Скачать 73.8 Kb.
|
Образование слов с помощью суффиксов Цель: 1) создавать условия для формирования умений находить суффиксы в словах, наблюдать за ролью суффиксов в слове, учить образовывать слова с указанными суффиксами, образовывать с помощью суффиксов названия спортсменов, занимающихся различными видами спорта; 2) создавать условия для развития орфографической зоркости, наблюдательности, речи учащихся; 3) способствовать формированию умений работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи. Оборудование: листы самооценки, мультимедийная презентация. Ход урока:
- Я приветствую вас на уроке русского языка. Желаю вам совершить интересное и полезное открытие. Пусть у вас будет хорошее настроение и интересная работа.
- Какие суффиксы встретились в словах в домашней работе, назовите их. (увеличительные суффиксы – ищ-) 3. Минутка чистописания: Вспомним правила посадки. Запишите дату, классная работа. (слайд1) 25 н______ К______ работа - Для чего нам нужны минутки чистописания? (для того, чтобы закрепить навык написания букв) - По какому критерию оценим работу? (аккуратность и правильность) (слайд 2) - Внимательно прочитайте слова, которые вы видите на экране. (слайд3 ) Норка, дочка, книжка - Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. (все слова имеют суффикс – к- ) - Давайте запишем букву Кк в тетрадях. (слайд 4) - Дайте характеристику звуку [к]. - Вспомните, какие словарные слова начинаются с этой буквы? (картина, корабль, коридор, космос, крапива, красивый) Лист самооценки. (Самооценка осуществляется всеми учащимися в «Листе самооценки» на оценочной шкале по критерию «Правильность» и «Аккуратность») 4. Орфографическая разминка: Предлагаю учащимся дифференцированную работу. Первая группа (учащиеся, испытывающие трудности в правописании слов на изученные орфограммы) выполняет работу на карточках. Алёша принёс щенка д_мой. Щенку дали клич(?)ку (Б,б)им. Бим ел м_л_ко, су_ и хле_.Скоро он стал б_льшой с_бакой. Ч_сто друз_я играли в парке. Вот (А,а)лёша бросил палку за куст. Бим н_сёт мал_чику палку. Вторая группа (учащиеся, испытывающие трудности в написании слов с непроверяемыми безударными гласными) выполняет картинный словарный диктант. Предлагаю учащимся выполнить картинный словарный диктант. Слова: корабль, посуда, лягушка, коридор, футбол, крапива, космос. - Оцените себя до начала работы. Я уверена, что вы выполните все на 10. (помечаю на шкале) (слайд 5) Картинный словарный диктант (слайды 6- 12) Правильность написания словарных слов учащиеся сверяют со словами, написанными на экране «Проверь себя» (слайд 13) Самооценка осуществляется всеми учащимися в «Листе самооценки» на оценочной шкале по критерию «Правильность». Оценивают свою работу до выполнения и после. - Встаньте те, у кого самооценка совпала, у кого стала выше, у кого ниже. Развитие речи: - Посуда какая? (ответы учеников) Составьте предложение со словом посуда. 5. Актуализация знаний: Работа в парах над тестом Обведи кружком букву с правильным ответом. (Учащиеся сверяют правильные ответы с экраном) (слайды 14 - 18) 1. Какая часть слова называется суффиксом? а) общая часть родственных слов б) изменяемая часть слова. в) часть слова, которая стоит после корня 2. Для чего служит суффикс? а) для связи слов в предложении б) для образования новых слов в) для связи предложений в тексте 3. Каким знаком обозначается суффикс? а) б) в) г) 4. Какое высказывание является верным? а) Суффикс – изменяемая часть слова, которая служит для связи в предложении. б) Суффикс – общая часть родственных слов. в) Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 5. Как найти в слове суффикс? а) Надо сравнить родственные слова и найти их общую часть. б) Надо изменить слово и найти часть, которая изменяется. в) Надо найти часть слова, которая стоит между корнем и окончанием. Проверка работы осуществляется коллективно. (Взяться за руки и показать, что готовы) Самооценка правильности выполнения задания группой при помощи жестовой оценки. (слайд 19) 5 правильных ответов – знак победы 4 правильных ответа – знак хорошо 3 правильных ответа – знак не очень хорошо 2 правильных ответа – знак плохо Целеполагание: - Знания, которые вы повторили в тесте, пригодятся нам на уроке. - Какие цели поставим перед собой? (будем учиться находить в словах суффиксы, будем образовывать новые слова с помощью суффиксов, закреплять полученные знания и др.) Работа над новым материалом: - Сегодня предлагаю в очередной раз отправиться в удивительную страну Суффиксов. Суффиксы хоть и маленькая часть слова, но имеют своё лицо и о многом могут рассказать. (слайд 20) - Перед вами домики, в которых живут суффиксы. Каждый из них обладает волшебной силой. - В первом домике живут суффиксы –ок-, -ик-, -ник-, -чик-, -ушк-, -ышк-, -онок-, -ёнок- - Так какой волшебной силой обладают суффиксы, живущие в первом домике? (имеют уменьшительно-ласкательное значение) - Во втором домике живут суффиксы –ищ-, -ущ-, -ин- (увеличительные суффиксы) - Как будет называть свой дом суффикс –ик- (домик) - Как будет называть свой дом суффикс –ищ- (домище) - Как будет называть свой дом суффикс –ишк- (домишко) - Какие суффиксы живут в 3-м домике, мы узнаем немного позже. Игра «Волшебная палочка» - При помощи суффиксов можно изменить настроение в словах. У меня есть волшебная палочка, а вот слова, давайте изменим им настроение. До кого я дотрагиваюсь, становятся волшебниками и превращают слова в новые. (слайд 21) Слова: нос, волос, хвост, стол, кот. - Поднимите руку те, кто занимается каким-нибудь видом спорта. - Как называют спортсменов, которые занимаются тем или иным видом спорта: (по ходу ответов заселяется 3-й домик) (слайд 22) Футбол - футболист Хоккей – хоккеист Плаванье – пловец Лыжи – лыжник Борьба – борец Бег – бегун Бокс – боксёр Гонки – гонщик - Так какой волшебной силой обладают суффиксы, живущие в 3-м домике? (служат для образования профессий) (слайд 23) Игра «Выбери своё место» Ученики должны разбиться по группам, в соответствии с тем, какой суффикс имеет его слово. (Слова раздаются заранее.) Слова: слоник, пальчик, хвостище, домина, теннисист, крокодилушка, печник, прыгун, головушка, сторонка, трамвайчик, плечико, лисёнок, глазищи, зверина, лётчик, сварщик, соломина, горошина, ножища, волчище, детина, голосина, большущий, штангист, фигурист, барабанщик, шахтёр, журналист. Дифференцированная работа: Предлагается дифференцированная работа. Учащиеся выбирают одно из предложенных заданий (на парте карточки с заданиями трёх уровней) в соответствии со своими возможностями и выполняют его в тетради. Лёгкий Образуйте от данных слов слова, которые обозначают профессии, выделите суффиксы. Двор - …, печь - …, барабан - …, груз - …, пианино - …, журнал - …, шахта - … . Средний Выпишите только те слова, которые образованы с помощью суффиксов: Коты, садики, лампа, котёнок, стол, домина, избушка, стрела, лётчик, фигурист, когтище, лиса. Высокий В первый столбик выпиши слова, которые соответствуют схеме: , а во второй - Слова: почка, лиса, дождь, лыжник, штангист, усище, города, мячик, сад. Проверка самостоятельной работы. лёгкий - самостоятельная проверка в группе по карточке средний - сверка ответов по эталону, размещённому на доске высокий - проверка с учителем, озвучивание ответов (слайд 24) - Давайте похвалим друг друга за хорошую работу, назовите имя своего соседа ласково. - Как вы считаете красиво ли называть друг друга Танька, Колька, Машка. Почему? (это некорректно, невежливо) Творческое задание: (слайд 25) - Выберите из слов каждого столбика ту часть, которая указана в таблице и образуйте новые слова.
Сдать листы самооценки Рефлексия: (слайд 26) - Добились ли вы поставленной цели? - Что вам понравилось на уроке? - Что вызвало затруднение? - Над чем хотите поработать на следующем уроке? |