Скачать 44.44 Kb.
|
План урока ОБЖ в 5 классе. Раздел 2. Опасные ситуации техногенного характера. Тема 2.3: Пассажир. Безопасность пассажира. Цель урока: Актуализировать знания об опасных ситуациях, о собственной и общественной безопасности в общественном транспорте. Задачи:
Тип урока: комбинированный, урок-ознакомление. Средства обучения: план-конспект, учебник, мультемедийный проектор,компьютер. Ход урока.I. Организационное начало урока. – 3 минуты.II. Проверка домашнего задания. - 12 минут.1. Какой человек считается пешеходом? 2. Как должны двигаться по дороге пешеходы? 3. Правила безопасного поведения на наиболее опасных участках дороги по пути в школу. Физкультминутка – 1 минута. III. Объяснение нового материала. – 14 минут.1. Вводное слово учителя. Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь в городе без автобусов, трамваев, троллейбусов, метро. Мы привыкли пользоваться транспортом для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существуют разные виды транспорта. Какие виды транспорта вы знаете? А кого называют пассажиром? Пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а так же лицо, которое входит в транспортное средство ( садится в него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Значит, мы все с вами бываем пассажирами. И обязаны соблюдать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте. 2. Безопасное поведение в транспорте. Для пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая, как и для пешеходов, существуют особые обязанности, которые следует всегда помнить и выполнять. ◄ Ожидайте общественный транспорт на посадочных площадках, а где их нет — на тротуаре или обочине. ◄ Посадку, а также и высадку производите только после полной остановки транспортного средства. При этом не стремитесь быть в первых рядах, не толкайтесь, заходите спокойно, в любом случае избегайте давки. Не препятствуйте закрытию дверей. ◄ Если нет свободного сидячего места, постарайтесь пройти в среднюю часть салона. Не стойте около дверей, .никогда не используйте их как опору. В салоне не шумите, не шалите, воздерживайтесь от громкого разговора. ◄ Во время движения обеспечьте себе устойчивое положение — держитесь за поручни, находитесь лицом в сторону движения. Не отвлекайте водителя от управления транспортным средством. ◄ Не читайте и не засыпайте во время движения, а лучше наблюдайте за обстановкой в салоне и транспортными ситуациями за окном. В этом случае вы в любой момент будете не только психологически готовы к различным жизнеопасным ситуациям, но и своевременно и правильно среагируете на их возникновение. ◄ После выхода из салона лучше подождать, пока транспортное средство отъедет, и лишь потом переходить проезжую часть. Не забывайте, что стоящий автобус или троллейбус следует обходить сзади, а трамвай — спереди, иначе вы рискуете попасть под движущийся транспорт. Общие правила безопасного поведения в транспортном средстве:
Правила поведения в грузовом автомобиле. Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями. Грузовые автомобили специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей» С детьми должен находится взрослый. При поездке на грузовом автомобиле необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности: - Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика. - Нельзя переходить с места на место во время движения. - Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги. Правила поведения в метро. При спуске в метро на эскалаторе: -Стойте справа, идите слева; - Нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. Ожидая поезд на платформе: - Не заходите за ограничительную линию. - Если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать это сами, обратитесь к дежурному. Опасные ситуации в транспорте. При возникновении пожара в автобусе, трамвае необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери. При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла ( при необходимости можно выбить стекла ногами). При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя. В любом транспорте есть материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покидать салон быстро, прикрывая нос и рот платком или рукавом одежды. Выбравшись из салона, отойдите подальше от транспортного средства и окажите помощь пострадавшим. 3. Просмотр фильма по теме урока. – 8 минут. IV. Закрепление материала. – 7 минут. 1. Какой человек считается пассажиром? 2. Перечислите правила безопасного поведения пассажиров. 3.Каковы особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом? Перечислите меры безопасности. Оценивание ответов учащихся. Домашнее задание : параграф 2.3, рабочая тетрадь задание № 8 |