Руководителям органов управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга Комитет по образованию направляет для использования в работе Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов образовательных учреждений Российской Федерации», разработанные Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования в соответствии с письмом Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2011 № 19-247.
Дополнительную информацию можно получить у доцента кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО Поповой Елены Валентиновны (контактный телефон 710-68-49). Приложение: на 18 л.
Заместитель председателя Комитета Ж.В. Воробьёва Лнсовская Ю.В.
576-18-43
Уважаемые руководители
Приложение №1
Методические рекомендации
«О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации»
Образование является одной из важнейших составляющих Олимпийского движения. Пьер де Кубертен предложил провести современные Олимпийские игры в XIX веке, потому что спорт, может сыграть образовательную роль в обществе. Россия уделяет большое внимание распространению олимпийских ценностей через систему образования. Впервые за более чем 100 лет существования Олимпийских игр современности разработан системный подход к задачам олимпийского образования. "Система олимпийского образования "Сочи 2014" утверждена Международным Олимпийским комитетом (МОК). Данная программа формирует устойчивое гуманитарное наследие, поскольку закладывает долгосрочную основу для утверждения в обществе, особенно в молодежной среде, гуманистических идеалов Олимпизма и спорта.
Цель программы - распространение олимпийских и паралимпийских идеалов для создания дружественной среды во время проведения XXII Олимпийских зимних Игр и Паралимпийских зимних Игр в Сочи в 2014 году. Также "Система олимпийского образования "Сочи 2014" нацелена на интеграцию знаний о ценностях Олимпизма в образовательную систему России для формирования полного представления об олимпийском движении и индустрии спорта. Одним из стартовых этапов реализации Системы олимпийского образования является проведение олимпийских уроков во всех образовательных учреждениях России. Благодаря олимпийским урокам с идеями Олимпизма познакомятся школьники всей страны. Олимпийское и паралимпийское образование открывает новые возможности в процессе обучения, воспитания и формирования нравственных основ личности учащихся. Любое направление воспитательной работы в образовательном учреждении, может быть преломлено через призму олимпийского образования. Олимпийское и паралимпийское образование меняет отношение молодежи к себе, к миру, к природе, прививает культуру здорового образа жизни, способствует систематическим занятиям спортом, развивает стремление к самосовершенствованию, учит взаимопониманию, нравственности, толерантности. Занятия, интерактивные игры, тренинги помогают развивать в себе смелость, решительность, уважение к другим людям. У учащихся формируется целостное представление о системе олимпийских и паралимпийских ценностей как ключевых жизненных принципах. Система олимпийского и паралимпийского образования в корне меняет отношение к людям с инвалидностью, ломает стереотипы, учит находить сходства, а не различия.
Методические рекомендации для учителей-предметников, классных руководителей для подготовки к проведению Олимпийских уроков.
Олимпийские уроки должны проводиться в образовательных учреждениях в течение 2010/2011 учебного года ежеквартально. Тематика уроков разработана таким образом, чтобы дать учащимся наиболее полное представление об идеологии, философии, ценностях Олимпийского и Паралимпийского движения, вехах, истории Олимпийских и Паралимпийских игр, особенностях подготовки Сочи к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, олимпийском наследии.
"Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения" (учит принимать ценности Олимпийского и Паралимпийского движения и следовать им в каждодневной жизни).
"Методология подготовки Игр" (показывает, насколько комплексным и масштабным проектом являются Олимпийские и Паралимпийские игры, проходящие по более чем пятидесяти различным функциональным направлениям).
"Игры 2014: настоящее и будущее Сочи" (рассказывает об истории победы в заявке, стратегических целях, особенностях и наследии предстоящих Игр в Сочи).
"Паралимпийское движение: равенство возможностей" (позволяет школьникам попробовать себя в паралимпийских видах спорта).
Дидактические принципы, положенные в основу разработанных уроков, базируются на системе педагогической деятельности, основной целью которой является становление субъектной позиции школьника, логике компетентностного подхода.
При проектировании уроков использованы следующие дидактические принципы компетентностного подхода:
- Принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации предполагает субъектную позицию школьника в образовательном процессе, обращение педагога к личностному опыту учащегося и обогащение его в процессе деятельности на уроке. Важной составляющей в этом случае является создание для школьников условий
транслирования информации, полученной в ходе уроков, в принципы собственной жизнедеятельности.
Принцип доступности предполагает адекватность предлагаемого материала, информации возрастным и психологическим особенностям школьников, отбор содержания, ориентированного на имеющийся социальный опыт школьников.
Принцип системности, соблюдение данного принципа позволит системно представить учащимся масштабную картину истории, идеологии, философии Игр, этапы подготовки к Играм 2014, особенности. Предлагаемое содержание, структурированное в соответствии с Системой олимпийского образования "Сочи 2014", рассматривается во взаимосвязи с процессами и объектами как единое целое, поэтапно знакомит школьников с историческим прошлым Игр, настоящим и наследием.
Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах урока с целью вовлечения их в процесс осмысления полученной информации, соотнесения ее с имеющимся личным социальным опытом и включения приобретенного нового содержания и способов деятельности в собственную практику.
Принцип мотивации, содержание образования в предложенных уроках спроектировано таким образом, чтобы мотивировать школьников на самостоятельный поиск новой информации относительно Олимпийских и Паралимпийских игр, стимулировать их творческие и познавательные мотивационные потребности. В предложенных уроках использованы средства побуждающего и формирующего воздействия. Эти средства необходимо применять так, чтобы они способствовали развитию различных компонентов и сторон мотивации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающем приемы побуждения, и за счет стимулирующего влияния содержания учебного материала, и за счет
побуждающей функции методов обучения, и за счет сочетания различных видов деятельности. Все это в совокупности обеспечит динамику развития положительных потребностно-мотивационных состояний учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности.
Принцип открытости содержания образования предполагает достаточно гибкое использование педагогом предложенной конструкции, не допуская при этом искажения логики, содержательной точности и достоверности информации.
Педагог, при составлении Олимпийских уроков должен учитывать следующие составляющие:
« возрастные особенности учащихся;
уровень общей учебной подготовленности класса;
предполагаемую дальнейшую воспитательную деятельность учителей в данном классе по избранной теме;
уровень собственной подготовки к данному уроку, может варьировать конкретное содержание и методику проведения занятия.
Примерное содержание олимпийского образования на уроках изобразительного искусства (Основная школа 5-9 классы)
«Декоративное искусство в современном мире» (символы, эмблемы)- история создания олимпийских эмблем и символов, как они менялись, кто их создавал.
«Русский костюм и современная мода» (5 класс)- история костюма на примере спортивной экипировки и о костюмах, создаваемых для церемоний Олимпийских игр каждой страны.
«Правила линейной и воздушной перспективы»- рассказ о перспективе ведется на примере макетов олимпийских объектов.
«Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл» (6 класс) - на примере Олимпиады и филателии, где подробно рассказывается, для чего создавались и как менялись марки на протяжении всех Олимпийских игр.
- «Пропорции и строение фигуры человека»- на примере олимпийских пиктограмм, здесь же для сравнения возможно использование пиктограмм Олимпийских игр разных лет.
«Понимание красоты человека в русском искусстве» (7 класс) - рассматривается эстетика движений в спорте в работах русских художников. «Изображения в полиграфии» (8 — 9 класс) - массовость и общедоступность полиграфического изображения на примере рекламных плакатов к зимним Олимпийским играм разных лет.
Итогом Олимпийского урока является развитие художественного мышления, вкуса, воображения и фантазии, формирование у учащихся единства эмоционального и интеллектуального восприятия, активной гражданской позиции в соответствии с принципами и ценностями Олимпизма.
Примерное содержание олимпийского образования на уроках иностранного языка.
В связи с необходимостью формирования личности нового поколения, ориентированного на занятия спортом и здоровый образ жизни, а также в связи с выбором города Сочи местом проведения зимних Олимпийских игр 2014 года, целесообразно включение в некоторые темы Федеральной программы материалов о спорте, изучение спортивной лексики для формирования умения учащихся общаться на тему спорта и Олимпийских игр, а также обсуждать со своими сверстниками спортивные занятия и соревнования.
При введении нового материала по Олимпизму- следует учитывать возрастные особенности учащихся и адекватность вводимой лексики знаниям и умениям учащихся, их уровню владения иностранным языком.
Все дополнительные материалы по темам можно вводить в ход уроков, учитывая уровень владения иностранным языком в определенном классе.
Учитель вправе привлекать другие материалы о спорте, спортсменах и Олимпийских играх. Задача учителя состоит в том, чтобы органично ввести необходимую и доступную лексику для развития олимпийской тематики в учебном процессе, обучить учащихся общаться на спортивные темы, высказывать свое мнение о спортивных соревнованиях и качествах характера и личности спортсменов.
В конце каждого года обучения предусматривается проведение обобщающего урока. Учитель вправе вносить коррективы в планы уроков, исходя из индивидуальных особенностей учащихся данного класса.
Примерное содержание олимпийского образования на уроках географии
Идеи и принципы, лежащие в основе олимпизма, предполагают активное сближение народов и стран, стремление к миру, к познанию культуры друг друга, умению понимать проблемы отдельных регионов и планеты в целом, формированию общечеловеческих ценностей. Аналогичные задачи являются основополагающими и в курсе географии. Включение материалов олимпийского образования в уроки географии позволяет расширить и углубить географические знания, способствует формированию интереса к предмету, помогает решить на уроках географии не только образовательные, но и воспитательные задачи.
Примерное содержание олимпийского образования на уроках литературы на основе материалов, посвященных истории Олимпийских и Паралимпийских игр современности и античности.
Подготовка нашей страны к 0лимпиаде-2014 предполагает не просто ознакомление школьников с фактами из хроник проведения олимпиад и с особенностями популярных видов спорта, а прежде всего, имеет целью погружение в идеи олимпизма, понимание основных олимпийских ценностей.
Включение в уроки литературы материалов, на первый взгляд совершенно далекие от теории и истории литературы, возможны при учете внутренней связи ценностей Олимпизма с идеями общечеловеческого гуманизма, которым проникнута вся мировая литература. Возможны различные варианты включения материалов по Олимпийскому образованию в уроки литературы:
контекстные вставки с использованием олимпийской тематики, которые можно включать в учебные занятия при изучении конкретных разделов и тем.
разработки уроков (по одному на каждую параллель 5 - 9ых классов), при составлении которых можно использовать материалы, идейно связанные с темами изучаемых произведений.
При желании можно комбинировать в различных темах, а также создавать на их основе оригинальные разработки, как учебных занятий, так и контекстных включений в урок.
Примерное содержание олимпийского образования в разделе программы «Физическая культура»
В программе физического воспитания в школе - теории спорта уделяется мало времени. Основное действие на уроке физической культуры посвящено двигательной активности и развитию физических качеств учащихся. Учитель уделяем внимание индивидуальному подходу к ученику, учитывая его физические возможности, но мало уделяем внимания на уроке основам теоретических знаний в области знаний спорта и Олимпизма. Благодаря спорту в нашей стране развивается физическое воспитание, и чем качественней будет этот процесс, тем большее число детей и подростков будет вовлечено в спортивную жизнь, в спорт посредством знаний и умений, полученных на уроках физической культуры в школе.
К сожалению, ученик практически ничего не знает о видах спорта, не культивирующихся в школе, о спортивных правилах, регламентах, основных аспектах спортивной жизни.
Структура программы и сам урок должны иметь вариативность и способность преподнести весь спектр спорта.
В школе должен быть выделен день в течение недели для младшей и средней школы - День спорта. В программу которого, включаются практические (соревнования, игры, эстафеты и т.д.) и теоретические (викторины, конкурсы и т.д) мероприятия из программы Олимпизма.
Прообразом Дня спорта в школе были дни здоровья, бегуна, лыжника и т.д. Этот день должен быть систематическим, для проведения спортивно- массовых мероприятий среди учащихся не только отдельно взятой школы, но и всего региона в целом. Примерное содержание олимпийского образования на уроках истории
Интеграция материала по олимпийскому образованию не предполагает изменения структуры программы по истории, а конкретизируют включение олимпийских знаний в содержание предмета.
Теоретический и практический материал надо поддирать с учетом возрастных особенностей учащихся. Реализация задач Олимпизма по введению в программу «История» осуществляется через различные виды познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащихся в ходе самостоятельной, групповой и исследовательской работы. Приведенный материал может быть использован полностью либо частично в зависимости от выбора педагога.
Акцентирование внимания учащихся на важности такого события как Олимпийские игры для древних греков и отсчет греческой истории от первой Олимпиады.
При изучении материала о Марафонской битве учитель проводит параллели с современными видами спорта.
Сравнение Олимпийских игр в древности и современных Олимпиад.
В задания групповой работы помимо другой тематики возможно включение вопросы по истории Олимпийских игр.
На уроках можно провести параллель между зрелищами в Древней Греции (Олимпийские игры) и зрелищами Древнего Рима (гладиаторские бои).
Примерное содержание олимпийского образования на уроке музыки
рекомендации по включению олимпийского образования могут быть использованы педагогами, работающими по различным программам, в том числе и разработанным на основе авторских. В уроки музыки возможны включать такие темы, как: музыкальные произведения на спортивную и олимпийскую тематику, музыкальное сопровождение спортивных соревнований, виды спорта, в которых музыка играет важную роль, значение музыки на Олимпийских играх и спортивных праздниках, гимны прошедших Игр, композиторы, посвящающие свое творчество спорту и Олимпийским играм.
Данные темы не нарушают структуру программы по музыке, а лишь являются углублением идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Расширение «междисциплинарного поля» посредством введения контента в рамках олимпийского образования позволяет включить в область предмета «Музыка» не только такие учебные дисциплины, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, но и физическая культура и спорт.
Реализация задач по введению Олимпийского образования в программу «Музыка» осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения. Отбор учителем музыкальных произведений осуществляется согласно заданной спортивной и олимпийской тематике, с учетом художественной выразительности, образовательной и воспитательной направленности.
Примерное содержание олимпийского образования на уроках обществознания в 6 - 9 классах
рекомендации по включению спортивной и олимпийской тематики в содержание и разделы программы предмета «Обществознание» для основной школы (6 — 9 классы) в рамках реализации программы олимпийского образования.
класс
«Деятельность. Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве» - Спорт как один из ведущих видов деятельности в современном мире.
«Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения» - Олимпийское движение и экология.
«Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения» - Спорт и культура.
«Отклоняющееся поведение» - Проблема насилия в современном спорте.
«Правила и нормы поведения в обществе. — Клятва олимпийцев
класс
«Глобализация» - Влияние СМИ на процесс развития олимпийского движения, как глобального процесса современности
« Социализация индивида» - Олимпийское движение как слагаемое формирования здорового образа жизни»
«Социальные ценности и нормы. Мораль». - Влияние СМИ на процесс развития олимпийского движения, как глобального процесса современности»
« Гуманизм» - Олимпийская хартия
«Наука, ее значение в жизни современного общества» - Олимпийское движение и наука.
Данные рекомендации не нарушают структуру программы по обществознанию, а лишь являются углублением идеи многообразных взаимодействий спорта и олимпийского движения с явлениями общественной жизни, природой, формированием человека. Расширение «междисциплинарного поля» посредством включения контента в рамках олимпийского образования позволяет включить в область предмета «Обществознания» темы, связанные со спортом и олимпийским движением. Реализация задач по введению контента в программу «Обществознание» осуществляется через различные виды учебной деятельности, главными из которых являются умение анализировать содержание, сравнивать. Отбор материала осуществлялся согласно заданной спортивной и олимпийской тематике, с учетом структуры учебного предмета.
Олимпийское образование для учащихся 8 и 9 классов предлагаются проводить в виде практикума, рассчитанного на учащихся, заинтересованных в изучении и включении в систему олимпийского образования через изучения предмета обществознания. Практикум предполагает разноплановые задания, которые расширяют знания учащихся об истории олимпийского движения, олимпийских ценностях, значении физической культуры и спорта, менеджменте и маркетинге в спорте, предпринимательстве в спорте, социальной значимости физкультуры и спорта в современных условиях развития России, правосудии в сфере спорта, международном спортивном праве, как отрасли международного частного права, волонтерских движениях как одном из видов общественного движения, глобализации мирового сообщества, через олимпийское движение, социализации личности через вовлечение в олимпийское образование.
|