Скачать 307.61 Kb.
|
Министерство транспорта Российской ФедерацииФедеральное агентство железнодорожного транспорта ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» ОДОБРЕНО: УТВЕРЖДАЮ: Кафедрой «Управление директор института “УАиТ“ эксплуатационной работой» _______________Е.З. Савин зав. кафедрой «УЭР» “___ “______________2009г. ______________Т.Н. Каликина “____”___________2009 г РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дисциплина: «Основы эргономики» Специальность: 19070100 «Организация перевозок и управление на транспорте» (железнодорожный транспорт) Рекомендовано: Разработал:Методической комиссией преподаватель кафедры “УЭР” института “УА иТ” А.Г. Какунина _______________ Г.П. Малай “_____” ______________2009 г. Хабаровск2009 год Аннотация Дисциплины «Основы эргономики» Выписка из Основной образовательной программы по специальности 190700 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)»:
Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины «Основы эргономики» является обучение студентов методам рационального учета «человеческого фактора» при проектировании и эксплуатации технических средств, предназначенных для управления процессами перевозок на железнодорожном транспорте. Эргономика – комплексная научно-техническая дисциплина, которая сложилась на стыке анатомии, физиологии, психологии, гигиены труда и технических наук Изучение основ эргономики отражает потребности общественного производства в синтезе достижений социальных, экономических, естественных и технических наук применительно к задачам исследования и проектирования организации труда, повышения его эффективности и качества. Задача дисциплины – выработка у студентов исходных ориентиров для работы, связанной с проектированием и созданием максимально эффективных и надежных систем управления и условий труда персонала, управляющего движением поездов, соответствующих возможностям человека и способствующих длительному сохранению его работоспособности. В результате изучения студент должен знать:
В процессе изучения дисциплины «Основы эргономики» студент должен иметь предпосылки: - для формирования умения и навыков в разработке и внедрении в производство эргономических принципов и рекомендаций; - к сознательному сотрудничеству со специалистами по учету «человеческого фактора» при коллективных разработках эргатических систем в целях обеспечения высокого качества технологического оборудования управления процессами перевозок по железным дорогам; - к участию в составлении эргономических требований к техническим средствам и рабочим местам организаторов перевозочного процесса; - для выполнения технико-экономических расчетов при разработке эргономических мероприятий, направленных на оптимизацию транспортных эргатических систем, в т.ч. АСУЖТ. Студент после прослушивания курса дисциплины должен иметь представление: - о тенденциях развития эргономики, перспективах её применения на железнодорожном транспорте в современных условиях; - о социальной и экономической значимости эргономических исследований и разработок для создания оптимальных условий труда организаторов процесса перевозок на железнодорожном транспорте. Перечень ключевых слов: эргономика, междисциплинарные связи эргономики, эргатическая система, человек-оператор, методы эргономики, система «человек-машина», эргономические критерии, работоспособность человека-оператора, транспортные эргатические системы, надежность эргатических систем, экономическая эффективность эргономических разработок. Входная дисциплина: «Общий курс транспорта» (железнодорожного), «Математические модели и методы», «Основы управления перевозочным процессом», «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок», «Основы информационных технологий на ж. д. транспорте». Форма контроля: Текущий контроль – устный опрос по ранее изученному материалу; Промежуточный контроль – выполнение контрольной работы Итоговый – экзамен; Ведущие преподаватели: Какунина Анна Геннадьевна, преподаватель кафедры «УЭР» 1. Согласно учебного плана, дисциплина «Основы эргономики» изучается студентами 3-го курса в 6-ом семестре. Основной вид занятий в 6-ом семестре лекции и практические занятия. |