Учитель-логопед Сметанина Галина Валентиновна г. Сургут МБОУ начальная школа - детский сад №37.
Предмет: логопедия
Класс: 2
Тема: Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш
Тип урока: коррекционная работа при смешанной дисграфии.
Технологическая карта занятия.
Тема
| Звуки [ж], [ш], буквы Ж-Ш
| Задачи
| Коррекционно-развивающие:
- закреплять знания детей о согласных звуках и буквах Ш-Ж;
- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков [Ш] [Ж], нормами их артикуляции;
- учить выделять звуки [ж], [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;
Образовательные:
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Зимние виды спорта».
- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
- формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;
Воспитательные:
- развивать навыка самоконтроля;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину;
- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;
- воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;
- воспитывать вежливое отношение к товарищу.
| Основные понятия
| Зимние олимпийские игры, зимние виды спорта, Снежный барс – символ, символ олимпиады - олимпийские кольца.
| Методы и методические приемы
| Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез, метод контроля и самоконтроля.
Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра
| Формы работы
| Фронтальная работа, индивидуальная работа
| Оборудование:
| Доска, видеопроектор, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради, карандаши, ручки, индивидуальные карточки.
| Ход занятия
Этап урока
| Метод, приём
| Форма
| Средство
| Деятельность логопед
| Деятельность обучающихся
| 1. Организационное начало урока.
| Задачи:
-актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
| Мотивирующий приём
| Фронтальная и индивидуальная работа
| Презентация Слайд 1
| - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
На рабочих местах учащихся разложены карточки – примеры с зашифрованными именами.
- Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место. (На партах предметные картинки)
(дом, арбуз, ножницы, игла, ложка – Данил)
(слон, ананас, шишка, арбуз – Саша)
(ведро, лампа, апельсин, дельфин - Влад)
(арбуз, ракета, индюк, носки, ананас – Арина)
| Стоят в кругу. Выполняют инструкции логопеда.
Находят свое рабочее место, собрав свое имя из первых букв картинок
| II. Постановка проблемы. Формулирование темы занятия.
| Задача:
включения учащихся в коррекционный процесс.
| «Загадки»
| Фронтальная работа
| Презентация Слайд 2
| - Предлагаю отгадать загадки
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые
В них поставим две ноги -
И по большим снегам беги!
- Назовите третий звук в этом слове
-Охарактеризуйте этот звук
- На письме какой буквой обозначаем звук [Ж]
Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки
Это палка - для хоккея
И она зовется ....
- Назовите 4 звук в слове.
-Охарактеризуйте этот звук
- На письме какой буквой обозначаем звук [Ш]
-Над какими звуками и буквами мы будем работать на занятии.
- Ребята, чем похожи, а чем различаются звуки [Ш] [Ж]
| Дети называют отгадку - лыжи
Ответы детей.
- Согласный, звонкий, твердый, шипящий.
- буквой "ЖЕ"
Дети называют отгадку - клюшка
Ответы детей.
- Согласный, глухой, твердый, шипящий..
- буквой "ША"
- Ответы детей
Дети дают сравнительную характеристику звуков
| III.Основная часть.
| Задачи:
-включение нового знания в систему знаний;
- повторение и закрепление изученного ранее.
| Приём активизации внимания
| Фронтальная работа
| Презентация Слайд 3
| -Ребята, а в какое время года вы берете лыжи, клюшки, коньки.
- Вы знаете, что в феврале 2014года у нас в России в городе Сочи будет проходить зимняя Олимпиада. И сегодня на занятие к нам пришел гость - символ Сочи 2014 года.
- Кто знает, какой символ Олимпиады у всех олимпийских игр?
- И сегодня на занятии мы будем собирать символ всех олимпийских игр - 5 Олимпийских колец. Эти пять колец символизируют пять населенных частей мира, которые желают участвовать в Олимпийском движении.
За правильно выполненное задание Снежный Барс будет награждать вас кольцом. (При выставлении кольца объясняю почему оно такого цвета).
| - Зимой.
- Снежный Барс.
- Олимпийские кольца
| Задачи:
-развитие фонематического восприятия.
| Проговаривание, слуховой дифференциации
| Индивидуальная работа
|
| - Для того, чтобы справиться с заданиями от Снежного Барса нужно размяться.
-Повторите слоговые ряды
Ша - ша - жа
Ше - же - ше
Жо - шо - жо
Жи - жи - ши
Шу - шу - жу
Ожи - ажи - оши
Ежи - еши - ежи
Следующее:
Если в слове есть звук Ж, поднимите руки вверх, а если звук Ш - опустите руки на парту.
Жители, пассажир, широкий, режим, жизнь, ширина, ошибка, умножить, лыжник, шлем, шайба, оружие, на финише, сушить, дорожить, афиша, шрамы, сужу, дружу.
- Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.
| Повторяют слоговые ряды.
Выполняют соответствующие движения.
| Задачи:
-развитие фонематического восприятия, внимания, звукового анализа.
| Звукобуквенной дифференциации
| Индивидуальная работа
| Презентация Слайд 4
Презентация Слайд 5
| -Ребята, откройте тетради запишите дату и тему урока.
-Прежде чем пойти заниматься зимними видами спорта, нужно правильно одеться. Наш герой предлагает первое задание.
-Запишите букву Ш или Ж и рядом с ней укажите место звука в слове.
Штаны, рубашка, пиджак, шапка, ушанка, жакет, джемпер, нижнее (белье), джинсы, гамаши, жилетка
(Проверка на слайде)
- Все верно! Вот ваша первая награда!
(На доску вывешиваем олимпийское кольцо красного цвета, символизирует Американский континент).
| Записывают слова в тетради.
Каждый проверяет свою работу сам.
| Задача:
- развитие речи, активизация словарного запаса.
| "Игра", познавательная активность
| Индивидуальная и групповая работа
| Презентация Слайд 6
| - А сейчас мы поиграем в снежки. Найдите половину слова. (Карточки).
Убе -
Подо - - ждать
Награ -
Побе -
Успе - - шно
Поспе -
Слы -
Пры - - жок
Сне -
Дру-
Ва -
Ну - - жно
Дру -
Надё -
-Запишите слова в тетради, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж– двумя. (проверка, чтение слов)
- Все эти слова нам пригодятся на уроках и спортивных занятиях.
- Вот и со вторым заданием вы справились.
(Вывешиваем на доску второе олимпийское кольцо - синего цвета, символизирует Европу)
| Записывают слова в тетради
| Задачи:
-развитие внимания, навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
| Приём активизации внимания
| Индивидуальная работа
| Презентация Слайд 7
Презентация Слайд 8
| - Следующее задание надо выполнить по карточке. Найдите в каждой строке два слова -названия зимних видов спорта.
Б р л р п д в л ы ж н ы е д л д п г о н к и з д
См п ф к ц к о н ь к о б е ж н ы йл в с п о р т
Д л ш г о р н о л ы ж н ы й п к ц й с п о р т в к
Ж ш р н п р ы ж к и д л н в т р а м п л и н д ж
- Обратите внимание, как пишется слово прыжки. Как проверим?
-А какие еще зимние виды спорта вы знаете?
Запишите названия видов спорта в тетради, поделите слова на слоги, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж -двумя.
(вывешивается на доску третье олимпийское кольцо - черного цвета, символизирует Африку)
| Проговаривают названий видов спорта.Проверяют выполненное задание.
Ответы детей.
Записывают в тетради.
| Физминутка "Покажи движение"
| Задачи:
-Развитие звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложения;
-развитие логического мышления и зрительного восприятия.
| Приём активизации внимания задания с недостатком данных.
| Фронтальная и индивидуальная работа.
Фронтальная и индивидуальная работа.
|
Презентация Слайд 9
| Снежный барс предлагает нам новое испытание.
-Вставь пропущенные буквы Ш– Ж.
_ура и _еня катались на лы_ах. У Ми_и и Са_и клю_ки, _айбы и _лемы. Алё_а хоро_о бе_ит по доро_ке на коньках.У Серё_и были о_ибки.
- Запишите второе предложение в тетради. Подчеркните опасные места.
- Какие орфограммы вы встретили в предложениях?
(вывешивается на доску четвертое олимпийское кольцо - желтого цвета, символизирует Азию)
Снежный барс принес нам послание, но оно зашифровано. Вот вам шифр.
(Пешком ходить - долго жить.)
п
| д
| о
| д
| и
| и
| г
| о
| д
| е
| ш
| х
| ь
| т
| р
| л
| р
| ж
| з
| к
| к
| -
| н
| о
| а
| ж
| ь
| п
| о
| м
| ы
| д
| м
| с
| и
| т
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
| - Ребята, прочитайте, что у вас получилось?
- Ребята, а почему так говорят?
(вывешивается на доску 5 олимпийское кольцо - зеленого цвета, символизирует Австралию)
Вот и собрали мы главный символ Олимпийских игр.
| По очереди выходят к доске, записывают пропущенные буквы.
Ответы детей.
Дети читают.
Рассуждения детей.
| IV. Итог урока. Рефлексия.
| Задачи
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Оперативный контроль
Оценивание ответов учащихся
| Фронтальная работа
| Презентация Слайд 10
| 1
|
| 5
|
| 9
|
| 2
|
| 6
|
| 10
|
| 3
|
| 7
|
| 11
|
| 4
|
| 8
|
| 12
|
| - Внимательно слушайте вопросы, согласны «+», не согласны « - ».
Звук[ш] всегда мягкий?
Звук [ж] всегда твердый?
Сочетание Жи – Ши пишем с буквой И?
В слове «шуршала» два звука [Ш]?
В слове ужин звук (ж) стоит на 3 месте?
В слове лыжник звук (ж) находится на 2 месте?
В слове маршрут звук (ш) находится на 4 месте?
В слове ушибы звук (ш) находится на 3 месте?
В слове (снежок) 3 слога?
В слове шажок есть звук (ш) и звук (ж)?
В слове (тишина) 3 слога?
Чтобы быть сильным, ловким, умелым нужно заниматься спортом.
- Сравните ваши ответы, с тем, что должно получиться. У кого нет ошибок? У кого одна ошибка?
- Ребята, какую отметку вы бы поставили за свою работу. Почему?
- На этом наши небольшие олимпийские игры подошли к концу. Снежный Барс с вами не прощаемся. На следующем занятии мы продолжим работу по теме. Спасибо за работу!
| Индивидуальное заполнение «цифрового квадрата»
Проверяют выполненное задание.
Ответы детей.
|
Логопедический Портал – LogoPortal.ru
|