Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 130.08 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.01.2014
Размер130.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Спорт > Урок
Мамина Лилия Леонидовна

учитель начальных классов высшей категории

Отличник народного просвещения
Урок ОБЖ

4 класс

Мы - пассажиры.
Использованы технологии:

- игровые;

- групповые;

- здоровьесберегающие.

Тема: Как стать грамотным пассажиром.

Цели урока:

  1. Вспомнить правила безопасного поведения при посадке в транспорт и при высадке.

  2. Повторить правила безопасности при поездках в транспорте.

  3. Воспитывать культуру поведения в транспорте.

Оборудование: знак автобусной остановки, знак опасный поворот, плакат «Правила для пассажиров автобуса» с табличками «На остановке», «При посадке», «В автобусе», «После высадки», тренажеры, карточки с заданиями для работы групп, таблички для сюжетно – ролевой игры, кружочки из цветной бумаги с напечатанными буквами, два ряда парт и стульев, преобразованные в «автобус».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Подготовленные дети читают стихи.)

1ученик: На улице нашей машины, машины,

Машины-малютки, машины большие.

2ученик: Спешат легковые, фырчат грузовые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

У каждой машины дела и заботы,

Машины выходят с утра на работу.

3ученик: Красный вагон по рельсам бежит.

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чем же мы с вами по городу едем?

Дети: В трамвае.

4ученик: Я мчусь, держась за провода,

Не заблужусь я никогда, что это?

Дети: Троллейбус.

5ученик: Что за чудо – красный дом, ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины, и питается бензином. Что это?

Дети: Автобус.

  1. Введение в тему урока.

Учитель: Ребята, а если мы сели в автобус, троллейбус, трамвай, то в этом случае, кто мы?

Дети: Пассажиры.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете значение слова «грамотный»?

Дети: Кто пишет без ошибок.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться быть грамотными пассажирами.

Как вы понимаете грамотный пассажир?

Дети: Это тот, кто выполняет все правила поведения в транспорте.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем пассажирами. Составим название темы из букв. (Буквы прикреплены к стенам, окнам, шкафам, двери.)

На доске появляется: Мы – пассажиры.

Учитель: У пассажиров, как и у пешеходов одна обязанность – не нарушать правила дорожного движения. К концу урока мы должны все хорошо знать и уметь применять правила для пассажиров автобуса.

(На доске появляется плакат)

Правила для пассажиров автобуса.

Учитель: Где мы должны соблюдать правила?

Из чего они складываются?

(Ниже под плакатом появляются таблички)

На остановке.

При посадке.

В автобусе.

После высадки.

  1. Работа над новым материалом.

Учитель: Посмотрите, что это за знак?

Дети: Остановка автобуса.

Учитель: Мы отправляемся на автобусную остановку. (Все вышли из-за парт под музыку, подходят к тому месту, где висит знак «Остановка автобуса»)

Какие будут ваши действия на остановке в ожидании транспорта?

Дети: Соблюдать порядок, вести себя спокойно, не играть, не толкаться, не бегать, не кричать. Не выходить на проезжую часть. Подходить к двери автобуса только после полной остановки.

Учитель: К остановке подошел автобус. Сейчас начнется посадка.

Производится посадка на автобус Судиславль – Сорож. Ваши действия?

Дети: Надо вести себя спокойно, без суеты и толкотни. Соблюдать осторожность. Садиться в автобус можно только после полной остановки. Как правило, посадка производится через задние двери, а высадка через передние.

Ни в коем случае нельзя прыгать в автобус на ходу, цепляться сзади за транспорт.

Учитель: А кого нужно пропустить вперед?

Дети: Первыми проходят те, кто с детьми, престарелые, инвалиды.

Учитель: Итак, производим посадку, соблюдая все правила.

(Дети имитируют посадку в «автобус»)

Учитель: Вот мы и в салоне автобуса. Здесь тоже свои правила. Какие?

Дети: После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около двери, в салоне держись за поручни (сверху и у сидений). Не толкайся, не высовывайся в окно. Нельзя в салоне сорить, громко разговаривать, нельзя мешать проходить пассажирам, нужно заранее готовиться к выходу, нельзя отвлекать водителя.

Учитель: Сели все поудобнее. А чтобы нам в пути было веселее, мы споем песню. (Дети дружно поют песню, сопровождая движениями).

Мы едем, едем, едем в далекие края.

Хорошие соседи, счастливые друзья.

Нам весело живется, мы песенку поем.

А в песенке поется о том, как мы живем.

Тра – та – та, тра – та – та, мы везем с собой кота,

Чижика, собаку, Петьку – забияку,

Обезьяну, попугая

Вот компания какая. Вот компания какая!

Учитель: Ребята, послушайте, какое правило поведения в транспорте нарушил пассажир?

Ехал странный пассажир,

Вез он в сумке рыбий жир.

Чуть трамвай притормозит,

Пассажир вперед скользит.

Чуть трамвай прибавит ход

Пассажир назад ползет.

Все, кто ехал с пассажиром,

Вышли, смазанные жиром.

Дети: Пассажир нарушил правила: в салоне нужно держаться за поручни, не мешать проходить пассажирам, заранее готовиться к выходу.

Учитель: Ребята, посмотрите, что это за знак? (Крутой поворот)

Да, мы едем по горной извилистой дороге «серпантин». Держимся за поручни (Зачем?)

Дети: Чтобы при резком торможении не получить ушиб.

Работа с тренажером, напоминающим извилистую дорогу «серпантин».

Учитель ведет указкой, дети а) следят глазами; б) ведут правым локтем; в) левым локтем; г) носом.

Игра «Запрещается – разрешается».

Учитель читает стихи. Там, где делает паузу, дети хором должны сказать «запрещается» или «разрешается».

И проспекты и бульвары –

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу…Запрещается!

Быть примерным пешеходом…Разрешается!

Переход при красном свете…Запрещается!

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно,…Запрещается!

Уступить старушке место…Разрешается!

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток

Осторожно проходи!

При зеленом свете даже детям…Разрешается идти.

  1. Закрепление материала.

Работа в группах (пять групп). Каждая группа получает задание.

1группа готовит правила для пассажиров на остановке.

2группа – при посадке.

3группа – в автобусе.

4группа – после высадки.

5группа – что запрещается.

  1. Проверка работы групп. От каждой группы выходит представитель, рассказывает, как они подготовили задание.

  2. Практическая работа. Игровая ситуация. Детям по желанию выдаются таблички «бабушка», «дедушка», «ребенок», «инвалид», «Женщина с ребенком». Дети имитируют посадку в автобус, соблюдая все правила.

Разгадывание кроссворда.

  1. Итог урока.

Учитель: Чему мы учились на уроке?

А те правила, о которых мы говорили в автобусе, подходят ли

к другим видам общественного транспорта?

Я надеюсь, что теперь вы во всех видах транспорта будете соблюдать правила поведения для пассажиров.


Урок – заочная экскурсия
Тема: Знаем ли мы правила дорожного движения. (Практическое занятие)

Цели: Проверить знания учащихся по правилам движения пешеходов по тротуару группами.

- Закрепить знания учащихся о правилах поведения на улицах и дорогах.

- Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.

Оборудование: схема микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными местами на них; модель «зебры»; модель светофора; на стенах круги из цветной бумаги с буквами, из которых будет составлена тема урока.

Форма занятия: групповая.


  1. Организационный момент.

- Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Все успокоились. Не волнуйтесь. Выполним упражнение на дыхание и начнем урок.

(Дыхательная гимнастика)

Учитель.

В школе – вы ученики

А в театре – зрители.

А в музее, зоопарке

Все вы – посетители.

А на улицу, коль вышел

Знай, приятель, наперед

Всех названий стал ты выше

Стал ты сразу – пешеход (дети хором).


  1. Объявление темы урока.

Сегодня мы продолжим учиться безопасному поведению на улицах и дорогах. Мы будем пешеходами. В конце урока будут выявлены Знатоки Правил дорожного движения. Внимательно посмотрите вокруг себя, найдите кружочки с буквами, из которых мы составим тему урока.

(Дети находят кружочки с буквами и прикрепляют их к доске. На доске появляется красочная запись)
Мы – пешеходы.

3.Повторение изученного.

(Стук в дверь. Приносят письмо. Дети открывают и читают.)

«Дорогие, ребята! Приглашаем вас в дом культуры на развлекательную программу»

- Ну что, ребята! Принимаем приглашение?

- Кто из вас знает где находится районный дом культуры? (Ответы детей)

- Но сначала нужно проверить себя хорошо ли мы знаем Правила дорожного движения.

На доске модель светофора.

Наш светофор с хитринкой. Под каждым кружочком задание.

(Ученики выходят к доске, читают задание и отвечают на вопросы)

1)задание. Зачем применяются светофоры? Что обозначает каждый сигнал светофора.

Предполагаемые ответы детей.

Светофоры применяются для регулирования движения на перекрестках, площадях, пешеходных переходах, на железнодорожных переездах.

На вторую часть задания дети отвечают инсценировкой.

(Выходят «ученик – светофор», ведущий и три ученика, обозначающие красный, желтый и зеленый сигналы светофора)

Ведущий. Внимание: глядит в упор

На нас трехглазый светофор –

Зеленый, желтый, красный глаз.

Он каждому дает приказ.

Красный свет. Хоть у вас терпенья нет,

Подождите: красный свет!

Красный свет нам говорит

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Желтый свет. Желтый свет – предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Объявляю вам заранее:

Перехода больше нет!

Не спешите, посмотрите, посмотрите на меня!

Не спешите, подождите до зеленого огня.

Зеленый свет. Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут

Вот теперь идите смело

Пешеходам путь открыт!

Проходите, разрешаю,

Не беда, что я один

Я надежно защищаю

От трамваев и машин!

Ведущий. Шум, движенье, гул моторов

Сразу можно растеряться

Коль в сигналах светофора

Не умеешь разбираться.

Светофор. Я и вежливый и строгий

Я известен на весь мир,

Я на улице широкой

Самый главный командир.

Все меня, конечно, знают

Да и как меня не знать

Все отлично понимают

Все, что я хочу сказать.

- Ребята! Вы понимаете язык светофора?

2)задание. На тротуаре транспорт не ездит. Почему там нельзя играть?

(Предполагаемые ответы. Игры на тротуаре запрещены, так как создают помехи движению пешеходов. Кроме этого, играя, всегда можно внезапно оказаться на проезжей части.)

3)задание. Есть подземный и надземный и похожий есть на «зебру»

От машин тебя спасет твой помощник…переход (хором)

Вопрос. Назовите и покажите правила перехода дороги по нерегулируемому пешеходному переходу.

Дети выходят к выложенному на полу из полосок белой бумаги пешеходному переходу, вспоминают правила перехода дороги по «зебре» строем и выполняют переход.

Предполагаемый ответ. Остановились у пешеходного перехода на краю тротуара, не наступая на поребрик. Смотрим налево, направо, пропускаем все близко движущиеся транспортные средства. Убедились, что нет транспортных средств, движущихся в сторону пешеходного перехода задним ходом, начинаем переход только на безопасном расстоянии от движущихся транспортных средств, пересекаем проезжую часть быстрым шагом, но не бегом. Не прекращаем наблюдать за транспортными средствами слева, а на другой половине дороги – справа. Идем по переходу под прямым углом, а не по диагонали, придерживаемся правой стороны, нельзя идти, взявшись за руки.


  1. Заочная экскурсия по поселку.

- Ребята! На все вопросы вы ответили правильно, правила знаете, можно идти в дом культуры. Какими вы должны быть на улицах и дорогах?

(Собранными, внимательными, осторожными)
Физкультминутка.

а) Упражнение для мобилизации внимания.

1- правую руку на пояс 9- левую на плечо

2- левую руку на пояс 10- правую на плечо

3- правую руку на плечо 11- левую на пояс

4- левую руку на плечо 12- правую на пояс

5- правую руку вверх 13- левую вниз

6- левую руку вверх 14- правую вниз

7,8- хлопки над головой 15,16- внизу 2 хлопка

б) Работа с тренажером.

- Ребята, а вот плакат от Незнайки. Он перепутал все буквы. Внимательно следите за указкой и прочитайте, что здесь написано. (Учитель ведет указкой по линиям, дети следят глазами. Можно потом еще провести кончиком носа, правой рукой, левой рукой, локтем и т. д.)


Дети прочитали «Счастливого пути»

Встали. Тихо и спокойно выходим из школы. (Звучит музыка легкого марша. Дети маршируют под музыку.)

- Вот мы и на улицах нашего замечательного поселка. (На доске появляется план поселка от школы до дома культуры.)

- Каковы будут ваши действия?

Дети. Поскольку мы идем группой, нам нужно перестроиться по два человека. (не более)

На плане появляется первая красная звездочка. Она обозначает откуда начали путешествовать.

- Ребята! Покажите докуда наш путь будет безопасен и можно идти спокойно. (Показывают до музыкальной школы)

- Итак, идем по тротуару. Вспомним правила движения по тротуару.

(Дети коротко вспоминают правила. Тротуар – в переводе с французского «дорога для пешеходов»). Придерживаемся правой стороны, не выходим из строя, не прыгать, не толкаться, не шуметь, выполнять все указания учителя.

- Почему мы остановились за музыкальной школой? (Появляется вторая звездочка)

Дети. К главной дороге примыкает второстепенная. На ней движение небольшое, но мы должны быть особенно внимательны.

- Почему?

В таких местах особое внимание. Здесь не указан пешеходный переход.

- Каковы будут ваши действия? Кто будет объяснять?

Ученик. Смотрим внимательно налево и направо и только при отсутствии машин переходим. (Перешли под музыку.)

- А теперь какой участок безопасен?

До перекрестка. (Идем.)

Учитель. Мы подошли к самому опасному месту на дороге – к перекрестку. Аварий больше всего происходит именно на перекрестках.

Ученик. Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать

Перейти не так уж просто

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети,

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет.

- Ребята! А мы можем воспользоваться этим советом?

Дети. Нет. Этот перекресток нерегулируемый. На нем нет ни светофора, ни регулировщика. (Появляется третья звездочка)

Учитель. Подробно рассмотрим переход дороги на нерегулируемом перекрестке.

Когда авторы книги «Золотой теленок» утверждали, что перекресток – это именно то место, «где движение сильнее всего и волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать» они безусловно были правы: перекресток является местом пересечения транспортных и пешеходных потоков, действительно, представляет собой очень опасный участок на дороге, где происходит более половины всех ДТП. А из всех ДТП, случившихся на перекрестках, 40% падает на нерегулируемые.

Вот к такому перекрестку мы с вами и подошли.

Ежедневно более половины учеников нашего класса проходят этот перекресток

- Как называется этот перекресток? Почему?

Дети. Перекресток называется нерегулируемый, так как на нем нет ни светофора, ни регулировщика.

Учитель. Характерным отличием нерегулируемого перекрестка является то, что здесь особенно велика личная ответственность пешехода за выбор момента пересечения проезжей части. Сейчас мы постараемся такой момент выбрать, чтобы грамотно пройти этот перекресток. Пребывание пешехода на проезжей части это вынужденное и всегда опасное исключение.

- Какие машины нам могут создавать опасность в первой части пути?

Дети. (Выходят к доске, показывают на модели перекрестка) С трех направлений: слева, при правом повороте и при левом повороте.

- Как мы узнаем, что машина делает поворот?

Дети. Водитель дает предупредительный сигнал, сообщает о своих действиях.

- Какие машины создают опасность во второй части пути?

Дети. Только машины, едущие прямо.

Рассмотрим ситуацию. Вы начали переходить дорогу при отсутствии транспортных средств, но пройдя полдороги, справа появился автомобиль. Ваши действия.

Дети. Нужно закончить переход до конца. Нельзя останавливаться и ни в коем случае нельзя бежать назад, так как там могут так же появиться транспортные средства. Ситуация на дороге может измениться не за минуты, а за секунды.

- Легче переходить дорогу группой или по одному?

Дети. Легче переходить группой. Водители более внимательны. Решение принимает учитель.

Учитель. Повторим еще раз. (Дети загибают пальчики)

а) идем спокойно, без суеты, не дергаясь

б) нельзя метаться в разные стороны

- Встретятся ли опасности еще до дома культуры?

Дети. Хотя дорогу переходить больше не надо, но все равно мы должны быть очень внимательны при выходе на площадь, так как движение машин к рынку и к автостанции. Машину может занести, развернуть. Мы должны быть очень внимательными, придерживаться правой стороны.

Учитель. Вот мы и благополучно добрались до дома культуры. Нас встречает директор школы Антохина Т. В. Сейчас лучшим знатокам Правил дорожного движения она вручит медали «Знаток Правил дорожного движения» (вручает медали)


  1. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что дал вам этот урок?

- Что вы взяли для себя?

- Какие сделали выводы?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск