Скачать 281.79 Kb.
|
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Методика обучения и тренировки гандбольных вратарей в детско-юношеской спортивной школе Состав научно-образовательного коллектива: Сахарова Марина Владимировна, руководитель, д.п.н., доцент Федотова Анастасия Александровна, ст.преподаватель Москва 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обучение дисциплине «Методика обучения и тренировки гандбольных вратарей в детско-юношеской спортивной школе» осуществляется с тренерами детско-юношеских спортивных школ по гандболу, преподавателями физической культуры средних общеобразовательных школ, тренерами-преподавателями системы дополнительного образования Целью этой дисциплины является формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых им для работы в качестве тренера с юными гандболистами. С этой целью слушателей знакомят с новыми подходами, методиками, спецификой обучения и тренировки гандбольных вратарей и обучают организационно-методическим особенностям проведения занятий в разных возрастно-квалификационных группах детско-юношеских спортивных школ, средних общеобразовательных школ и т.д. С учетом излагаемого материала данная дисциплина разделена на следующие разделы:
Занятия этой дисциплины проводятся в форме лекций, методических, практических и семинарских занятий, в соответствии с учебным планом по данной дисциплине на 3 (4) курсах предусмотрены зачеты и экзамены. Цель дисциплины: - формирование профессиональных навыков и умений, необходимых действующим и будущим тренерам по гандболу для успешного решения основных задач подготовки юных и высококвалифицированных гандбольных вратарей в различных образовательных учреждениях и спортивных организациях – ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ, ДЮК, а также в системе муниципального дополнительного образования. Задачи дисциплины: - формирование теоретических знаний по современным методикам формирования двигательных умений и навыков в процессе изучения техники игры вратаря в гандболе, развитию специальных физических качеств гандболистов-вратарей; - формирование способности обучать и правильно строить процесс обучения, исходя из конкретных условий (на основе практического моделирования профессионально-педагогической деятельности); - формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе анализа и оценки выполнения отдельных частей (технических элементов) технико-тактических игровых упражнений; - формирование педагогических умений и навыков тренерской деятельности по гандболу; формирование умений и навыков тестирования и оценки физической подготовленности занимающихся, в том числе, с использованием игровых упражнений. Дисциплина ориентирует слушателей на учебно-воспитательную, физкультурно-спортивную и оздоровительно-рекреативную виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области учебно-воспитательной деятельности: - осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; - использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения и спортивной тренировки; - использование современных технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; - использование в процессе обучения технике игры вратаря современного тренажерного оборудования и инвентаря; - применение современных средств оценивания результатов обучения; - обеспечение всех видов наглядности учебно-тренировочного процесса; в области физкультурно-спортивной деятельности: - организация и проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий на материале гандбола; в области оздоровительно-рекреативной деятельности: - укрепление и сохранение здоровья школьников и студенческой молодежи с помощью различных видов гандбола; - организация внеучебной и досуговой деятельности средствами гандбола. Слушатель, изучивший дисциплину, должен знать: - классификацию и основные понятия техники игры вратаря в гандболе; - место и значение гандбола в системе физического воспитания; - основы техники игры вратаря в гандболе; - современные методики, используемые при обучении гандбольных вратарей; - типичные ошибки, возникающие при обучении технике вратаря в гандболе, средства и методы их исправления; - основы физической подготовки вратарей по гандболу; - средства подвижных игр для воспитания физических качеств гандбольных вратарей; - специфику подготовки спортивного резерва в гандболе; - особенности тренировки гандболистов-вратарей на этапе углубленной спортивной специализации в многолетней подготовке; - контрольные упражнения (тесты) для учета и оценки уровня развития физических качеств гандбольных вратарей; - изменения в правилах соревнований по гандболу, касающиеся игры гандбольного голкипера; - правила поведения и меры безопасности при выполнении физических упражнений на занятиях с гандболистами-вратарями; уметь: - демонстрировать технику игры вратаря в гандболе (в целом и по частям), а также специальные подводящие и подготовительные упражнения; - составлять планы-конспекты занятий по обучению технике игры вратаря в гандбол; - обучать занимающихся технике игры вратаря в гандболе; - выявлять ошибки в технике выполнения специализированных упражнений вратаря и находить пути их исправления; - использовать различные виды упражнений и специального оборудования при проведении подготовительной части занятия, основной части занятия и занятия с вратарями по гандболу в целом (в учебно-тренировочной группе и группе спортивного совершенствования); - развивать физические качества гандболистов-вратарей средствами игры; - анализировать и оценивать технику владения мячом занимающихся; - анализировать и оценивать эффективность игровых действий гандболистов-вратарей в условиях контрольных игр и соревнований; - проводить педагогический анализ отдельных частей (подготовительной, основной, заключительной) и целого учебно-тренировочного занятия; - осуществлять тестирование общей и специальной физической подготовленности гандболистов-вратарей с соблюдением требований к данного вида мероприятиям; владеть навыками: - показа (демонстрации) и объяснения техники игры вратаря, ее отдельных элементов и специальных упражнений; - обучения гандболистов-вратарей массовых разрядов и высокой квалификации двигательным действиям и воспитания физических качеств в процессе занятий гандболом; - визуального и инструментального контроля за техникой выполнения «вратарских» упражнений; - общения, воспитательной работы, техникой речи (профессиональным языком) в процессе обучения вратарей по гандболу; - формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении игровых упражнений с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых. 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Методика обучения и тренировки гандбольных вратарей в детско-юношеской спортивной школе
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ Тематический план дисциплины «Методика обучения и тренировки гандбольных вратарей в детско-юношеской спортивной школе»
«Методика обучения и тренировки гандбольных вратарей в детско-юношеской спортивной школе» |