профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты (преподаватели). Оценки проводятся внутри этих групп, что обеспечивает сравнимость результатов.

3.3. Исходные данные для определения рейтинга преподавателей, кафедр и факультетов сведены в одну общую таблицу. В таблице указаны наименования показателей и их порядковые номера. Все показатели имеют строго однозначную интерпретацию, поэтому при заполнении таблицы преподаватель, зав.кафедрой, декан должен придерживаться принятого толкования показателей.

3.4. Контроль достоверности значений показателей ППС осуществляет заведующий кафедрой, а факультетов – декан. Выборочный контроль показателей осуществляет УМУ и Служба качества института.

3.5. Итоги рейтинговой оценки подводятся ежегодно к 1 ноября за предыдущий учебный год. При этом определяются показатели, оказавшиеся наиболее значимыми (высокими, низкими) для института, данного факультета, кафедры. Итоги рейтинга объявляются приказом ректора института.

3.6. Рейтинги публикуются на сервере института.
4. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ РЕЙТИНГА
Анализируя имеющийся опыт других вузов, можно сформулировать следующие основные требования к разработке предлагаемой системы рейтинга, а именно:

  • формализуемость методики, позволяющая создавать компьютерную базу данных и использовать локальную сеть института для сбора и публикации данных рейтинга;

  • объективное число показателей, характеризующих деятельность каждого участника рейтинга (преподавателя; кафедры; факультета);

  • возможность дополнения и изменения системы показателей рейтинга;

  • стимулирование каждого участника в оценке его рейтинга (премии, надбавки и т.п.);

  • учет опыта других вузов, возможность апробации методики (например, в течение 1 года);

  • ежегодное рассмотрение на Ученом совете, утверждение приказом ректора показателей рейтинга и их весомости, ознакомление коллектива;

  • привлечение для сбора данных, кроме кафедр и факультетов, отдела кадров, бухгалтерии института и, возможно, других (например, РИО) структурных подразделений. Необходимо выделить конкретных ответственных лиц в указанных подразделениях и установить им персональные надбавки.

Рейтинг кафедр должен базироваться на рейтинге соответствующих преподавателей, а факультетов - на рейтинге кафедр, входящих в факультет.

Рейтинг целесообразно подсчитывать за учебный год. Итоги подводить к 1 ноября ежегодно.

Так как выделение значимых показателей рейтинга весьма субъективное действие, зависящее от квалификации и должностного положения лиц, участвующих в экспертной оценке весомости показателей, можно предложить балльную систему. При этом в оценку рейтинга кафедр и факультетов следует ввести аккредитационный показатель для вузов, а именно: % лиц ППС, работающих на штатной основе на целую ставку (1,0 ед.), НИРС и т.п.

Преподавателей-совместителей, работающих на условиях почасовой оплаты труда (как и при аттестации вузов государственной комиссией), следует привести к «штатным единицам». Приведение «почасовиков» следует осуществлять путем соотношения выполняемой конкретным преподавателем-почасовиком годовой учебной нагрузки (в час/год) и средней учебной нагрузки ППС кафедры (по отношению к штатным должностям с учетом совместителей, работающих на неполную ставку - час/шт.ед.). Округление «приведенных ставок» целесообразно производить до второго знака после запятой.


Рейтинг как инструмент оценки качества профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава
Рейтинг (от англ. rating) – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений некоторого субъекта в классификационном списке, который составляется экспертами соответствующих отраслей. Фактически «рейтинг» – это система упорядочения в виде списка качества любых объектов на основе количественных показателей, или рейтинговых оценок.

Рейтинг ППС – понятие, которое рассматриваться как категория педагогической квалиметрии. Это уровневый результирующий показатель качества научной, учебно-методической и воспитательной деятельности преподавателя, позволяющий судить о его классе, месте, категории, принадлежности к определенной категории профессионально-педагогического сообщества. Рейтинг является одним из видов оценки качества деятельности преподавателя, который может органично сочетаться с другими видами оценки, принятыми в вузе.
Преимущества рейтинговой оценки заключаются в следующем:

  • возможность осуществления текущей (по окончании учебного года) и кумулятивной (один раз в 5 лет) оценки качества профессиональной деятельности ППС;

  • развернутая процедура оценки качества работы преподавателей обеспечивает ее надежность;

  • оценка удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей);

  • процедура оценки дает возможность развивать у преподавателей навыки самооценки и анализа профессиональной деятельности.

Цель введения рейтинга преподавателей, кафедр и факультетов в вузе – улучшение качества деятельности ППС и совершенствование качества образовательного процесса.

Главными задачами рейтинга являются:

  • повышение обоснованности принимаемых управленческих решений (в области кадровой политики);

  • повышение уровня объективности информации о процессе и результатах деятельности вуза;

  • повышение уровня мотивации ППС, стимулирование их профессионального и личностного роста;

  • дифференциация результатов труда для обеспечения поддержки наиболее эффективной части преподавательского состава.

Принципы проектирования, внедрения, поддержания устойчивого функционирования и совершенствования рейтинга преподавателей определяются как:

единая методологическая основа, включающая комплексный подход к организации и практике рейтинговой оценки;

централизация создания и управления единой системой оценки качества профессиональной деятельности ППС в вузе;

комплексность, обеспечивающая оценку всех видов деятельности ППС;

открытость, включающая в себя полную информированность преподавателей о целях, содержании и средствах рейтинговой оценки;

модульность, обеспечивающая создание и совершенствование комплексной, гибкой оценки деятельности преподавательского состава в зависимости от специфики кафедры и вуза, а также от целей оценки;

пропаганда, подразумевающая вовлеченность преподавателей в процесс как на стадии разработке концепции, так и внедрения рейтинговой оценки, опору ни лучшую практику, снятие организационных и психологических барьеров, преодоление сопротивления внедрению рейтинговой системы оценки.

Структурная модель рейтинга профессиональной деятельности ППС включает следующие обязательные компоненты:

  • модель качества деятельности преподавателя вуза;

  • математическую модель расчета рейтинговых показателей;

  • рейтинговые шкалы по оценке качества профессиональной деятельности ППС.

В предлагаемой модели оценки качества деятельности ППС учтены два различных подхода к оценке:

  1. по фактическому статусу (постоянная, характеризующая квалификационный потенциал преподавателя, накопленный им за все время работы);

  2. по достигнутым результатам (текущая часть, учитывающая трудовую и творческую активность преподавателя за отчетный период, т.е. за последний год).

Схема комплексного подхода к определению рейтинга преподавателя



Рейтинговая модель оценивания профессиональной деятельности ППС состоит из шести блоков показателей:

1 блок. Оценка показателей достигнутой квалификации

2 блок. Оценка научной работы (за отчетный период)

3 блок. Оценка организационно–методической деятельности (за отчетный период)

4 блок. Оценка учебно-методической деятельности (за отчетный период)

5 блок. Внеучебная, воспитательная и общественная работа (за отчетный период)

6 блок. Поощрения и взыскания
В основе рейтинговой оценки всегда лежат конкретные правила оценивания.

В данном случае при определении рейтинга Преподавателя учитывается два аспекта качества его труда: статус («прошлое») и продуктивность («настоящее»).

Показатель «статус» (1 блок) носит информационный характер и в общем результате при подсчете суммы балов по показателям не учитывается.

Оценка качества профессиональной деятельности преподавателя носит интегрированный характер, базирующаяся на основе трех составляющих: анализируется продуктивность деятельности преподавателя по его индивидуальному научному (2 блок), учебно-организационно-методическому рейтингу (3-4 блок), а также рейтингу по внеучебной, воспитательной и общественной работе (5 блок).

Математическая модель расчета рейтинговых показателей строится исходя из того, что форма индивидуального рейтинга преподавателя состоит из трех разделов. Все вышеперечисленные параметры имеют определенное количество критериев, каждому из которых присваивается тот или иной балл (см. показатели и примечания к показателям).

За процедуру определения рейтинга на кафедре ответственность несет заведующий кафедрой, который по итогам учебного года предоставляет материалы рейтинга по утвержденной форме в учебно-методическое управление (службу качества). Результаты рейтинга обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. Начальник учебно-методического управления отвечает за составление общего рейтинга ППС института, рейтинга факультетов, кафедр и предоставляет эту информацию руководству вуза для последующего анализа.

Формы представления результатов рейтинговой оценки качества профессиональной деятельности ППС, факультетов и кафедр могут быть различными:

  • ранжированные списки преподавателей, факультетов и кафедр;

  • балльная оценка по видам деятельности;

  • краткое заключение об уровне профессиональной деятельности преподавательского состава кафедры, факультета, а также в целом по вузу;

  • развернутые данные о качестве деятельности ППС кафедры, факультета, вуза и пр. (рис., табл.).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconПоложение о расчете штатного расписания профессорско-преподавательского...
Методика расчета штатного расписания профессорско-преподавательского состава кафедр университета
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководство предназначено для заведующих и профессорско-преподавательского состава профилирующих кафедр Академии, руководителей выпускных...
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза icon«Управление развитием системы оценивания учебной деятельности студентов в вузе»
Ключевые слова: образовательный стандарт, модульно-рейтинговая система, система оценивания учебной деятельности студентов, принципы,...
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconКафедра отечественной истории
Результаты интеллектуальной деятельности профессорско-преподавательского состава
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconШтат профессорско-преподавательского состава кафедры

Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconРуководство по подготовке и оформлению рефератОВ, контрольных, курсовых и дипломных работ
Руководство предназначено для начальников факультетов, заведующих кафедрами, профессорско-преподавательского состава, руководителей...
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconНормы времени для расчета учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава ПетрГУ

Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconОтчет о работе кафедры оперативной хирургии
Характеристика профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала представлена в таблице
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью конкурса является повышение качества издаваемых учебников и учебных пособий и стимулирование деятельности профессорско-преподавательского...
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconПрофессиональные требования к представителям профессорско-преподавательского состава
Санкт-петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconМинприроды России?
Пересчитаны должностные оклады профессорско-преподавательского состава и научных работников системы мвд россии
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconМосковский государственный областной университет (мгоу)
В целях повышения эффективности работы по созданию научного и научно – педагогического потенциала мгоу, а также установления единых...
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconКонкурс на замещение должностей научно-педагогических работников...
...
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского...
Энергообеспечение сельскохозяйственных потребителей с использованием возобновляемых источников энергии
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рейтинговая система оценивания деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов вуза iconКурсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по программе
«Реализация и оценка качества освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями фгос с использованием информационных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск