Скачать 0.52 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЯМАЛО-НЕНЕЦКАЯ ОКРУЖНАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА МИНИ-ФУТБОЛА РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ Педагогический совет Директор ГОУ ДОД ЯНО ДЮСШ мини-футбола № 3 от « 06 » 04. 2007г. __________А. В. Жданов «07» 04. 2007 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МИНИ-ФУТБОЛ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ» на 2 года обучения для детей с 8 до 10 лет Тренеры-преподаватели: Кузнецов Владимир Александрович Драч Сергей Александрович Парфенов Валерий Александрович Терюхов Вячеслав Григорьевич г. Новый Уренгой 2007 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Мини-футбол завоевывает все большую популярность в мире. Сегодня более 800 стран развивают эту игру. Прочно обосновался мини-футбол и в России. Благодаря целенаправленной деятельности Ассоциации мини-футбола России, являющейся составной частью Российского футбольного союза, в нашей стране создана разветвленная организационная структура этого вида спорта. В настоящее время в России открыты 22 региональные Ассоциации мини-футбола, которые в свою очередь являются главными организаторами развития массового мини-футбола в стране. Все больше внимания уделяется и развитию детско-юношеского мини-футбола. Открываются специализированные группы, организуются при Детско-юношеских клубах и спортивных школах команды мастеров. Во Всероссийских соревнованиях участвуют около 1000 команд, ежегодно выступающих по четырем возрастным группам. Мини-футбол за последние годы прочно вошел в спортивную жизнь российского народа. Безусловно, это объективный процесс, так как «мини» - это все тот же всеми любимый футбол, только в миниатюре. Безусловно, прогресс мини-футбола наблюдается ежегодно, но проблем в его развитии еще немало, одна из которых – поднятие качества учебно-тренировочного процесса, повышение профессионального мастерства тренеров-преподавателей детских школ и спортивных клубов. Эта тенденция обусловлена самой спецификой «мини», с каждым сезоном предъявляющей все более и более высокие требования к двигательной и функциональной подготовленности мини-футболистов, основы которой должны закладываться с детского и юношеского возраста. Данная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности является авторской учебной программой по мини-футболу для ДЮСШ. Необходимость в составлении программы обусловлена климатическими условиями районов Крайнего Севера. Отличительной особенностью данной программы является определенное количество учебных недель в году (39) и наличие часов, отведенные для проведения летних учебно-тренировочных сборов, количество которых определяется в зависимости от задач и этапа подготовки спортсменов. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым «Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также на основании приказа департамента образования ЯНАО от 23.03.2007 г. «Об утверждении Порядка разработки примерных дополнительных образовательных программ в ЯНАО» и методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ. В основу программы положены нормативные требования по физической, технической и тактической подготовке, научные и методические разработки по мини-футболу, применяемые в последнее время для подготовки высококвалифицированных спортсменов. Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что в существующих программах в большинстве своем преобладали нормативы, учебные материалы и спортивные термины «большого» футбола. Но сегодня требования к современному мини-футболу возрастают. В связи с этим возникла необходимость и актуальность не только в корректировании, но и полном пересмотре многих аспектов обучения. Цель программы - создание условий для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности через занятия мини-футболом. 1.2. ЗАДАЧИ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ - отбор детей способных к занятиям мини-футболом; - развитие мотивации личности ребенка к систематическим занятиям физической культурой; - всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма обучающихся; - определение игровых наклонностей юных футболистов (желание спортсмена выполнять функцию вратаря, защитников, нападающего); - воспитание специальных способностей (координации, гибкости, силы, выносливости, быстроты) для успешного овладения навыками игры; - формирование базовых умений и навыков для дальнейшего развития их на этапах многолетней подготовки; -выявление перспективных детей и подростков для последующего обучения в учебно-тренировочных группах. В группах начальной подготовки юные футболисты изучают основы техники футбола, индивидуальную и элементарную групповую тактику игры, осваивают процесс игры, получают теоретические сведения о строении организма, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, изучают тактическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, гибкости и координации движения; сдают соответствующие нормативы. Стремятся к овладению техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре. Обучаются основам индивидуальной, групповой и командной тактике игры в мини-футбол. Осваивают процесс игры в соответствии с правилами мини-футбола. Участвуют в товарищеских играх и в неофициальных турнирах по мини-футболу, а также принимают участие в соревнованиях по ОФП, «Веселые старты», в которых основной задачей является результат выступления. Перевод обучающихся на следующий год обучения в группах начальной подготовки осуществляется по итогам результатов сдачи контрольно-переводных нормативов, а также в исключительных случаях по решению Педагогического совета. Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастными принципами комплектования групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. В каждой возрастной группе есть определенные задачи, которые решаются посредством учебно-тренировочных занятий. 1.3. УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ Для реализации данной программы необходимы: - спортивный зал для занятий мини-футболом площадью 40 м Х 20 м (минимум 36 м Х 18 м) - спортивный инвентарь (ворота, мячи волейбольные, мячи футбольные, мячи мини-футбольные № 3.5, № 4, стойки, маты, скакалки, гимнастические скамейки) - спортивная форма для занимающихся (спортивные трусы, футболки, гетры, кроссовки, накидки различительные, щитки) 1.4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: - групповые учебно-тренировочные занятия; - групповые и индивидуальные теоретические занятия; - восстановительные мероприятия; - участие в матчевых встречах; - участие в соревнованиях; - зачеты, тестирования; - конкурсы, викторины. 1.5. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ - сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов общей, специальной физической, технической подготовленности обучающихся (для групп начальной подготовки); - викторины по типу: «Веселые старты», «День здоровья»; - контрольные и товарищеские игры; - первенства школы, города; Прием контрольных нормативов (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся) проводится два раза в год: в конце первого полугодия (декабрь) и в конце учебного года (май). 1.6. НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП И РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ. Учебная программа по мини-футболу для групп начальной подготовки предназначена для детей 8-10 лет и рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью от 1 до 2-х академических часов с перерывами, в зависимости от возрастной группы и задач на данном этапе обучения. Продолжительность академического часа – 45 минут. Рекомендуемый режим занятий: 1 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа; 2 год обучения: 4 раза в неделю по 2 часа, 1 раз в неделю – 1 час.
Учебно-тренировочная нагрузка для обучающихся второго года обучения на учебно-тренировочных сборах составляет 18 часов в неделю. 1.7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ. В области воспитания: - адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация; - развитие коммуникативных качеств; - приобретение уверенности в себе; - формирование самостоятельности, ответственности, морально-волевых качеств. Результат работы в данной деятельности отслеживается в положительной динамике личностного роста обучающихся. В области физического развития: - потребность в здоровом образе жизни; - стремление к физическому совершенствованию; - стремление к овладению основами техники игры в мини-футбол. Результат работы в данной деятельности отслеживается в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещением занятий обучающихся, динамикой роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся. По окончании учебного года уровень знаний, умений и навыков обучающихся должен соответствовать требованиям контрольно-переводных нормативов. Нормативные требования для групп начальной подготовки Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 2.1. ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
2.2. ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН распределения учебных часов на практические занятия
2.3. ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН распределения учебных часов на теоретические занятия.
2.4. Примерный план-график распределения учебных часов группы начальной подготовки 1 года обучения (6 часов в неделю)
2.5. Примерный план-график распределения учебных часов группы начальной подготовки 2 года обучения (9 часов в неделю)
2.6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В основу воспитательной деятельности ДЮСШ мини-футбола заложен принцип взаимодействия педагога и воспитанника, творческое содружество единомышленников. Учебно-воспитательный процесс выстраивается на основе всестороннего изучения личности ребёнка, создания соответствующих условий для удовлетворения его растущих потребностей и активного участия в жизни социума. 2.6.1.Воспитательные средства - личный пример и педагогическое мастерство педагога; - высокая организация учебно-тренировочного процесса; - атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; - система морального стимулирования; - система наставничества опытных спортсменов. 2.6.2. Основные организационно-воспитательные мероприятия, проводимые в ДЮСШ мини-футбола. - беседы с обучающимися (об истории округа, истории Ямальского спорта, перед выездами на соревнования, о здоровом образе жизни и т.д.); - анкетирование обучающихся и родителей; - встречи с выдающимися спортсменами; - посещение спортивных праздников и соревнований городского, окружного и регионального уровней; - регулярное подведение итогов спортивной деятельности обучающихся; - организация для обучающихся викторин, конкурсов на спортивную тематику с привлечением родителей; - организация чествования лучших спортсменов школы. 2.7. ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ГОД В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. В группах начальной подготовки основной акцент в учебно-тренировочном процессе делается на развитие общей физической подготовки. Теоретическая подготовка составляет лишь небольшой фрагмент ознакомительной программы о понятии игры в мини-футбол, об основных терминах (тактика и техника) и элементарных основах правил игры. Специальной физической подготовке отводится так же немало времени: воспитание таких качеств, как силовые и скоростные способности, общая выносливость вырабатываются в подвижных играх, эстафетах в конкурсах. Пройдя ознакомление этого материала, можно перейти к специализированным упражнениям на развитие скоростно-силовой подготовки. В техническом оснащении в группе начальной подготовки применяются элементарные упражнения для овладения навыками передачи мяча, ведения мяча и обработки мяча. На втором году обучения те же элементы заметно усложняются определенным заданием и используются такие приемы, как обманные финты, ложный замах, перекат мяча с ноги на ногу и т.п. Технико-тактическая и интегральная подготовки взаимосвязаны, но им уделяется меньше внимания на ранней стадии обучения мини-футболу. В учебно-тренировочном процессе спортивных школ и детских клубах физической подготовки интегральная подготовка служит для закрепления тренировочных упражнений в технико-тактическом варианте. Элементарные тактические приемы и основные игровые положения так же изучаются в группах начальной подготовки. Для видимых результатов спортивного роста юных мини-футболистов следует использовать задачу контрольно-переводных нормативов, роль которых, безусловно, очень важна для дальнейшего исследования индивидуальной тренированности учащихся. В декабре и мае на сдачу нормативов уделяется по два часа. Инструкторская и судейская практика представляет собой лишь основные принципы этих компонентов. Так мини-футболисты второго года обучения могут показать младшим товарищам правильное выполнение ОРУ и некоторые гимнастические упражнения, а так же могут подсказывать элементарные основы правил игры на совместных занятиях. Соревнования для групп начальной подготовки представляют собой товарищеские игры или турниры по упрощенным правилам: без «аутов», футбольным мячом, без набранных фолов, без «угловых» и т.п., а также «Веселые старты», конкурсы с футбольным уклоном и официальные соревнования, которые проводятся в рамках города. Кроме того, следует уделить внимание работе с родителями и совместным мероприятиям. Например: новогодний праздник (фестиваль) мини- футбола, где в качестве участников выступают как дети, так и их родители. Вообще, очень важно проводить организационно-воспитательные мероприятия с маленькими спортсменами, когда они определяются с выбором спортивной направленности и формируют свои характерные особенности. В приведенных выше таблицах распределения учебных часов на предстоящие два года обучения тренер использует свое планирование учебно-тренировочного процесса групп начальной подготовки. Обучение начинается с сентября месяца, где главной задачей является набор группы и ознакомление с элементарными правилами игры в мини-футбол. В дальнейшем выполняется закономерное преобладание общей физической и специальной подготовки, а вот интегральная подготовка значительно сокращается. В процессе тренировок появляется изучение теоретического материала и разнообразные виды соревновательной деятельности. На втором году начальной подготовки все часы увеличиваются, но принципы тренировки сохраняются. Меняется лишь качество и требовательность к выполнению упражнений. По окончании второго года обучения проводится сдача переводных нормативов, и следующий учебный год начинается с августа, который используется как время учебно-тренировочных сборов. Если такие сборы не проводятся, то тренер начинает сезон согласно своему плану, а отсутствующие обучающиеся тренируются по индивидуальному (домашнему) заданию. Данные приведенных выше таблиц являются примерными для тренера-преподавателя. Наполняемость групп, соблюдение соревновательного плана, результаты контрольно-переводных нормативов и другие факторы влияют на годовое распределение часов, поэтому каждый тренер в праве сам планировать и распределять тренировочные часы по месяцам, разделив нагрузку по своему усмотрению. Но общее количество часов учебно-тематического плана должно соответствовать программному материалу. 2.8. СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ |