Скачать 1.37 Mb.
|
ГОУ Центр внешкольной работы "Гольяново" УТВЕРЖДАЮ: Директор ГОУ ЦВР "Гольяново" Воронцова Л.А. ______________________ от . . г. УТВЕРЖДЕНО: Программно-Методической комиссией ГОУ ЦВР "Гольяново" Протокол № _______ от . . г. дополнительнАЯ Образовательная программа "бальный танец: синтез искусства и спорта" Педагог дополнительного образования Маринич Михаил Александрович Москва 2008 Информационная карта программы Город: Москва, Восточный административный округУчреждение дополнительного образования: ГОУ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Направление деятельности: художественно-эстетическоеНазвание программы: "бальный танец: синтез искусства и спорта" Тип (вид) программы: авторская Автор: Маринич Михаил Александрович п.д.о. I квалификац. категории (13 разряд ЕТС) год разработки: вариант 1 – 2008г.; вариант 2 – 2010г. Программа утверждена: Методическим советом – 18.10.2010г. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: от 7 до 13 лет (1-7 классы) Срок реализации (продолжительность образовательного цикла): 5 летРежим занятий по годам обучения: 1-й год – 2 раза в неделю по 2 часа 2-й и последующие годы – 3 раза в неделю по 2 часа Количество учащихся в учебной группе: 1-й год обучения – 12-14 учащихся 2-й год обучения – не более 12 учащихся 3-й и последующие годы – не более 10 учащихся Цель программы: художественно-эстетическое, творческое, физическое развитие личности детей школьного возраста через приобщение к миру бального танца Результат обучения по программе – воспитанники объединения
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа "Бальный танец: синтез искусства и спорта" предназначена для обучения детей в возрасте от 7 до 13 лет умению танцевать спортивные бальные танцы и подготовке учащихся к выступлению на соревнованиях по спортивным бальным танцам городского и всероссийского уровня. За время обучения по программе воспитанники получат возможность пройти несколько уровней танцевального мастерства по программе спортивных танцевальных соревнований для начинающих ("массовый спорт" – по классам N3, N4, N5), а к концу обучения по результатам выступлений учащимся может быть присвоен 2-й юношеский спортивный разряд (подтверждение класса "D"). Образовательная программа "Бальный танец: синтез искусства и спорта" относится к физкультурно-спортивному направлению, в процесс обучения включено участие в спортивных танцевальных соревнованиях различного уровня, вплоть до международного. Программа является долговременной, так как она рассчитана на 5 лет обучения, и состоит из двух этапов: первый этап (базовый) продолжительностью 3 года и второй этап (углубленный) – 2 года. Занятия проходят наиболее эффективно, если в группе первого года обучения занимается не более 15 детей, в группе второго года – не более 12, а в группах третьего и последующих годов обучения – не более 10. Предварительный отбор в детский танцевальный коллектив не проводится, принимаются все желающие. К занятиям допускаются дети, имеющие разрешение врача и выполняющие правила поведения и техники безопасности. При разработке данной программы были использованы дополнительные программы, опубликованные в окружном сборнике авторских программ "Ключ к успеху": Агаевой Я.В. "Научись говорить телом" (в № 10); Богачевой Ю.В. "Мир танца: начало пути" (в № 13), программа авторской группы под руководством Кочеткова А.Ф. "Шесть ступеней мастерства", а также программа Мошковой Е.И. "Ритмика и бальные танцы". Образовательная программа разработана в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями* в части определения рекомендуемого режима занятий. Краткие сведения из истории бальных танцев Бальный танец или, по другому, "салонный" бытовой танец как историческое явление уходит своими корнями в бытовые формы народного танца. Его появление и становление относится к концу XVII века, когда происходит постепенное отдаление традиций народно-бытового танца. С этого момента начинается и продолжается их развитие, которое трансформировалось в современную программу спортивно-бальных танцев. В России период становления бальных танцев приходится на правление Петра I. Актуальность программы Бальный танец – один из самых красочных видов массового искусства для людей любого возраста и особенно детей. Это искусство красиво двигаться. Искусство, в котором дети знакомятся с танцами двух разных континентов: Европы и Южной Америки; с танцами различных эпох и стилей. Так как бальный танец – это синтез искусства и спорта, в образовательной программе уделяется много внимания развитию физических качеств детей, раскрытию их творческих способностей средствами бального танца, удовлетворения их желания заниматься бальными танцами и в дальнейшем профессионально заниматься танцевальным спортом. Способность согласовывать движения своего тела с музыкой вызывает комфортное состояние, и танцующий, осваивая те или иные движения, испытывает радость и удовольствие. Регулярные занятия танцами, как и занятия спортом, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. Занятия танцами способствуют не только развитию внешних данных ребенка, но и формированию его внутреннего мира. Все бальные танцы являются парными, но на начальном этапе обучения (N класс) детям предоставляется возможность выступать сольно. Одним из положительных аспектов обучения по дополнительной образовательной программе является то, что в детский коллектив принимаются все желающие дети без предварительного отбора, прошедшие медосмотр и предъявившие справку от врача с разрешением посещать занятия. Практика последних лет показала, что среди детей, пришедших в танцевальный коллектив, распространены сколиоз, косолапие, плоскостопие, нарушение координации движений. Поэтому сложность работы с такими группами заключается в том, что, рассматривая все особенности учащихся объединения, к концу первых трех лет необходимо научить их элементарным основам танца, т.е. создать фундамент для более серьезного увлечения и приобщить к этому прекрасному виду искусства и спорта одновременно. В дальнейшем, имея хорошую физическую и танцевальную базу, воспитанники могут улучшать свой технический уровень и творчески его развивать. Занятия бальными танцами развивают у детей художественный вкус, расширяют кругозор. Этому способствует многие аспекты: изучение истории бального танца, просмотр исторических и современных танцевальных костюмов, ознакомление с миром профессий, связанных с танцевальным спортом, посещение танцевальных турниров, ознакомление и разбор различных музыкальных композиций. В подготовке спортсменов к соревнованиям по спортивным бальным танцам участвуют люди разных профессий: тренеры, хореографы, специалисты по изготовлению танцевальной обуви, костюмов, стилисты. Для организации и проведения соревнований по спортивным бальным танцам приглашаются: судьи, ведущие, звукооператор, светотехник. Новизна программы Новизна программы состоит в том, что в тематический план включены специально подобранные игры, посредством которых дети развиваются физически и интеллектуально, эмоционально раскрепощаются, приобретают сценический опыт, который пригодится на выступлениях, развивают свое тело, сплачиваются в крепкий и дружный коллектив. При индивидуальном подходе к каждому ребенку, принятому в танцевальный коллектив без специального отбора, определяется оптимальная программа обучения бальному танцу, способствующая развитию танцевальных умений и навыков, воспитанию эстетического вкуса в период его раннего развития, а в дальнейшем, его взросления и становления, что ведет к общему духовно-нравственному росту личности. В процессе разработки образовательной программы "Бальный танец: синтез искусства и спорта" был учтен и адаптирован опыт многих преподавателей бального танца, на базе чего создана эффективная авторская методика, которая позволяет учащимся быстрее достигать высокого танцевального уровня и закладывает основу для дальнейшего профессионального роста. Цель программы: художественно-эстетическое, творческое, физическое развитие личности детей школьного возраста через приобщение к миру бального танца Обучающие задачи программы:
Развивающие задачи программы:
Воспитательные задачи программы:
Общепедагогические задачи программы:
Режим занятий Занятия в учебных группах первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, на втором году обучения и во все последующие годы режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа. В группах первого года обучения занимаются дети в возрасте 7-9 лет, второго года – 8-10 лет, третьего – 9-11 лет, четвертого – 10-12 лет, в группах пятого года обучения возраст детей – 11-13 лет. Занятия проводятся в просторном зале, оборудованном зеркалами. Дети приходят на занятия в специальной репетиционной форме (костюм, обувь). Характеристика возрастных особенностей Поступление ребенка в коллектив бального танца – важное событие в его жизни. Он оказывается в другой сфере общения. Новым для него являются и взаимоотношения с педагогом и со сверстниками: необычностью построения танцевального занятия в отличие от школьного урока. Необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста, чтобы программа усваивалась успешнее. У младших школьников возрастает скорость движений, но точность их еще недостаточна, остаются еще "лишние", неосознанные движения. Дети недостаточно хорошо различают и запоминают внешне сходные физические упражнения, движения; дифференцируют их по основным параметрам управления хуже, чем в более старшем возрасте. Затрудняет обучение и усвоение двигательных навыков то, что в младшем школьном возрасте мышление, распределение и переключение внимания находятся еще в развитии. В этот период необходимо работать над точностью, ловкостью и координацией движений, чтобы в процессе интенсивного роста ребенка не возникло диспропорции в управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе и в более старшем возрасте, что, в свою очередь, мешает социальной адаптации ребенка. В младшем и среднем школьном возрасте важна профилактика нарушения осанки, так как этот возраст наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых факторов в силу незавершенности окостенения позвоночника, недостаточной сформированности мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой. Формирование правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья детей, так как заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников взаимосвязаны с нарушением осанки. Прогнозируемые результаты освоения программы: К концу первого этапа обучения воспитанники будут знать:
К концу первого этапа обучения воспитанники будут уметь:
К концу первого этапа обучения:
К концу второго этапа обучения воспитанники будут знать:
К концу второго этапа обучения воспитанники будут уметь:
К концу второго этапа обучения:
Кроме того, к концу обучения по программе у детей будут заложены такие личностные качества как волевая активность, вера в свои силы, дисциплинированность, коммуникабельность, толерантность, умение настроиться на партнера. Воспитанники будут проявлять устойчивый интерес к танцевальному искусству, проявлять более развитый художественный вкус. Учащиеся смогут показать культуру общения, демонстрируя уважительное отношение к другим участникам коллектива и уважительно общаясь со своим педагогом. Контроль за результативностью учебного процесса В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала. Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося, анализа творческой деятельности, анализ протанцовки определенного воспитанника всеми учащимися. Периодический контроль проводится:
Итоговый контроль проводится по результатам выступлений на соревнованиях по спортивным бальным танцам (таких как: окружной фестиваль "Хрустальная капелька", Московский городской фестиваль "Юные таланты Московии"; рейтинговые соревнования Московской федерации танцевального спорта) и заключительному конкурсу, проводимому внутри детского коллектива. Критерии оценки усвоения программы О достижении результатов можно судить:
Методы оценки успешности усвоения программы:
Порядок внесения изменений в программу В процессе реализации образовательной программы может возникнуть необходимость ее изменения по таким принципиально значимым основаниям, как: цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание программы, организация образовательного процесса, критерии оценки образовательных результатов. С целью повышения эффективности учебно-воспитательной работы в детском объединении, решение о внесении изменений в программу в ходе ее реализации может быть принято:
Переработанная программа детского объединения утверждается на Программно-методической комиссии учреждения. |