Перечень вопросов к государственному междисциплинарному экзамену
для студентов, обучающихся по специальности
032101 - «Физическая культура и спорт» Специализация – Теория и методика хоккея Физиология
Приведите примеры классификации физических нагрузок. Охарактеризуйте упражнения разных зон мощности.
Физиологические состояния человека в соревновательной деятельности.
Понятия и критерии утомления. Основные механизмы проявления утомления в разных видах физкультурно-спортивной деятельности.
Основные проблемы восстановления. Механизмы и гетерохронность протекания процессов восстановления (физические, психологические, формакологические, питание, активный отдых и др.).
Гигиена
Вспомогательные гигиенические средства, повышающие спортивную работоспособность и ускоряющие восстановление.
Система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов.
Гигиеническая характеристика пищевых продуктов. Пищевой рацион и режим питания спортсменов разной специализации.
Гигиеническое нормирование физических нагрузок школьников в процессе физического воспитания.
Спортивная медицина
Причины и условия возникновения перенапряжения и заболеваний у лиц занимающихся физической культурой и спортом. Острые патологические состояния у спортсменов. Меры профилактики, первая помощь, реанимационные мероприятия.
Способы искусственного дыхания (изо рта в рот, изо рта в нос). Наружный непрямой массаж сердца. Сочетание наружного массажа сердца с искусственной вентиляцией легких. Контроль эффективности реанимации.
Основы этиологии, патогенеза заболеваний у спортсменов.
Способы оценки функционального состояния лиц, занимающихся физической культурой и спортом (пробы со стандартными и предельными физическими нагрузками, пробы для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, пробы с изменением положения тела в пространстве и др. Интерпретация получаемых результатов.
Биохимия
Биохимия мышечного сокращения
Гликолитический путь ресинтеза АТФ и его основные характеристики: максимальная мощность, время развертывания, время работы на уровне максимальной мощности, лактатный кислородный долг.
Креатин-фосфокиназный путь ресинтеза АТФ, характеристика процесса: максимальная мощность, время развертывания, время работы с максимальной мощностью, креативный коэффициент, алактатный кислородный долг.
Аэробный способ ресинтеза АТФ (тканевое дыхание).
Менеджмент физической культуры и спорта
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (№ 329-ФЗ от 4 декабря 2007 года) как законодательная основа управления отраслью.
Сущность и принципы спортивного менеджмента. Цели и функции спортивного менеджмента. Методы управления физкультурно-спортивными организациями.
Государственные и общественные органы управления физической культурой и спортом, их структура, функции и механизмы взаимодействия.
Система подготовки спортивных резервов в России. Менеджмент спортивной школы.
Менеджмент в профессиональном спорте.
Экономика физической культуры и спорта
Продукт отрасли физической культуры и спорта
Материально - техническое обеспечение физической культуры и спорта
Финансирование физической культуры и спорта.
Рынок труда в отрасли физической культуры и спорта.
Педагогика физической культуры и спорта
Основы и сущность педагогического мастерства преподавателя,
тренера в области физической культуры и спорта.
Спортивный коллектив, его воспитательные возможности.
Основное содержание (формы, средства, методы, пути) системы воспитательной работы со спортсменами. Проблема самовоспитания в спорте.
Инновационные технологии обучения в физической культуре и спорте
Конфликты в спортивно-педагогическом взаимодействии
Психология физической культуры и спорта
Психологическое обеспечение спортивной деятельности. Содержание психологической подготовки в процессе занятий физической культурой и спортом.
Средства и методы психологической подготовки. Психодиагностика в спорте.
Психические состояния в спортивной деятельности. Психическая готовность спортсмена к соревновательной деятельности (предсоревновательный, соревновательный, постсоревновательный этапы).
Психологические особенности личности спортсмена и их проявление в спортивной деятельности.
Социально-психологические особенности управления спортивным коллективом (командой).
Теория физической культуры и спорта
Какие задачи по развитию физической культуры и спорта в современной России выдвинуты в государственных установках социальной политики на ближайшую перспективу?
Раскройте суть и содержание методов строго регламентированного упражнения.
Дайте характеристику основным средствам физического воспитания
Раскройте суть и содержание системы общеметодических и специфических принципов физического воспитания.
Назовите условия и пути направленного воздействия в процессе физического воспитания на нравственное сознание и поведение индивида?
Социально-педагогическое значение и задачи физкультурно-спортивной деятельности детей школьного возраста.
Мышечная композиция и ее связь с силовыми способностями человека. Силовые способности человека на основе биологических и психологических факторов. Средства и методы воспитания силовых способностей.
Психофизиологические основы проявления скоростных способностей человеком. Средства и методы воспитания скоростных способностей.
Двигательно-координационные способности и их разновидности (способность поддерживать равновесие, точно выполнять движения, регулировать тоническую напряженность). Физиологические механизмы, определяющие двигательно-координационные способности, и методические приемы их воспитания.
Аэробные возможности организма человека и их значение в воспитании общей выносливости. Тесты и показатели уровня аэробных возможностей. Средства и методы воспитания общей выносливости.
Особенности построения многолетней подготовки юных спортсменов в зависимости от биологического возраста и сенситивных периодов их развития.
Содержание планирования и контроля в спортивной подготовке. Перспективное и текущее планирование. Этапный и оперативно-текущий контроль.
Содержание основных технологических процедур, обеспечивающих управление системой подготовки спортсмена (постановка цели, прогнозирование, моделирование, программирование, комплексный подход, принятие решений).
Охарактеризуйте структуру больших циклов тренировки (макроциклов). Спортивная форма и её фазы. Механизмы адаптации к нагрузкам.
Этапы спортивного отбора и их задачи.
Теория и методика хоккея
Социальная значимость хоккея как вида спорта и средства физического воспитания.
Различные виды ведения шайбы и целесообразность их применения в различных игровых ситуациях. Проанализируйте широкое (плавное) ведение. Методика его совершенствования.
Охарактеризуйте игру вратаря и ее основные приемы. Техника отбивания шайбы щитками и ее ловли «ловушкой». Методика ее совершенствования.
Причины возникновения ошибок у юных хоккеистов при выполнении технических приемов. Типичные ошибки при разучивании бросков шайбы. Методика их предупреждения и устранения.
Методика обучения технике бега скользящими шагами. Факторы, лимитирующие эффективность передвижения хоккеиста на коньках.
Охарактеризуйте выносливость хоккеиста, ее виды. Медико-биологические и психические факторы, определяющие проявления разных видов выносливости.
Техника выполнения ударов шайбы, ее фазовая структура и механизм обеспечения высокой скорости полета шайбы.
Оперативное управление игровой деятельностью хоккеистов высокой квалификации: разработка плана предстоящего матча, установка на игру, руководство командной в ходе матча, разбор игры.
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия хоккеистов в обороне. Методика совершенствования оборонительной системы 1-2-2.
Тактика контратаки, виды контратаки, методика обучения и совершенствования контратаки из средней зоны.
Структура микроциклов тренировки хоккеистов, их содержание, динамика нагрузок разной направленности.
Урок как основная форма проведения занятий по хоккею. Виды урока. Части урока и их взаимосвязь. Динамика нагрузок разной направленности и функциональной активности на уроке по хоккею.
Травматизм при занятиях хоккеем. Причины возникновения и признаки спортивных травм. Доврачебная помощь (остановка кровотечения, перемещение пострадавших и др.). Меры профилактики травм.
Тактика позиционного нападения и его принципы. Методика обучения и совершенствования одного из вариантов позиционного нападения.
Тактика нападения: фазы организации, развития и завершения атаки с хода. Методика обучения и совершенствования варианта завершения атаки через центрального нападающего.
Техника отбора шайбы клюшкой. Способ «выбивания шайбы». Методика его разучивания и совершенствования.
Охарактеризуйте тактику нападения: классификация, принципы и фазовый характер атакующих действий, методика обучения и совершенствования фазы организации атаки.
Скоростная выносливость хоккеиста, ее психофизиологическая основа. Тесты и показатели уровня скоростной выносливости. Методика воспитания скоростной выносливости.
Динамика нагрузок разного характера и направленности на отдельных этапах годичного цикла подготовки хоккеистов высокой квалификации.
Задачи, организация и содержание текущих обследований и обследований соревновательной деятельности хоккеистов. Методика регистрации и оценки соревновательной деятельности хоккеистов.
Организация и методика отбора и комплектования сборных команд страны. Методика комплектования звеньев команды.
Особенности построения тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации в соревновательном периоде. Структура и содержание различных межигровых циклов.
Особенности структуры и содержания тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации в переходном периоде.
Методические подходы к оценке уровня подготовленности хоккеистов высокой квалификации. Тесты, рекомендованные Федерацией хоккея.
Исторические этапы развития отечественного хоккея.
|