Скачать 262.77 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа №3 Утверждена на тренерском совете « 11 » сентября 2006г. Программа «Родничок» (Борьба дзюдо для дошкольников) Программа рассчитана на детей 5-6 лет Срок реализации 2 года Разработчик программы: Тренер-преподаватель: Дубровин Вячеслав Юрьевич г. Краснокаменск 2006г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Борьба дзюдо является одним из видов единоборства, основанный 0японским учителем Дзигаро Кано. Борьба представляет собой использование бросков, удержание, болевых и удушающих приёмов, используя движения и энергию противника. Чтобы изучить технику дзюдо, необходимы подготовительные упражнения и сопутствующие задания. Актуальность программы. Необходимость раннего обучения детей умениям целенаправленного и грамотного ведения единоборств диктует сама жизнь. Каждый взрослый на собственном опыте знает, как увлечённо и самозабвенно дети борются между собой, едва только научатся ползать и ходить. Это естественная детская страсть к самоутверждению. Ребёнок, занимающийся дзюдо, овладевает такими качествами, как дисциплина, духовное и нравственное воспитание. Кроме того, он овладевает акробатическими упражнениями. В единоборстве ребёнок овладевает качеством самооценки и умение замечать окружающий мир. Познание дзюдо даёт физическое воспитание в полном объёме наряду с духовным воспитанием. Умению терпеть и быть собранным, продумывать свои действия, и дозировано прикладывать свою силу. Новизна программы. В настоящее время предлагаемый программный материал по технике единоборства с десятилетнего возраста заметно отстаёт от требований современной действительности и естественных возрастных потребностей детей. Поэтому планомерно приучать к навыкам посильного единоборства необходимо с пятилетнего возраста. Таким образом, заблаговременно готовится перспективный резерв детско-юношеской спортивной школы по борьбе дзюдо. Младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объёма двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большого количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы, прививаться осмысленные, грамотные представления о важнейших правилах и посильных способах ведения единоборства, разумно используя внутреннюю тягу детей к этой форме двигательной активности. Простейшие формы борьбы прекрасно развивают на фоне положительных эмоций силу и ловкость, быстроту и гибкость, внимание и память, волю и сообразительность, вообще целый комплекс необходимых физических и психических качеств. Под игровым – соревновательным методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развитие двигательных и морально – волевых качеств в условиях игры или соревнований. Его комбинированное применение позволяет решать круг задач в самых различных условиях. Использование этого метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связках, которые вследствие координационной общности с изучаемым видом физической деятельности облегчают освоение программного материала. Игровые – соревновательные задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и нравственного воспитания. Цель программы: Овладение основами техники борьбы дзюдо для дальнейшего освоения спортивным мастерством. Задачи: 1. Содействие укреплению здоровья и нормальному физическому развитию; 2. Формирование потребности в здоровом образе жизни и систематических занятиях дзюдо, привлечение максимального количества детей к занятиям по дзюдо; 3. Направленное развитие физических качеств занимающихся средствами дзюдо; 4. Изучение и совершенствование технико-тактических действий дзюдо и формирование знаний о виде спорта; 5. Воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств, гигиенических знаний, а также навыков бесконфликтного общения в коллективе; 6. Поиск талантливых в спортивном отношении детей. Настоящая программа под названием «Родничок» разработана для проведения занятий с детьми. Начиная с 5 до 6-летнего возраста для спортивно-оздоровительных групп. В данную программу включены игры и упражнения, включающие в себя в зародышевом состоянии элементы борьбы. Программа разработана на основе «Образовательной программы по борьбе дзюдо» Муниципального учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеской спортивной школы №3; Акопян А.О., Кащавцев В.В., КлименкоТ.П. Дзюдо. Программа – М.; Советский спорт. 2003 Курс обучения рассчитан на 2 года. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительностью не менее 45 минут. Основной формой работы с детьми по обучению элементам единоборства является групповое занятие, которое условно делится на 5 частей: 1 часть – подготовительная, которая включает в себя построение, проверку присутствующих на занятии, сообщение задач предстоящей работы, строевые и общеразвивающие упражнения; 2 часть – беговая, включающая бег на короткие и длинные дистанции от 5 до 10 минут; 3 часть - гимнастическая, включающая акробатические упражнения; 4 часть – игровая – игры и упражнения с включением элементов единоборств; 5 часть – заключительная с включением упражнений по постепенному снижению физической нагрузки, релаксации, а также заданий на дом. Ожидаемые результаты:
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы «Родничок» осуществляется через проведение соревнований. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГОДОВОЙ ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
* Учебный план составлен с учётом режима учебно-тренировочной работы из расчёта 46 недель занятий в условиях Детско-спортивной школы №3 и 6 недель в условиях спортивно - оздоровительного лагеря или по индивидуальной программе на период летнего активного отдыха. РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНРОВОЧНОЙ РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ, ТЕХНИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (%)
* Для девочек количество упражнений увеличивается на 5-10% за счёт выносливости. СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (%)
КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в подготовке дзюдоистов. Главная её задача состоит в том, чтобы научить спортсмена осмысливать и анализировать действия на татами как свои, так и соперника, не механически выполнять указания тренера, а творчески подходить к ним. Начинающих дзюдоистов необходимо приучать посещать соревнования, изучать техническую и тактическую подготовленность соперников, следить за действиями судей, их реакцией за действием дзюдоистов, просматривать фильмы и видеофильмы по дзюдо, и спортивные репортажи. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Дзюдоист, как и любой другой спортсмен, должен обладать высокими моральными и волевыми качествами, быть достойным гражданином России, с честью представлять свою спортивную школу, свой город, стану на соревнованиях любого ранга. Воспитание морально-волевых качеств начинается с первых шагов в дзюдо, когда в школе нужно научиться подчинять свои интересы общественным, выполнять все требования тренера, болеть душой за честь коллектива. Необходимо воспитывать у юных дзюдоистов правильное, уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судьям, к зрителям. Необходимо ознакомить учащихся с правилами гигиены, спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении. Знакомство детей с особенностями спортивного единоборства проводятся непосредственно перед занятиями или в ходе разучивания каких-либо двигательных действий, обращается их внимание на то, что данный приём лучше всех выполнял такой-то известный спортсмен. Основное внимание при построение бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желания добиться высоких спортивных результатов.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Основное содержание психологической подготовки дзюдоистов состоит в следующем:
В работе с юными спортсменами устанавливается определённая тенденция в преимуществе тех или иных средств и методов психолого-педагогического воздействия: разъяснения, критика, одобрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей ит.д. Методы смешанного воздействия включают: поощрение. Выполнение общественных и личных поручений, наказание. В водной части тренировочного занятия используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие различных свойств личности, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций. В подготовительной части – методы развития внимания, волевых качеств; в основной части занятия совершенствуются специализированные психические функции, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю; в заключительной части совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению. Следует отметить, что акцент в распределении средств и методов психологической подготовки зависит от психических особенностей юного спортсмена, задач и направленности тренировочного занятия. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА При работе с занимающимися упражнения необходимо подбирать так, чтобы они был направлены на обучение двигательным действиям, активно способствовали укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию, развивали физические качества, формировали правильную осанку и обеспечивали становлению «школы » движений. Средства, применяемые в занятиях, включают: ходьбу и бег; упражнения на равновесие, ориентирование в пространстве; имитационные и акробатически упражнения; упражнения в висах, упорах, лазании, прыжках; общеразвивающие упражнения; подвижные игры, эстафеты. Для воспитания личностных качеств занимающихся применяются средства нравственной, эстетической, интеллектуальной подготовки. Развитие физических качеств у занимающихся происходит под влиянием двух факторов: возрастных изменений организма и режимов двигательной активности. Обучение техники движений направлено на формирование у занимающихся базовой «школы» движений. Применяются двигательные задания, различные виды общеразвивающие упражнений. Постепенно повышается применение методов указаний, словесных заданий, кратких объяснений, оценок качества выполнение заданий. Основой воспитания для занимающихся младшего возраста является нравственное воспитание. Оно реализуется в следующих направлениях:
ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 1. Общеразвивающие физические упражнения:
2. Акробатические упражнения:
3. Игры и эстафеты:
4. Разминочные упражнения:
СПЕЦИАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 1. Ритуалы в дзюдо. Приветствие. 2. Складывание кимоно. Завязывание пояса. Игра с заданием: кто правильно и быстрее остальных завяжет пояс; лучше и правильно сложит кимоно 3. Падение. Самостраховки. Игры с заданием: падение через мяч. Игры с касанием при падении различными частями тела. 4. Стойки: Основная: фронтальная, правая, левая. Защитная: фронтальная, правая, левая. Игры-эстафеты с перемещением в различных стойках; перемещение в парах. 5. Перемещение: попеременным шагом: лицом вперёд, спиной вперёд; с подшагиванием: лицом вперёд, спиной вперёд, боком вперёд. 6. Передний, задний мост. Забегание. Игры с заданием: Коснуться подбородком. Носом мяча, татами большее количество раз за отведённое время. Подняться как можно выше на руках и ногах от татами на заднем мосту. Перекинуться с переднего моста на задний и наоборот. - отжимание от татами в упоре лёжа; - отжимание с хлопками. ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 1. Выведение противника из равновесия: - вперёд, назад, влево, вправо. Рывок-толчок, толчок-рывок. Игровые задания: - вывести противника из равновесия; - заставить противника встать на одну ногу, на пятки, на носки. 2. Захваты. Два классических захвата: - рукав-отворот; - рукав на спине. Игры - задание: - захватить руку противника; - запятнать, определённую тренером, часть тела; - удержание захвата. 3. Изучение броска задней подножкой. Защита то него. Бросок через бедро. Защита то него. Комбинация: бросок через бедро задняя подножка. Учи-коми к ним. - повороты на 900; - повороты на 900 влево и вправо; - повороты на 1800. Игры – эстафеты: - с поворотами и перемещениями по татами; - бег, сцепившись руками со спинами, в парах. 4. Перевороты в партере с переходом на удержание: - подрывом руки и ноги; - подрывом двух рук; - из положения лёжа; - переворот с захватом руки и ноги от себя; - переворот с захватом руки и ноги на себя. 5. Удержание сбоку, поперёк. Защита от удержания захватом ноги противника. 6. Изучение «Коси-гурума». Изучение «Осото-гари». 7. Схватки. Вольные схватки. Игровые схватки. Учебные схватки. СПОРТИВНО-ИГРОВАЯ ПОДГОТОВКА. 1. Игровая подготовка на развитие равновесия, координации. - пятнашки на одной ноге; - игра «Бой петухов»; - прохождение по гимнастической скамейки; - игра «Сбросить противника с гимнастической скамейки»; - игра «Зацеп»; - игра «Ковбой»; - игра «Кто устоит?». 2. Игровое задание на развитие силы: - игра «Достань предмет»; - «Сильная рука»; - «Борьба»; - «Упрямцы»; - «Кто сильнее?». 3. Игры на развитие акробатических способностей, развитие вестибулярного аппарата: - пятнашки кувырками, перекатами; - игра «Дзюдо». 4.Игры на развитие ловкости, скоростных качеств: - игра «Цепи»; - игра «Три кольца»; - игра «Догнать хвост». 5. Развитие дистанции, ловкости, реакции: - пятнашки ногами без захвата и с захватами; - пятнашки руками; - захватить определённую часть тела соперника. 6. Эстафеты. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. 1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ:
2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ:
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВКИ: - создание предпосылки с целью дальнейшей успешной специализации в борьбе дзюдо. 4.ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ:
5. МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ: Основными критериями оценки занимающихся на этапе спортивно – оздоровительной подготовки являются:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – основное требование к повышению качества обучения детей элементам единоборства. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ – проведение открытых занятий с рассказом и показом всех упражнений домашнего задания обеспечит необходимый контроль и помощь; проведение родительских собраний; беседы ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ТРЕНИРОВОК Тренировка по освоению акробатических упражнений. Задача тренировки: 1. Научить выполнять по команде кувырки вперёд, назад, боком. 2. Способствовать правильному выполнению акробатических упражнений. Место занятий: татами.
Примерный план тренировок на развитие равновесия, координации. Задачи тренировки: 1. Разучивание упражнений на равновесие и координацию. 2.Воспитание выдержки, ориентировки. Место занятий: физкультурный зал. Инвентарь: гимнастические скамейки.
Список литературы для преподавателя. 1. Алямовская В., Физкультура в детском саду. - М.; «Чистые пруды», 2005. 2. Акопян А.О., Кащавцев В.В., Клименко Т.П. Дзюдо. Программа – М.; Советский спорт,2003. 3.Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культуры в ДОУ. М.; 2005. 4.Епифанов В.А.. Апанасенко Г.Л. – М.; Медицина,1990. 5. Лескова Г.П. Общеобразовательные упражнения в детском саду. – М.; Просвещение,1981. 6. Путин В., Шестаков В., Левицкий А. «Дзюдо: история, теория, практика». Архангельск. «СК»,2000. 7. Рейнгард Кетельхут. Дзюдо для детей. Увлекательное пособие для девочек и мальчиков – М.; «Терра - Спорт». Олимпия PRESS, 2003. 8.Степаненкова Э. – Методика физического воспитания – М.; «Воспитание дошкольника»,2005. 9. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М.; Просвещение, 1984. Список литературы для детей и родителей. 1. Алямовская В., Физкультура в детском саду. – М.; «Чистые пруды», 2005. 2. Лескова Г.П. Общеобразовательные упражнения в детском саду. – М.; Просвещение, 1981. 3.Рейнгард Кетельхут. Дзюдо для детей. Увлекательное пособие для девочек и мальчиков. – М.; «Терра - Спорт». Олимпия PRESS, 2003. |