Принято: Утверждаю:
на заседании
педагогического совета Директор МБОУ « Миньковская СОШ»
№ 1 от 1.09.2012 г. Федюшина М.А._____________________
приказ №110 от 1.09.2012 г Рабочая программа
по СБО
6,8,9 классы Учитель: Южакова Т.В.
2012-2013 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по социально - бытовой ориентировке Рабочая программа по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010 г. – сб.1;
Учебный план МБОУ «Миньковсая СОШ» на 2012 - 2013 учебный год.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Личностными результатами изучения курса являются:
- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
- Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
- Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь) Метапредметными результатами изучения курса являются:
-в результате выполнения работ закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы Межпредметные связи:
СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.
Учебно-тематичческий план по социально - бытовой ориентировки
предусматривает следующее распределение по часам:
Количество часов по учебному плану – 2 ч. в неделю, 68 часов в год
Количество часов по рабочей программе – 2 ч. в неделю
6 класс
№ п/п
| Название раздела
| Количество часов
| 1
| «Личная гигиена»
| 4
| 2
| «Одежда»
| 8
| 3
| «Питание»
| 11
| 4
| «Семья»
| 2
| 5
| Культура поведения
| 4
| 6
| «Жилище»
| 9
| 7
| «Транспорт»
| 6
| 8
| «Торговля»
| 5
| 9
| «Средства связи»
| 6
| 10
| «Медицинская помощь»
| 7
| 11
| «Учреждения, организации и предприятия»
| 4
| 12
| Итоговое повторение
| 2
| ИТОГО:
| 68 часов
|
8 класс
№ п/п
| Название раздела
| Количество часов
| 1
| «Личная гигиена»
| 4ч
| 2
| «Одежда»
| 6ч
| 3
| «Питание»
| 11ч
| 4
| «Семья»
| 4ч
| 5
| «Культура поведения»
| 4ч
| 6
| «Жилище»
| 4ч
| 7
| «Транспорт»
| 4ч
| 8
| «Торговля»
| 5ч
| 9
| «Средства связи»
| 8ч
| 10
| «Медицинская помощь»
| 5ч
| 11
| «Учреждения, организации и предприятия»
| 2ч
| 12
| «Экономика домашнего хозяйства»
| 8ч
| 13
| Итоговое повторение
| 3ч
| ИТОГО:
| 68 часов
|
9 класс
№ п/п
| Название раздела
| Количество часов
| 1
| «Личная гигиена»
| 3ч
| 2
| «Одежда и обувь»
| 6ч
| 2
| «Питание»
| 9ч
| 3
| «Семья»
| 4ч
| 4
| «Культура поведения»
| 3ч
| 5
| «Жилище»
| 4ч
| 6
| «Транспорт»
| 3ч
| 7
| «Торговля»
| 3ч
| 8
| «Средства связи»
| 4ч
| 9
| «Медицинская помощь»
| 7ч
| 10
| «Учреждения, организации и предприятия»
| 2ч
| 11
| «Экономика домашнего хозяйства»
| 6ч
| 12
| «Профориентация и трудоустройство»
| 11ч
| 13
| Итоговое повторение
| 3ч
| ИТОГО:
| 68 часов
|
Учебно – методическое обеспечение уроков социально – бытовой ориентировки
Предмет
| Класс, автор,
название учебников, издательство
| Входит в Федеральный перечень учебников
| Социально – бытовая
ориентировка 5 – 9 классы
| В.П.Субчева. Социально-бытовая ориентировка. Владос. Москва. 2013.
|
|
Реализация практической части рабочей программы по СБО. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках СБО значительное внимание отводится
- экскурсиям
- практическим работам
- проведению сюжетно-ролевых игр Реализация коррекционной работы
по крупным темам предмета социально – бытовая ориентировка:
Планирование коррекционной работы СБО в 6 классе
№ п/п
| Крупные темы
| Кол-во
часов
| Коррекционная работа
| 1
| «Питание»
| 12
| Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами.
| 2
| «Личная гигиена»
| 6
| Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур.
| 3
| «Одежда и обувь»
| 8
| Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание.
| 4
| «Семья»
| 4
| Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц.
| 5
| «Культура поведения»
| 4
| Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города.
| 6
| «Жилище»
| 6
| Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся.
| 7
| «Транспорт»
| 8
| Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал.
| 8
| «Торговля»
| 4
| Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие.
| 9
| «Средства связи»
| 8
| Расширять словарный запас по теме в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. Развивать зрительное и слуховое внимание и пространственную ориентировку в процессе упаковки посылок и бандеролей.
| 10
| «Медицина»
| 6
| Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность.
| 11
| «Учреждения, организации и предприятия»
| 2
| Развивать наблюдательность, осознанное восприятие в процессе знакомства с дошкольными учреждениями.
|
|