Скачать 213.11 Kb.
|
национальный центр массового обучения навыкам оказания первой помощи «школа БУБНОВА» 105353 Москва, Щелковское шоссе, д. 100, корп. 6, тел/факс: (499) 748-61-10 представление Инновационного проектА по Внедрению новейших технологий обучения персонала опасных видов производства и транспорта навыкам оказания первой помощи после несчастного случая или теракта «спаси и сохрани» в рамках обсуждения проекта приказа министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации Москва 2011 I Проект приказа Минздравсоцразвития и проблемы его реализации Трудно переоценить актуальность представленного для рассмотрения проекта Приказа Минздравсоцразвития «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний и требований охраны труда», особенно в вопросах массового обучения навыкам оказания первой помощи. Однако в предлагаемых для рассмотрения документах заложены положения, не только противоречащие замыслу проекта, но и создающие неразрешимые проблемы в его реализации. Первая проблема В примерном учебно-методическом плане «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве из 20 часов общего учебного времени для обучения практическим навыкам предусмотрено только 1,5 часа. Если учесть, что оптимальная группа для тренировки навыков не должна превышать 10-15 человек, то получается, что на каждого человека отводится не более 5–7-ми минут. Насколько реально за пять минут отработать практические навыки проведения комплекса сердечно-легочной реанимации, наложения кровоостанавливающих жгутов, повязок и транспортных шин? — вопрос в большей степени риторический. Вторая проблема В примерной программе обучения информация о правилах выполнения навыков оказания первой помощи составляет не более 3%. Остальные 97% учебного времени слушатель без медицинского образования изучает медицинскую терминологию, классификацию повреждений, общие вопросы оказания первой медицинской помощи при развитии травматического и геморрагического шоков и прочее. Возникает закономерный вопрос, — Какую конкретную цель преследует данная программа? Если основное назначение — не формально, а реально обучить каждого сотрудника навыкам оказания первой помощи, что действительно поможет снизить смертность и степень увечий после несчастного случая на производстве (именно это записано в общих положениях приказа), то предложенные примерные учебный план и программа обучения полностью противоречат достижению поставленной цели. Если нужна очередная формальная отписка о проведенном мероприятии с возможностью обогащения определенного круга уполномоченных лиц, то с помощью предлагаемых учебного плана и программы обучения задача блестяще решена. Пожалуйста, вдумайтесь в последствия предложенной кем-то схемы. Специалисту любой, далекой от медицины профессии, предлагается зазубрить:
И далее по списку еще десять страниц. Программа подготовки фельдшеров переписана вполне добросовестно. Совершенно очевидно, что вызубрить такой большой объем информации за два с половиной дня человеку, далекому от медицины, практически нереально, зато как выгодно проводить аттестацию! Чуть запнулся — иди и зубри снова или заплати определенную мзду. Что проще? Только цена такого выбора будет более чем высокой. Специалист, купивший аттестацию, сделает все возможное, чтобы обман, а точнее, подлог и мошенничество, ни при каких обстоятельствах не были раскрыты. В случае отсутствия свидетелей несчастно случая, он обязательно пройдет мимо пострадавшего, а точнее сбежит с места происшествия. А это уже грубое нарушение уголовного кодекса. (Статья 125 УК РФ «Оставление в опасности»). Одно преступление неизбежно порождает другое. А самое печальное, — сколько тысяч судеб будет нелепо оборвано примерными программой и учебным планом Приказа Минздравсоцразвития о новом порядке обучения работников! * — точный диагноз закрытых переломов костей ставится только в лечебном учреждении. При подозрении на все перечисленные повреждения (растяжения и разрывы связок, сильные ушибы тканей, вывихи и подвывихи в суставах) следует наложить транспортную шину, приложить холод и предложить таблетку анальгина. Тогда зачем так много совершенно излишней информации? ** — при недостаточном освещении и наличии плотной одежды практически невозможно отличить артериальное кровотечение от венозного. Однако достаточно увидеть возле пострадавшего лужу крови, размер которой превышает в диаметре метр, чтобы сделать безошибочный вывод об опасной кровопотере. Если в случае ранения бедренной артерии кровотечение не будет остановлено в течение 2-х минут, то произойдет несовместимая с жизнью потеря крови. Единственный верный вариант действий — независимо от вида кровотечения, как можно скорее, в течение 20-30 секунд наложить жгут, как при ранении бедренной артерии. Даже в случае «грубой ошибки» в определении вида кровотечения жизнь пострадавшего будет спасена. Логика действий предельно проста: есть подозрение на опасное для жизни кровотечение — наложи жгут по всем правилам остановки артериального кровотечения, во всех остальных случаях достаточно наложить бинтовую повязку. Совершенно очевидно, что излишняя информация о наложении жгутов выше раны или ниже, в зависимости от вида кровотечения, только запутает очевидца, а в результате, все закончится смертью. *** — возникает простой вопрос, — как выявить нормальное, патологическое, адекватное, неадекватное и агональное дыхание? Правильно, спокойное дыхание — практически не заметно. На то оно и нормальное. К тому же, мужчины дышат животом (диафрагмальный тип дыхания), а не грудью. Зачем у них высматривать подъем грудной клетки, непонятно. Как одеты наши граждане зимой, нет необходимости распространяться. В какую сторону движутся ворсинки ватки или перышка на сквозняке, и, как запотевает зеркальце, поднесенное ко рту, у недавно умершего на морозе — притча во языцех. А вот, как храпят в казармах солдаты, с какими большими паузами между вдохами спят баскетболисты и боксеры — это отдельная песня. Ночевать с ними просто страшно. Шумный выдох, и затем бесконечно долгая пауза с застывшим, как у трупа, лицом. Возникает вопрос, — Зачем столько времени изучать, то, что на практике путает даже профессиональных медиков? — Когда есть достоверный признак остановки кровообращения — отсутствие пульса на сонной артерии. Само собой разумеется, что у необученного контингента в определении пульса на сонной артерии возникают большие проблемы, но это — проблемы обучения. Рекомендация отличать состояние комы от клинической смерти только по определению признаков сознания и дыхания неизбежно приведет к потере тысяч жизней пострадавших в состоянии комы. Когда, человек жив, у него есть пульс на сонной артерии, но он не реагирует на окружающее (состояние комы), то, лежа на спине, он уже в течение 3-4 минут может захлебнуться рвотными массами. Именно в коме, у лежащего на спине человека, из-за западения языка наиболее часто отмечается захрапывающее и редкое («агональное») дыхание. А что в этом случае очень настоятельно предлагает сделать некая общественная организация Европейский Совет по Реанимации? Приступить без проверки пульса на сонной артерии к непрямому массажу сердца! Надавливания на грудину с силой 40-60 кг/с и частотой около 100 раз в минуту неизбежно спровоцируют остановку сердца. Положение пострадавшего на спине более 5 минут приведет к аспирации рвотных масс. Если учесть, что развитие комы при несчастных случаях на производстве и в дорожно-транспортных происшествиях возникает в тысячу раз чаще, чем клиническая смерть, то кто должен ответить за такое бездумное внедрение в России нелепейшей рекомендации западных «специалистов»? А ведь как просто можно было спасти пострадавшего в состоянии комы — надо было его просто повернуть на живот. Без комментариев! Третья проблема Данная неразрешимая проблема заложена в пункте 50 раздела II. «Обучение по охране труда». 50. Обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим организуется с привлечением специалистов, имеющих медицинское образование. Первая незадача — откуда взять столько медицинских работников. Ведь обучение навыкам (проводить тренинг) можно в группах не более 10-15 человек в течение 6-8 часов. В одночасье потребуется более десяти миллионов специалистов из структур здравоохранения с полной загруженностью рабочего дня в течение всего учебного года. Вторая незадача — более прозаичная. Достаточно вспомнить опыт привлечения медицинских работников к обучению навыкам оказания первой помощи на уроках ОБЖ или НВП. Бабушка в белом халате с 2-3 энтузиастами бинтует добровольную жертву, а остальной класс «стоит на головах». Выпускники тех лет вряд ли смогут хотя бы правильно наложить транспортную шину. Зачем наступать на те же грабли? Третья незадача заключается в неожиданном парадоксе. Дипломированный врач часто боится звонка в собственную дверь с просьбой о помощи соседу, либо несчастного случая на дороге или пляже. Выпускники медицинских вузов не готовы к оказанию первой помощи вне стен лечебных учреждений. Анализ программы обучения в медицинских ВУЗах показал, что изучение сердечно-легочной реанимации производится в рамках общего цикла анестезиологии и реаниматологии на 3-м и 6-м курсах. На третьем курсе студентам читается одна двухчасовая лекция «Терминальные состояния. Клиническая смерть», включающая теоретические основы сердечно-легочной реанимации. Отработке практических навыков отводится всего 3 часа, за которые навыки сердечно-легочной реанимации должны получить все студенты группы (по 9-10 минут на человека). На шестом курсе вопросы и практические занятия по проведению сердечно-легочной реанимации в тематику цикла не входят. Правила остановки кровотечения изучаются также на третьем курсе на кафедре общей хирургии, где и отрабатываются практические навыки. В последующем с вопросами остановки кровотечения при травмах студент сталкивается только теоретически при изучении военно-полевой хирургии. Практические навыки и правила остановки кровотечения повторно не изучаются. Кроме этого, вопросы первой помощи изучаются, как правило, по остаточному принципу, поскольку будущие специалисты планируют быть врачами, а не преподавателями по обучению навыкам первой помощи. Выводы Трудно переоценить актуальность представленного для рассмотрения проекта Приказа Минздравсоцразвития о новом порядке обучения работников, особенно в вопросах массового обучения навыкам оказания первой помощи. Тем не менее, к большому сожалению, если не внести несколько незначительных на первый взгляд поправок, то его реализация превратит благие намерения в очередную формальную отписку и развяжет руки мздоимцам. Предложение Для достижения поставленной в Приказе цели массового обучения предлагаю рассмотреть инновационный проект по внедрению новейших технологий обучения персонала опасных видов производства и транспорта навыкам оказания первой помощи после несчастного случая или теракта «спаси и сохрани» в рамках обсуждения проекта Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. II Инновационный проект по Внедрению новейших технологий обучения персонала опасных видов производства и транспорта навыкам оказания первой помощи после несчастного случая или теракта «спаси и сохрани» Цель проекта В кратчайшие сроки обучить весь персонал опасных видов производства и транспорта навыкам оказания первой помощи после несчастного случая, катастрофы или террористического акта, используя последние достижения отечественной робототехники и опыта подготовки личного состава элитных спецподразделений и спортсменов. Опыт массового обучения ограниченному количеству навыков без присвоения профессиональной квалификации Опыт действий бойцов элитных спецподразделений наглядно показывает, что в случаях опасного кровотечения, развития состояния комы или клинической смерти, повреждениях костей, решающим в спасении раненого является четкое использование навыков оказания первой помощи, а не умение владеть медицинской терминологией и знаниями анатомии, классификации видов кровотечений и повреждений. Задача обучения бойцов многих спецподразделений основным навыкам оказания первой помощи до сих пор возложена на командиров этих подразделений, без привлечения медицинских работников. Физическая подготовка населения с использованием незаслуженно забытого комплекса ГТО («Готов к труду и обороне!»), включавшего в себя норматив выполнения десяти обязательных упражнений, до сих пор остается непревзойденным по эффективности и массовости охвата. Миллионы советских граждан в возрасте от 10 до 60 лет без особых премудростей спортивного мастерства, после необходимой тренировки, достигали достаточно хорошей физической формы, позволяющей успешно трудиться, нести службу в армии и сохранять свое здоровье. И сегодня трудно переоценить значение этого комплекса для повышения обороноспособности Государства. Остается только сожалеть, что подавляющему большинству нашей молодежи очень не хватает умения хорошо плавать, бегать и подтягиваться. Массовое обучение навыкам оказания первой помощи с использованием опыта подготовки военнослужащих и спортсменов Впервые в обучение навыкам оказания первой помощи заложена методика подготовки спортсменов, спортивных команд и военнослужащих в формате краткосрочных двухдневных сборов (16-20 учебных часов), в которых принимают участие команды из четырех человек. В первый день команды отрабатывают каждый навык по отдельности. На второй день проводится открытая аттестация (все на глазах у всех) под контролем времени и качества исполнения. Суть обучения сводится к выполнению десяти навыков оказания первой помощи в реальной ситуации несчастного случая. Контроль времени и качества неизбежно приводит к азарту состязательности для выявления лучшей команды сборов. Азарт состязательности позволяет довести овладение навыками до профессионального автоматизма, отработать согласованность действий команды с учетом психологии поведения на месте происшествия. Таким образом, устраняется страх перед аттестацией. Более того, возникает желание продемонстрировать качество своей подготовки перед другими командами. В итоге, каждый обучающийся с активной мотивацией самосовершенствования, быстро приобретает необходимый практический опыт, который в жизни достигается ценой трагических ошибок. Основное назначение открытой аттестации в виде спортивного состязания — помочь участнику поверить в свои силы, вложить в его руки уверенность в действиях. Подобная аттестация значительно отличается от традиционного экзамена тем, что участники должны помогать партнерам и подстраховывать друг друга. Взаимовыручка и коллективность действий — залог успеха в спасении жизни. Составляющие массового обучения навыкам оказания первой помощи Первая составляющая На занятиях нет необходимости вести конспекты. Вся необходимая используемая информация об оказании первой помощи изложена в указанных учебных пособиях*, с которыми можно ознакомиться в библиотеках, Сети или приобрести в магазине. Данная информация носит вспомогательный характер и получается путем самостоятельного изучения. Большинство учебных пособий являются самоучителями с обязательным набором тестовых заданий и правильных ответов. Назначение пособий — «не загрузить» читателя медицинской терминологией и классификациями кровотечений, ран и переломов костей, а разъяснить последствия опасных ситуаций и состояний пострадавшего. Учебные пособия снабжены большим количеством наглядных иллюстраций, многие из них, выполнены в виде атласов. Данная составляющая позволяет:
Вторая составляющая Отечественные роботы-тренажеры пятого поколения: «ГОША», «ГЛАША», «ГАВРЮША» и «ГЕОРГИЙ», созданные с использованием нанотехнологий, имеют целый ряд преимуществ:
Использование функционально-конструктивных особенностей роботов пятого поколения позволяет:
Таким образом, качество овладения навыками оказания первой помощи объективно контролируется и оценивается. Использование роботов-тренажеров устраняет субъективность и неточность в аттестации. При таком виде контроля снижается необходимость выставлять оценки «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично». Главным критерием оценки становится принцип: «Умеешь — не умеешь». Наибольшую ценность в обучении представляет решение ситуационных задач. Роботы-тренажеры могут играть роль пострадавших с различными повреждениями и реакциями на успешные и неудачные действия обучаемых. Так, например, если своевременно удалить инородное тело из дыхательных путей младенца, то сразу же раздастся жизнеутверждающий детский крик, который вызывал слезы даже у маститых спасателей. Опыт проведения аттестаций показал: они являются настолько увлекательными и эмоциональными, что на их основе был создан новый вид экстремального спорта — Лайфрестлинг (борьба за жизнь), в котором выделяется адреналин не от смертельного риска спортсменов, а от восторга за спасенные жизни младенца, девушки и подростка. Таким образом, новый вид спорта стал эффективной методикой массового обучения навыкам оказания первой помощи. Новый вид спорта «лайфрестлинг» — самая эффективная форма широкого охвата населения обучением навыкам оказания первой помощи В течение нескольких лет персонал отдельных подразделений МРСК и спасатели МЧС России на своих конкурсах профессионального мастерства обучаются навыкам оказания первой помощи по методикам подготовки спортсменов, спортивных команд и личного состава элитных спецподразделений. Суть обучения сводилась к выполнению 10 навыков оказания первой помощи под контролем времени и качества исполнения, что неизбежно приводило к азарту состязательности для выявления лучшей команды. Таким образом, на конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства спасателей и энергетиков зародился новый вид прикладного (экстремального) спорта «лайфрестлинг» (русская версия названия «борьба за жизнь»). Всероссийские олимпиады ОБЖ (Кисловодск-2009, Сургут-2010, Иркутск-2011) проводились по технологическим картам лайфрестлинга, что послужило началом к проведению более 10 чемпионатов по лайфрестлингу среди школьников и учащейся молодежи. Апробация новых технологий обучения навыкам оказания первой помощи в форме проведения краткосрочных сборов и конкурсов профмастерства 1997-2011 Профессиональные конкурсы (открытые чемпионаты) поисково-спасательных формирований МЧС России. 2000 - 2011 ОАО «Аэрофлот. Российские авиалинии» (Учебный центр «Шереметьево»). 2001-2011 Элитные подразделения ФСБ, ВМФ, ГРУ, ВВ, МЧС Российской Федерации. 2005 Общественная организация «Россия-НАТО» (г. Москва, учебная база «Профсоюзная 31») Увидев результат, представители НАТО отказались от дальнейшего участия в проекте, заявив, что повышение обороноспособности Российского Государства не входит в их задачи. 2007-2011 Российский Государственный университет физической культуры, спорта и молодежной политики (Москва) Учебные центры РусГидро (Волжский, Корпоративный университет гидроэнергетики) 2008 Элитные подразделения КГБ, МВД и МЧС Республики Беларусь (Минск), Уральский центр охраны труда и средств защиты энергетиков (Екатеринбург). 2009-2011 Всероссийские Олимпиады школьников по ОБЖ (Кисловодск, Сургут, Иркутск). 2010-2011 Учебные центры ОАО «Холдинг МРСК» (Вологда, Смоленск, Можайск, Санкт-Петербург), Донской Государственный Технический Университет (Ростов-на-Дону) Выводы
Награды проекта Золотые медали ХХVIII и XXXVI Международных женевских (Швейцария) Салонов инноваций и изобретений в номинациях «Медицина» и «СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ». Золотая медаль Международного конкурса «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ». Золотой знак «ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ ПЕРЕД ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ» Международного исламского университета (Иран). Методическое и материально-техническое обеспечение Комплекс тренажерного обучения (Лайфрестлинг)
III Бизнес-план проекта 1. Назначение (ожидаемый результат) 1.1. В течение 3-х лет неформально обучить 900 000 человек навыкам оказания первой помощи после несчастного случая или террористического акта. 1.2. Использовать единые требования в оценке качества владения навыками первой помощи на аттестации и конкурсах профессионального мастерства или чемпионатах лайфрестлинга. 1.3. Привлечь к обучению навыкам оказания первой помощи персонал различных организаций и структур, путем проведения учебных сборов и чемпионатов по лайфрестлингу. 1.3. Создать институт объективной аттестации и судейства для конкурсов профессионального мастерства (этапа оказания первой помощи). 2. Новации проекта 2.1. Привлечение к учебному процессу и аттестации инструкторов из числа лиц без медицинского образования. 2.2. Использование методик обучения элитного спецназа Вооруженных Сил. 2.3. Проведение тренировок не в дорогостоящих компьютерных классах, а в спортивных залах, на площадках и газонах. 2.4. Объективная оценка качества освоенных навыков оказания первой помощи с использованием роботов-тренажеров пятого поколения по единым критериям и требованиям. 2.5. Возможность привлечения оборудования и инструкторов из числа сотрудников различных структур к обучению: 2.5.1. Школьников и студентов; 2.5.2. Преподавателей школ и вузов; 2.5.3. Работников ЖКХ и других смежных структур и партнеров МРСК; 2.5.4. Руководителей кружков и клубов военно-патриотического воспитания; 2.5.5. Личного состава охранных структур; 2.5.6. Спасателей МЧС; 2.5.8. Персонала опасных видов производства и транспорта; 2.5.9. Судей-инструкторов лайфрестлинга; 2.5.10. Спортсменов и команд по лайфрестлингу. 3. Особенности реализации 3.1. Реализация проекта может носить гибкий характер внедрения и финансирования. 3.2. Сначала можно приступить к обучению первой группы инструкторов на учебной базе Исполнителя, а в дальнейшем, по мере оснащения подобных площадок в структурных подразделениях различных регионов и структур, переносить на новые места, с учетом стоимости проезда и проживания курсантов. 3.3. График обучения и приобретения комплексов тренажерного обучения можно скорректировать с поступлением денежных средств и производить закупки комплексов по мере подготовки необходимого числа инструкторов. 3.4. В случае остановки проекта в силу недофинансирования или иным другим причинам, деньги, вложенные даже на начальном этапе, сработают в достижении положительного результата: 3.4.1. Лица, успевшие пройти курсы обучения, приобретут необходимые навыки в спасении жизней своих близких. 3.4.2. Закупленное оборудование представляет собой универсальный комплекс тренажерного обучения, который можно использовать и для проведения сборов, и для объективной аттестации, и конкурсов профессионального мастерства на любых спортивных площадках, газонах и в скверах. Каждый рубль, вложенный в этот инновационный проект, обязательно обернется тысячами спасенных жизней. Жизнь каждого человека — это вселенная, потерю которой невозможно восполнить. Директор АНО «Национальный центр обучения навыкам оказания первой помощи «Школа Бубнова» ________В.Г. Бубнов |