Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации08.02.2014
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Спорт > Программа
  1   2   3   4   5   6




Қазақстан Республикасының Альпинизм

және Кұзға өpмелеу Федерациясы

Федерация Альпинизма и Скалолазания Республики Казахстан


_________________________________________ _________________________________________
Приложение №2

К положению Международного горного Фестиваля «Сайрам 2011»

Программа обучения и подготовки альпинистов.
Введение.
Учебная программа подготовки альпинистов связывает в единое целое обучение по месту жительства и в горах, обозначает пути формирования мировоззренческих позиций, личных и социальных качеств альпинистов, их безопасной деятельности в горах, и предполагает достижение следующих целей:

- интенсификацию учебного процесса и повышение его качества;

- согласование учебного процесса с современными техническими новшествами, новыми правилами проведения альпинистских мероприятий и разрядными требованиями;

- перенесение части учебного материала (теоретического и практического) на подготовительный период;

- предоставление руководителям альпинистских мероприятий права увязывать сроки и объем учебного материала с фактическим уровнем подготовленности альпинистов, что составляет суть дифференцированного подхода к обучению.

Для интегральной оценки результата воспитания и обучения альпинистов предложены отдельные уровни квалификации, характеризующиеся комплексной и законченной подготовленностью к восхождениям определенных категорий сложности.

Каждый квалификационный уровень характеризуется обязательным объемом знаний и умений и согласуется частично или полностью с выполнением определенных разрядных требований.

При этом для обеспечения надежности уровень знаний и умений альпиниста должен опережать сложность предстоящих ему восхождений.

Таким образом, разрядные требования и требования, соответствующие конкретному уровню подготовленности, создают систему критериев, позволяющую не только определить возможность допуска конкретного спортсмена или группы к тому или иному восхождению, но и реализовать дифференцированный подход к обучению.

Последнее обеспечивается той свободой, которая предоставлена пользователям программы в сфере календарного планирования процесса подготовки альпинистов до выезда в горы.

Это означает, что пользователю программы разрешается:

- устанавливать количество часов в календарных планах, отводимых на изучение тем, в зависимости от конкретных условий и подготовки альпинистов вплоть до простой сдачи зачета по темам;

- переносить темы, предлагаемые для изучения в горах на предсезонный период;

- при необходимости повторять занятия или расширять их объем.

Таким образом, любой календарный план может считаться приемлемым, если он обеспечивает обозначенный в программе уровень подготовки альпинистов.

В то же время, изучение тематики приведенных ниже учебных планов и соответствующих программ обязательно для всех альпинистских коллективов и мероприятий, организованных в рамках федерации альпинизма РК, таких как: спортивные секции и альпинистские клубы, учебно-спортивные базы, передвижные временные лагеря, сборы по подготовке к соревнованиям, круглогодичные мероприятия по альпинизму и т.п.

Это требование ни коим образом не накладывает ограничений на самостоятельность альпинистских организаций, входящих в федерацию, а предполагает лишь обеспечение гарантированного уровня подготовленности альпинистов на каждом из этапов их обучения и совершенствования.

Квалификационные уровни и критерии их достижения
1. Первый уровень начальной подготовки – НП-1
Достигается на первом этапе начальной подготовки, т.е. при выполнении норм на значок «Альпинист РК».

Возраст участников не моложе 14-ти лет.

До выезда в горы: пройти подготовку, сдать зачеты и нормативы согласно программе; получить соответствующую запись в книжке альпиниста и медицинскую справку о допуске к занятиям альпинизмом.
Для достижения уровня НП-1 необходимо
Знать:

- особенности альпинизма как вида спорта;

- особенности и опасности горной природы;

- основные правила поведения и обеспечения безопасности в горах;

- признаки изменения погоды;

- основы ориентирования в горах;

- правила и приемы оказания доврачебной помощи в горах;

- табельное снаряжение альпиниста, его применение и уход за ним.
Уметь:

- оценить трудности и опасности маршрутов восхождений 1-й категории сложности;

- передвигаться по осыпям и травянистым склонам;

- передвигаться по скальным склонам 1-3-й категории сложности с верхней страховкой, по перилам с перестежкой, в связке;

- передвигаться по снежным склонам, вытаптывать ступени, задерживаться при проскальзывании и срыве;

- передвигаться по снежным склонам в связках, используя перила;

- передвигаться по несложному ледовому рельефу, производить самозадержание и задержание партнера при срыве на льду;

- передвигаться по закрытому леднику в связках;

- переправляться по налаженной переправе через горную реку;

- переносить легко пострадавшего, используя простейшие приемы;

- организовывать бивак на травянистом склоне или морене.
Совершить: восхождение 1Б категории сложности с инструктором.

2. Второй уровень начальной подготовки – НП-2
Достигается на втором этапе начальной подготовки – при выполнении норм 3-го спортивного разряда по альпинизму.

Участнику необходимо: иметь значок «Альпинист РК» и характеристику-рекомендацию в книжке альпиниста. До выезда в горы: пройти подготовку, сдать зачеты и нормативы согласно программе; получить соответствующую запись в книжке альпиниста и медицинскую справку о допуске к занятиям альпинизмом.
Для достижения уровня НП-2 необходимо
Знать:

- маршрутную документацию, символику UIAA, организацию и проведение учебно-тренировочных восхождений 1-2-й категории сложности;

- общие понятия о тактике горовосхождений;

- меры безопасности при выполнении приемов альпинистской техники;

- основы ориентирования в горах;

- начальные сведения о принципах взаимной страховки;

- правила и приемы доврачебной помощи;

- формы горного рельефа и их образование;

- меры по охране окружающей среды в горах.
Уметь:

- уверенно и надежно передвигаться по скальному рельефу 1-2-й категории сложности в связках, по отдельным участкам 3-й категории – первым в связке;

- уверенно и четко организовывать страховку и самостраховку, используя выступы и забитые крючья;

- налаживать перила и грамотно их использовать для передвижения;

- передвигаться по крутым снежным склонам, организуя страховку и самостраховку;

- проводить надежно самозадержание партнера при срывах на снегу и льду;

- передвигаться на кошках по различному ледовому рельефу, рубить ступени и организовывать страховку и самостраховку на леднике;

- передвигаться по закрытому леднику, самостоятельно выбираться из ледниковой трещины;

- определять характер травмы и организовывать транспортировку пострадавшего.
Совершить: восхождения 1Б, 2А, 2Б категорий сложности с инструктором.
3.Первый уровень спортивной подготовки – СП-1
Достигается на первом этапе спортивной подготовки при частичном выполнении норм второго разряда по альпинизму.

Участнику необходимо: иметь оформленный 3-й разряд по альпинизму (допускается неоформленный 3-й разряд при выполнении его в текущем сезоне), классификационный билет спортсмена, книжку альпиниста, зачётную карточку по предлагерной подготовке, рекомендацию тренера (инструктора) по альпинизму, проводившего учебно-тренировочные занятия в подготовительный период, и медицинскую справку о допуске к занятиям альпинизмом.
Для достижения уровня СП-1 необходимо
ЗНАТЬ:

- краткую историю развития альпинизма, его современное состояние

- меры по охране окружающей среды в горах

- альпинистскую характеристику горного района

- правила соревнований, классификацию маршрутов, основы организации и проведения восхождений в составе отделения разрядников

- основы тактической подготовки, принципы составления тактических планов, порядок оформления маршрутной документации

- правила радиообмена и сигнализации

- основы динамической страховки
УМЕТЬ:

- составлять тактические планы восхождений на вершины 2-3-й категорий сложности, применяя схему UIAA

- оформлять маршрутную документацию

- проводить маршрутную съёмку местности

- уверенно и чётко работать в связке на скальном рельефе 3-й категории сложности

- преодолевать первым в связке отдельные участки рельефа 4-й категории сложности

- организовывать взаимодействие связок

- организовывать страховочную цепь, место страховки, забивать крючья

- организовывать пункт для спуска или подъёма пострадавшего, применять приёмы транспортировки на сложном скальном рельефе

- применять приёмы надёжного задержания сорвавшегося на страховочном стенде

- преодолевать различные снежные склоны в связке, организовывать на них страховку, производить самозадержание при срыве и задержание сорвавшегося

- налаживать спуски на верёвке

- применять приёмы подъёма пострадавшего и самостоятельно подниматься из ледниковой трещины
СОВЕРШИТЬ: восхождения 2А-3Б категории сложности с инструктором.
4. Второй уровень спортивной подготовки СП-2

Достигается на втором этапе спортивной подготовке при выполнении норм 2-го спортивного разряда, для чего необходимо
ЗНАТЬ:

- Правила соревнований, классификацию маршрутов, организацию и проведение восхождений 1Б-3Б категории сложности, права и обязанности руководителя спортивной группы

- основные правила составления тактических планов, решения тактических задач

- принципы безопасного передвижения по горному рельефу

- медико-биологические и физиологические основы альпинизму

- методику анализа происшествий в горах

- причины возникновения лавинной опасности в горах

- организация поиска в лавинах

- лучшие восхождения прошедшего сезона
УМЕТЬ:

- разрабатывать и обосновывать тактические планы восхождений, составлять схемы маршрутов с применением символов UIAA

- выполнять роль руководителя на маршрутах 2-й категории сложности

- работать в связке первым на всех видах горного рельефа соответствующей категории сложности

- преодолевать отдельные участки сложного ледового рельефа, применяя современное снаряжение

- передвигаться по сложному снежному рельефу в связках, организовывать страховку и задержание при срыве с применением страховочных систем и амортизаторов

- использовать искусственные точки опоры (ИТО) и приёмы работы с двойной верёвкой на сложном скальном рельефе

- осуществлять спуск на верёвке с пересадками

- применять меры безопасности на всех видах горного рельефа

- задерживать сорвавшегося с последующей фиксацией верёвки

- вести поиск в лавинах, организовывать транспортировку пострадавшего на ледово-снежном рельефе

- оказывать помощь пострадавшему, организовывать и проводить транспортировку пострадавшего на сложном скальном рельефе при помощи подручных средств силами малой группы

- вязать носилки-волокуши из подручных средств
СОВЕРШИТЬ: восхождения 3-й категории сложности с инструктором

5. Уровень спортивного совершенствования – СС
Достигается на соответствующем этапе при выполнении норм 1-го спортивного разряда, для чего необходимо
ЗНАТЬ:

-правила соревнований, классификацию маршрутов, организацию и проведение восхождений 4-й и 5-й категории сложности

- принципы формирования спортивной группы, права и обязанности её руководителя

-основы психологической, физической, технической и тактической подготовки группы к восхождению

- порядок оформления маршрутных документов, составления тактических планов

- особенности тактики восхождений: стенных, технических, высотных, зимних, траверсов

- результаты анализа происшествий в горах
УМЕТЬ:

- использовать современное снаряжение для страховки и прохождения участков маршрутов 5-й и 6-й категории сложности

- оказывать первую доврачебную помощь

- организовывать транспортировку пострадавшего силами малой группы

- проводить сеансы радиосвязи на спортивных восхождениях

- с высокой надёжностью задерживать сорвавшегося на любой форме горного рельефа
СОВЕРШИТЬ:

- восхождения 5А категории сложности в составе группы и 4-й категории в двойке


  1. Уровень спортивного мастерства – СМ


Достигается на этапе выполнения норм КМС и МС по альпинизму и совершенствования спортивного мастерства, для чего необходимо

ЗНАТЬ:

- место альпинизма в структуре спорта

- правила соревнований, классификацию маршрутов, организацию и проведение восхождений всех категорий сложности

- принципы формирования спортивных команд для участия в соревнованиях по альпинизму

- правила составления отчётов о спортивных восхождениях

- основы спортивной психологии

- принципы обеспечения надёжности и безопасности в альпинизме

- альпинистские особенности районов восхождений, особенности тактики восхождений в конкретном районе, методику подготовки тактических планов восхождений

- методику анализа происшествий в горах

- лучшие восхождения в Казахстане, СНГ и в мире, особенности тактики этих восхождений
УМЕТЬ:

- совершать восхождения любой категории сложности

- работать в спортивной группе или команде в любом качестве

- обеспечивать личную и групповую безопасность в любых условиях восхождения

- прогнозировать условия работы на маршруте и принимать соответствующие решения

- применять на практике комплекс тактических приёмов для обеспечения (безопасного, успешного) восхождения

- критически оценивать индивидуальную и групповую деятельность, своевременно её корректировать

- организовывать все виды страховки на маршрутах любой сложности с применением тормозных систем и амортизаторов

- организовывать взаимодействие связок и оказывать помощь напарнику в аварийных ситуациях

- организовывать и проводить работу спасательного отряда, транспортировку пострадавшего силами малой группы

- транспортировать пострадавшего в одиночку с помощью подручных средств

СОВЕРШИТЬ: восхождения всех категорий сложности в составе спортивных групп, 5Б в двойке

ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА АЛЬПИНИСТОВ


  1. Начальная подготовка

    1. Учебный план первого этапа начальной подготовки для выполнения норм на значок «Альпинист РК» и достижения уровня НП-1 за 1 год обучения


темы

Тема занятий

Количество часов

Теор.

Практ.

всего

1-1-1

Физическая культура и спорт в РК

1

-

1

1-1-2

Краткая характеристика альпинизма и требования к альпинистской подготовке

1

1




1-1-3

Краткие сведения о строении и функциях организма человека: влияние нагрузок на организм и психику человека

2

-

2

1-1-4

Транспортировка пострадавшего простейшими способами

-

2

2

1-1-5

Оказание первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях

1

1

2

1-1-6

Основы техники альпинизма и альпинистское снараяжение

2

-

2

1-1-7

Способы и приёмы страховки

2

8

10

1-1-8

Основные приёмы техники передвижения по скалам

3

37

40

1-1-9

Основные приёмы техники передвижения по снегу

2

15

17

1-1-10

Организация походов, передвижение по травянистым склонам, переправы через горные реки, бивуаки, охрана природы

2

30

32

1-1-11

Общая физическая подготовка

-

250

250

1-1-12

Теоретические зачёты и сдача контрольных нормативов по ОФП

2

10

12

1-1-13

Собеседование по программе подготовки до выезда в горы

2

-

2

1-1-14

Особенности альпинизма как вида спорта

1

-

1

1-1-15

Формы горного рельефа. Опасности в горах и методы предосторожности, применяемые в альпинизме

1

-

1

1-1-16

Подготовка и проведение учебно-тренировочных походов и восхождений на значок «Альпинист РК»

2

-

2

1-1-17

Географический обзор данного высокогорного района

1

-

1

1-1-18

Табельное снаряжение и экипировка альпиниста

1

1

2

1-1-19

Проверка ОФП

-

2

2

1-1-20

Организация и назначение КСС в горах. Первая помощь и транспортировка пострадавшего.

2

1

3

1-1-21

Организация бивуаков

1

2

3

1-1-22

Способы и приёмы страховки

1

4

5

1-1-23

Передвижение по тропам, травянистым склонам и осыпям.

-

3

3

1-1-24

Переправы через горные реки

-

4

4

1-1-25

Передвижение по скалам и страховка

-

12

12

1-1-26

Передвижение по льду и страховка

-

9

9

1-1-27

Передвижение по снегу и страховка

-

6

6

1-1-28

Перевальный поход

-

18

18

1-1-29

Восхождение на вершину 1Б категории сложности

-

18

18

1-1-30

Ориентирование в горах

-

2

2

1-1-31

Охрана окружающей среды

1

-

1

1-1-32

Разборы учебно-тренировочных занятий и выходов в высокогорную зону

4

-

4
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск