Содержание теоретического курса
Модуль 1. Управление работоспособностью спортсмена
Зоны энергообеспечения
Факторы ограничивающие работоспособность квалифицированного спортсмена
Дополнительные факторы риска Модуль 2. Управление этапами подготовки спортсмена
Подготовительный период
Базовый период
Предсоревновательный период
Фармакология соревнования
Фармакология восстановления Модуль 3. Фармакологические препараты в спорте
Витамины. Коферменты, производные витаминов. Минералы. Микроэлементы. Энзимы. Адаптогены. Антиоксиданты. Антигипоксанты. Анаболизируюшие препараты. Психоэнергизаторы. Макроэрги. Имуномодуляторы. Регуляторы нервно-психического статуса. Гепатопротекторы. Актопротекторы. Стимуляторы кроветворения и кровеобращения. Аминокислоты. 2. Тематическая карта дисциплины
2.1. Распределение учебных часов по видам занятий
№
| Виды занятий
| Семестр
| Количество часов
| 1.
| Семинары
| 7
| 20
| 2.
| Самостоятельная работа
| 7
| 116
| всего
| 136
|
2.2. Распределение учебных часов по модулям и темам
№
| Наименование модулей и тем
| Количество часов
| семинары
| лекции
| Модуль 1. Управление работоспособностью спортсмена
| 1.
| Зоны энергообеспечения.
| 2
| –
| 2.
| Факторы, ограничивающие работоспособность квалифицированного спортсмена.
| 2
| –
| 3.
| Дополнительные факторы риска.
| 2
| –
| Модуль 2. Управление этапами подготовки спортсмена
| 4.
| Подготовительный и базовый период
| 2
| –
| 5.
| Предсоревновательный период
| 2
| –
| 6.
| Фармакология соревнования и восстановления
| 2
| –
| Модуль 3. Фармакологические препараты в спорте
| 7.
| Витамины. Коферменты, производные витаминов. Минералы. Микроэлементы. Энзимы. Адаптогены. Антиоксиданты. Антигипоксанты. Анаболизируюшие препараты. Психоэнергизаторы. Макроэрги. Имуномодуляторы. Регуляторы нервно-психического статуса. Гепатопротекторы. Актопротекторы. Стимуляторы кроветворения и кровеобращения. Аминокислоты.
| 4
| –
| 8.
| Допинг. Общие положения. Сроки выведения некоторых препаратов. Анаболические стероиды. Производные тестостерона.
| 4
| –
| Итого
| 20
| –
|
2.3. Распределение учебных часов по модулям и темам самостоятельной работы студентов
№
| Наименование модулей и тем
| Количество часов
| Модуль 1. Управление работоспособностью спортсмена
| 1.
| Зоны энергообеспечения.
| 17
| 2.
| Факторы, ограничивающие работоспособность квалифицированного спортсмена.
| 12
| 3.
| Дополнительные факторы риска.
| 14
| Модуль 2. Управление этапами подготовки спортсмена
| 4.
| Подготовительный и базовый период
| 17
| 5.
| Предсоревновательный период
| 14
| 6.
| Фармакология соревнования и восстановления
| 12
| Модуль 3. Фармакологические препараты в спорте
| 7.
| Витамины. Коферменты, производные витаминов. Минералы. Микроэлементы. Энзимы. Адаптогены. Антиоксиданты. Антигипоксанты. Анаболизируюшие препараты. Психоэнергизаторы. Макроэрги. Имуномодуляторы. Регуляторы нервно-психического статуса. Гепатопротекторы. Актопротекторы. Стимуляторы кроветворения и кровеобращения. Аминокислоты.
| 16
| 8.
| Допинг. Общие положения. Сроки выведения некоторых препаратов. Анаболические стероиды. Производные тестостерона.
| 14
| Итого
| 116
|
3. Технологические карты самостоятельной работы
№
| Наименование модулей и тем
| Содержание
| Объем
| Форма контроля
| Модуль 1. Управление работоспособностью спортсмена
| 1.
| Зоны энергообеспечения.
| лекция
| 17
| конспект
| 2.
| Факторы, ограничивающие работоспособность квалифицированного спортсмена.
| лекция
| 12
| конспект
| 3.
| Дополнительные факторы риска.
| лекция
| 14
| конспект
| Модуль 2. Управление этапами подготовки спортсмена
| 4.
| Подготовительный и базовый период
| лекция
| 17
| конспект
| 5.
| Предсоревновательный период
| лекция
| 14
| конспект
| 6.
| Фармакология соревнования и восстановления
| лекция
| 12
| конспект
| Модуль 3. Фармакологические препараты в спорте
| 7.
| Витамины. Коферменты, производные витаминов. Минералы. Микроэлементы. Энзимы. Адаптогены. Антиоксиданты. Антигипоксанты. Анаболизируюшие препараты. Психоэнергизаторы. Макроэрги. Имуномодуляторы. Регуляторы нервно-психического статуса. Гепатопротекторы. Актопротекторы. Стимуляторы кроветворения и кровеобращения. Аминокислоты.
| лекция
| 16
| конспект
| 8.
| Допинг. Общие положения. Сроки выведения некоторых препаратов. Анаболические стероиды. Производные тестостерона.
| лекция
| 14
| конспект
| 4.1. Формы и методы контроля усвоения учебной дисциплины
Промежуточный контроль осуществляется в форме:
1) опроса;
2) тестирования;
4) составления и защиты презентации;
5) составление и защита конспектов;
6) выступления с докладом по заданной теме;
7) выполнение лабораторных работ;
Итоговый контроль – зачет в 6 семестре. 4.2. Вопросы к итоговому контролю знаний по дисциплине
1. Что такое утомление и как оно проявляется?
2. Охарактеризовать основные теории, характеризующие утомление.
3. Что понимается под локализацией утомления?
4. Какие выделяют формы и виды утомления, и чем они характеризуются?
5. Каковы клинические проявления разных видов утомления (по Волкову В.Н. 1973)?
6. Охарактеризовать причины утомления при разных видах физических нагрузок.
7. Какие тесты рекомендованы для диагностики утомления в различных функциональных системах организма?
8. Чем характеризуется состояние организма спортсмена после тренировочных или соревновательных нагрузок?
9. На какие периоды можно разделить восстановление различных функций в организме спортсменов? В чем особенность каждого из этих периодов?
10. Раскрыть физиологические закономерности восстановительных процессов.
11. Что означает системный подход к восстановлению работоспособности спортсменов?
12. На какие группы принято делить средства восстановления? Какие из них основные и какие вспомогательные?
13. Раскрыть общие принципы использования восстановительных средств.
14. Дать характеристику педагогическим средствам восстановления.
15. Что принято понимать под психолого-педагогическими средствами восстановления?
16. В чем заключается феномен активного отдыха и каковы его особенности?
17. Какие средства восстановления относятся к гигиеническим и как их используют в процессе восстановления работоспособности спортсменов?
18. Охарактеризовать основные гидропроцедуры, используемые для восстановления работоспособности спортсменов и их использование в зависимости от характера нагрузки на системы, лимитирующие специальную работоспособность.
19. Какие физиопроцедуры рекомендуются к применению с целью восстановления? Каковы показания к их применению?
20. Дать характеристику основным методикам восстановительного массажа.
21. Раскрыть основные принципы использования фармакологических средств.
22. На какие группы можно разделить средства, используемые спортивной фармакологией? Дать характеристику каждой из этих групп.
23. В каких основных направлениях рекомендуется использовать средства восстановления в процессе спортивной тренировки?
24. Какие рекомендуются варианты восстановительных комплексов глобального воздействия и избирательного воздействия?
5. Литература
Основная литература
Полева, Н. В.. Биохимия: учебное пособие/ Н. В. Полева. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2009. - 316 с. (электронный ресурс)
Методические рекомендации «Рациональное снижение веса (единоборства)». Составители Н.В. Полева; Красноярск: РИО ГОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева», 2006. – 50 с.
Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с
Дополнительная литература
Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
Проскурина И.К. Биохимия: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. − М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.− 240 с.
Слепенчук И.Е., Демуров Е.А. Использование гиперболической оксигенации в целях восстановления и повышения работоспособности // Теория и практика физической культуры, 1997, №4, С.41.
|